Пистолет Лебедева: инженер с белорусскими корнями создал оружие для МВД РФ

© Photo : концерн "Калашников"Дмитрий Лебедев
Дмитрий Лебедев - Sputnik Беларусь, 1920, 13.02.2026
Подписаться
Эксклюзив
Ведущий инженер-конструктор Ижевского механического завода Дмитрий Лебедев рассказал корреспонденту Sputnik Игорю Кандралю о своем детище – линейке современных пистолетов, в том числе МПЛ, МПЛ-1 и ПЛК, которые уже стоят на вооружении силовых структур РФ.
Современный модульный пистолет Лебедева имеет уже более пяти модификаций для МВД, Росгвардии и многих других федеральных органов исполнительной власти РФ.
История его создания – это не просто конструкторская работа, а веха для всей оружейной школы, которая показывает, как инициативность, глубокие знания и многолетняя верность профессии могут воплотиться в разработках, обеспечивающих военную безопасность страны.
Дмитрий Лебедев – российский конструктор боевого и спортивного оружия. Родился в городе Калининград (сейчас – Королев) Московской области, но имеет и белорусские корни. Работал в системе ДОСААФ, где прошел путь от тренера-механика до старшего тренера-инженера. Сейчас – ведущий инженер-конструктор Ижевского механического завода концерна "Калашников".
© Photo : концерн "Калашников"Дмитрий Лебедев
Дмитрий Лебедев - Sputnik Беларусь, 1920, 11.02.2026
Дмитрий Лебедев
Президент РФ Владимир Путин в 2022 году вручил Лебедеву орден "За военные заслуги" – за успехи в разработке, производстве и введении в эксплуатацию современной военной техники и вооружения, укрепление обороноспособности страны и многолетний добросовестный труд. Год спустя авторский коллектив разработчиков линейки пистолетов Лебедева стал лауреатом премии имени С.И. Мосина в области научно-технических исследований и разработок в интересах обороны и безопасности страны за 2022 год, а также лауреатом государственной премии Удмуртской Республики в области науки и технологий.
– Дмитрий Иванович, насколько глубоки ваши белорусские корни?
– Я отношусь к Беларуси, как своей второй родине: моя мама, Галина Васильевна, в девичестве Русак, белоруска, родилась в 1931 году в населенном пункте Горани, что под Минском. Папа родился в 1907 году в Санкт-Петербурге. Она познакомилась с отцом, будучи студенткой юрфака Белорусского государственного университета, папа был там же завкафедрой вычислительной техники – первой в стране. В подмосковный Калининград семья переехала в 1962 году, когда главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев пригласил моего отца участвовать в космической программе…
© из архива Дмитрия ЛебедеваМать и отец Дмитрия Лебедева (1961 год, Минск)
Мать и отец Дмитрия Лебедева (1961 год, Минск) - Sputnik Беларусь, 1920, 11.02.2026
Мать и отец Дмитрия Лебедева (1961 год, Минск)
Мои два брата остались жить в Беларуси: Владимир, к сожалению, умер, был завкафедрой Могилевского госуниверситета. А Василий, специалист по станкам ЧПУ, живет в Гомеле.
Ну а уж сколько у меня родственников и друзей в Беларуси – перечислять не буду.
– Когда у вас впервые проявились инженерные способности?
– С раннего детства. Благодаря отцу я был окружен техникой и технической литературой. Интерес к оружию, как и у подавляющего большинства мальчишек, у меня был всегда. Сперва я тренировался с помощью детских конструкторских наборов, затем, когда этих средств стало не хватать, опять-таки с помощью отца стал приобретать навыки работы с деревом и другими материалами. Записывался в кружки технического творчества, строил модели бронетехники, кораблей, самолетов, ракет. Для дворовых мальчишеских игр делал макеты стрелкового оружия. В пятом классе я привлек внимание руководителя начальной военной подготовки и смог уже заниматься с реальными образцами оружия и боевой техники. В 13 лет записался в Калининградский стрелково-спортивный клуб ДОСААФ. Там очень к месту оказались мои навыки механика, так как людей, занимавшихся стрельбой, в стране было много, а умеющих ремонтировать и отлаживать оружие – гораздо меньше. Тогда и определилась моя дальнейшая судьба. Потом началась срочная служба в рядах Советской армии…
– Для оружейника армия – хорошая школа. Настрелялись из боевого оружия на полигоне?
