Когда вы идете с супругом или с дамой сердца в кафе, возможно, вас тянет на что-нибудь эдакое, в духе дефлопе из фильма "О чем говорят мужчины". Но если на руках у вас компания голодных и любопытных иностранцев, задача ясна — накормить их вкусно и интересно в формате национальной кухни.
Кухня не для слабаков
Даже после мимолетного взгляда на меню становится понятно, что стейком из говядины или лосося накормить приезжих в Минске было бы куда проще и, может быть, даже эффектней. Но мои гости — с Альбиона, и говядину с северной рыбой видеть категорически не хотят.
Поводив иностранцев во время рождественских каникул по минским кафе и барам, как Моисей по пустыне, вынуждена констатировать: все очень плохо.
В большинстве заведений национальная кухня представлена, мягко говоря, убого: драники с грибами-мясом-шкварками-лососем и далее по списку. Это если заведение без претензии на национальную кухню. Те, что с национальным колоритом, еще рульку, колбасы "пальцем пиханные" и мачанку с верещакой могут предложить. И капусту квашенную/тушеную/томленую/жареную. Но все это в общем зачете жирно, кисло, солоно, — нездорово и тяжело, в общем.
Конечно, большинство блюд белорусской кухни, завещанных нам исторической памятью, не то чтобы не парадные, простые и даже сермяжные. Потому как цель преследовали безыскусную — досыта накормить человека, занятого тяжелым трудом. Не слишком накладно и по возможности быстро.
Но это совсем не означает, что на завтрак, обед и ужин предки наши драниками душились. Вот и гости мои в Минске уже раз "надцатый", драники у них в зубах навязли.
Авторски перемороженная дорада
В одном ресторанчике в самом центре Минска, официант, поджимая губы, сказал: "Белорусское меню — не наша тема. У нас авторская кухня…".
Впрочем, какие-то деруны из картофеля в меню все-таки числились, правда, в сочетании с тар-таром из семги.
"Это потому, что надо", — скромно потупился официант, намекая, что блюда национальной кухни должны быть в меню каждого заведения, как и напитки белорусского производства. Повздыхав вокруг непонятных картофельных оладий с рыбой, пришлось приобщиться к "авторской кухне".
Рыба дорада в авторском исполнении оказалась размером чуть больше двухрублевой монеты, к тому же перемороженная до состояния пенопласта.
"А тарелка такая огромная, вероятно это для того, чтобы подчеркнуть, что дефлопе на Земле очень мало", — процитировал кто-то небезызвестный фильм "Квартета И", сочувственно глядя на заказавшего дораду.
Почему обязательно "нажористо"?
Но гурман ей судья, этой авторской кухне. Продолжим "за белорусскую". Почему наши кафе-рестораны упрямо не хотят сделать ее вкусной и привлекательной? Почему представляют такой "нажористой" и вредной?
Ну не растут у нас ананасы. Так они и в Литве с Польшей не растут, хотя там из тех же продуктов, помноженных на старание, совсем другие блюда получаются. Те же маринованные "бурачки", ревень, тыква в разных вариациях совсем не зазорный овощной гарнир в любом польском ресторане.
У нас же из традиционных овощей — разве что картошку-капусту и маринованный огурец предложат. Но домашних маринадов у каждого белоруса и так хватает — зачем в ресторане их заказывать? Поэтому и спроса нет. А по-другому у нас овощи не подают.
Вот и получается, что все жирное и калорийное, и без альтернативы для тех, кто не за лишними килограммами в Беларусь приехал. Хотя любой старожил скажет — так плотно каждый день белорусы не питались и все эти рульки/колбаски/кумпяки метались на стол разве что по праздникам.
Почему экзерсисы авторской кухни надо проводить исключительно на дораде, которая "у нас не растет", а отечественные рыбхозы традиционно стонут, что даже со сбытом ручьевой форели испытывают трудности?
Директивная любовь
Исследователи материальной культуры белорусов от Адамам Мальдиса до Алеся Белого извлекли на свет божий десятки, если не сотни интересных и не таких уж немыслимых рецептов блюд шляхетской, к примеру, кухни. Экспериментировать с ними рискуют сегодня лишь немногие заведения. В самые популярные из них нам в рождественские праздники попасть не удалось — все было зарезервировано. Значит спрос есть. Но расширять предложение остальные не спешат.
Возможно, одна из причин унылости национальной кухни в общепите — ее директивность. Дескать, должны быть и точка. Поэтому блюда и включают в меню "на отвяжись", чтобы просто и с минимальными трудозатратами. А на дораду все равно "выхлоп" больше. И пасту в Минске подают куда чаще, чем клецки "з душамі".
Хорошее национальное блюдо — его ведь не только методом проб и ошибок найти надо, его еще и популяризировать желательно. Чтобы посетители хотя бы знали, о чем речь идет. Вот и получается, как ни крути, что дефлопе в Минске пока куда рентабельнее.