Надежда Мазаник с супругом и тремя несовершеннолетними детьми пять лет прожила в комнате столичного общежития №5 площадью в 15 "квадратов". Едва заведя разговор о расширении жилплощади, женщина получила отказ, а после — уведомление о том, что семья должна найти новое жилье.
В свое время получить комнату ей помогло ОАО "КСП-92", где Надежда трудилась маляром до ухода в декрет. Позже предприятие задолжало большую сумму владельцу общежития — ОАО "Стройтрест №7". По словам Виталия Хомякова, директора ответственного ЖКУ, Надежду выселят в любом случае: в жилье нуждаются работники "Стройтреста" (коим Надежда не является), а всех сразу комнатами не обеспечить.
Договор найма истек в конце апреля, в продлении — отказано. Семья не покинула комнату за отведенный срок, и на днях Надежде сообщили, что приступили к сбору документов для подачи их в суд и последующего принудительного выселения. Дальнейшую судьбу Мазаников решит суд: по мнению юристов, каждая подобная ситуация требует детальной проработки в индивидуальном порядке и может быть решена в любую сторону.
"Мы с мужем были у директора ЖКУ. Он нас выгнал, слушать не захотел и приходить запретил: мол, ему своих людей нужно расселять. По его словам, документы для подачи в суд уже собирают. Ну, пускай собирают, нам все равно пойти больше некуда, пока не выгонят, будем здесь", — поделилась Надежда.
По ее словам, их семья — не единственная столкнувшаяся с такой проблемой. Все они наделены жильем ровно на тот срок, который займут судебные разбирательства.
"Судиться общежитие будет с еще несколькими семьями: у них тоже заканчиваются договора, им так же некуда ехать. Может быть, суд откажет в выселении? Привлечь юристов мы вряд ли сможем — у нас попросту нет денег", — рассказала она.
Супруг Надежды меньше года трудится на Минском автомобильном заводе, который также располагает общежитием. Однако, по словам Николая Гиля, исполняющего обязанности заместителя генерального директора по кадровым, социальным вопросам и идеологической работе, небольшой стаж не позволит ему претендовать на внеочередное заселение: закон для всех одинаковый, и многодетные семьи стоят в общей очереди с остальными сотрудниками.
Третий ребенок в семье Мазаников появился всего несколько месяцев назад. Едва получив удостоверение о многодетности, супруги вновь обратились в МАЗ.
"Пошли в ЖЭС, который отвечает за общежитие, написали заявление. Нас включили в список многодетных семей, но никаких привилегий это не дает. Женщина, которая принимала нас, посочувствовала, но сразу сказала, что ждать придется долго: очередь огромная, а проработал мой муж мало. Коллеги говорят, что получить комнату быстро можно только, если есть какие-то связи", — рассказала женщина.
В ближайшее время супруг Надежды намерен добиться прямой беседы с руководством предприятия: семья надеется найти понимание, рассказав свою историю. По словам женщины, при самом неблагоприятном исходе им некуда переселиться даже на время.
"Приехали из деревни, у нас здесь и родственников нет, да и кому мы нужны с тремя детьми? По той же причине (кроме, конечно, финансовой) и квартиру снять не можем: все боятся соседских жалоб и того, что дети что-то испортят. Я уже и говорила, что маляром до декрета была: если надо будет, смогу отремонтировать, — все бесполезно", — пожаловалась она.
Возвращение в родную деревню, из которой Надежда перебралась в столицу чуть меньше 10 лет назад, женщина не рассматривает даже в качестве временного варианта.
"Я из этой нищеты еле выкарабкалась, и опять в деревню? Как там выживать, когда такая безработица, все колхозы разваливаются, а работникам в лучшем случае по 250 рублей платят? В какие условия дети поедут, когда здесь и врачи, и перспективы? Да и даже там дом получить — не быстрое ведь дело", — посетовала она.
Последней попыткой решить вопрос стало обращение, адресованное в Управделами: Надежда выяснила, что люди просят помощи в различных проблемах, и даже получила ответ.
"Обращение перенаправили на рассмотрение в Мингорисполком. Мы надеемся, что там смогут как-то повлиять на ситуацию. Я не верю, что нас с ребенком выбросят на улицу, может быть, дадут другую комнату?" — надеется женщина.