– Из настоящего боевого оружия я начал стрелять в клубе ДОСААФ. В его арсенале помимо спортивного было и боевое оружие, включая пулеметы.
Что касается срочной службы в армии, то я должен был проходить ее оружейником спортроты Московского военного округа, но министр обороны СССР Дмитрий Устинов решил, что полезнее для родины я буду в должности спецмеханика засекреченной связи. Поэтому служил сначала в "учебке" в Харькове, а потом на КП Отдельного корпуса ПВО под Ростовом-на-Дону. После увольнения в запас в 1987 году я вернулся в структуру ДОСААФ.
В скорости на мою деятельность обратил внимание Ефим Хайдуров, возглавлявший конструкторско-исследовательскую группу в Центральном стрелково-спортивном клубе ДОСААФ СССР. И пригласил к себе на должность тренера-механика сборной СССР. Он стал для меня по сути "отцом" в оружейной профессии.
– Чему самому главному научил вас Хайдуров? Правилам работы, принципам конструирования или вообще воспитал инженерные черты человеческого характера?
– Ефим Леонтьевич был не только выдающимся стрелком-спортсменом, многократным чемпионом и призером чемпионатов мира, Европы и СССР по пулевой стрельбе, но и всемирно известным конструктором спортивного оружия, создателем многих советских образцов спортивных пистолетов и револьверов. Модели Х-1-МТ, ТОЗ-36, СП-08, а также ХР-64 и Иж-ХР-30/31, разработанные в дуэте Хайдуров-Розаренов, стали известными в мире и часто на голову превосходили своих конкурентов. Большая часть рекордов на соревнованиях СССР, Европы и мира была установлена именно с использованием пистолетов серии ХР.
© из архива Дмитрия ЛебедеваЕфим Хайдуров и Дмитрий Лебедев
Ефим Хайдуров и Дмитрий Лебедев - Sputnik Беларусь, 1920, 11.02.2026
Ефим Хайдуров и Дмитрий Лебедев
Но понятно, что группа под его руководством занималась не только конструированием спортивного оружия. К нему, как к крупнейшему специалисту в области стрелкового оружия, обращались за помощью и советом из различных силовых структур и ведомств. В рамках этой работы Ефим Леонтьевич поощрял мой интерес к боевому оружию и откомандировывал меня для выполнения соответствующих работ.
Особое значение Хайдуров придавал моему обучению стрелковому мастерству, считая, что толковым конструктором невозможно стать, не владея предметом. Он учил меня смотреть на пистолет не как на простую "стрелялку", а на машину, где "содержание инженерной мысли на единицу массы выше, чем в аэрокосмической области", как выразился Анатолий Вассерман. И в этом ряду пистолеты занимают особое место: ведь если в корпусе автомата можно разместить много разных функциональных деталей, то пистолет всегда был ограничен размером и весом.
В самом ЦССК ДОСААФ был огромный арсенал оружия из разных стран, в котором я пропадал все свободное время. Кроме того, взаимодействуя с Главным разведывательным управлением Генерального штаба, мы имели доступ к богатейшей коллекции стрелкового оружия из "горячих точек" со всего мира.
На то время основным был пистолет Макарова, принятый на вооружение в 1951 году, технически и морально устаревший. Мы в группе постоянно обсуждали направления и перспективы развития стрелкового оружия, внесения в конструкцию наработок, полученных на основе богатейшего опыта конструирования и эксплуатации спортивного оружия: изменить конфигурацию, баланс, спуск, внести эргономические наработки на новую базу надежной автоматики. Но 1990-е многое изменили не только в нашей жизни, но и в конструкторской среде. А с уходом из жизни Хайдурова я остался последним сотрудником группы до перехода в концерн "Калашников".
– У вас осталось тогда много наработок?
– Много. Но все упиралось либо в отсутствие финансирования, либо в засилие западных образцов вооружения, которые выигрывали в продажах за счет рекламы. Наши пистолеты просто не успевали не то что выйти на оружейный рынок, а даже прийти в наши силовые структуры. Уже после распада СССР конструкторы создали для различных силовых структур немало моделей: пистолет Сердюкова СР-1 "Вектор", пистолет Грязева и Шипунова ГШ-18, пистолеты Стечкина "Бердыш", "Пернач", "Дротик" и другие. Но дальше мелкосерийного производства дело не пошло. На крупную серию вышел только пистолет Ярыгина.
В 2013 году одно нижегородское оружейное предприятие предложило мне создать линейку спортивных и боевых пистолетов, однако нелепая случайность остановила эту работу. Но уже через год меня пригласили в концерн "Калашников", где мне удалось разработать основные технические решения пистолета Лебедева компактного (ПЛК) и модульных пистолетов Лебедева (МПЛ и МПЛ-1).
© из архива Дмитрия ЛебедеваОдин из первых рисунков пистолета Лебедева
Один из первых рисунков пистолета Лебедева - Sputnik Беларусь, 1920, 11.02.2026
Один из первых рисунков пистолета Лебедева
– Дмитрий Иванович, если можно, опишите ваши разработки простым языком, так сказать, для людей, не посвященных в оружейную тему.
– Если рассказывать простым, а не конструкторским языком, то был разработан прототип ПЛ-14, задуманный как универсальная платформа в части конструктивных элементов и технологий. Самая главная трудность, которую пришлось решить, – как надежный набор механизмов втиснуть не только в контур оружия, но и сбалансировать его. Ведь если делать контур сбалансированным, то в него просто не влезет весь механизм. А если сделать упор на надежность и безупречность механизма, то это будет в ущерб эргономике.
© Photo : концерн "Калашников"Пластилиновая модель пистолета Лебедева
Пластилиновая модель пистолета Лебедева - Sputnik Беларусь, 1920, 11.02.2026
Пластилиновая модель пистолета Лебедева
Сначала был сделан макет из картона и пластилина. Понимая расположение тех или иных механизмов, что я хорошо усвоил еще при работе со спортивным оружием, пытался найти оптимальный баланс, наклон рукоятки, центр масс, что позволило бы вести меткий огонь и в то же время быстро осуществлять его перенос на другую цель. Понимал, что эта платформа должна стать универсальной: на ее основе можно было сделать как большой спортивный пистолет, так средний и компактный боевой пистолеты. Кроме того, они должны удобно лежать как в правой, так и в левой, в большой или маленькой руках. У него должны были быть удобный спуск, удобно расположенные органы управления, прицельные приспособления, возможность установки дополнительного оборудования – глушитель, коллиматор, подствольный фонарь, лазерный целеуказатель и тому подобное.
До середины 2015 года мы пробовали и оценивали то, что сделали, и по результатам появилась первая боевая машина ПЛ-15, которая стала основанием для современных пистолетов Лебедева. Основная характеристика – это максимальное удобство, что особо важно для неопытных стрелков.
© Photo : концерн "Калашников"Дмитрий Лебедев
Дмитрий Лебедев - Sputnik Беларусь, 1920, 11.02.2026
Дмитрий Лебедев
– И эта разработка все же вышла на финишную производственную прямую. Благодаря чему и кому?
– Разработка получила поддержку со стороны силовых ведомств России. В 2021 году 9-мм ПЛК был принят на вооружение Министерства внутренних дел, а 9-мм МПЛ и МПЛ-1 − на вооружение Федеральной службы войск национальной гвардии. Пистолет гарантированно выдерживает заложенный в него ресурс на 10000 выстрелов при использовании высокоимпульсных патронов 7Н21-01.
На сегодня линейка дополнена травматическим пистолетом ПЛК-Т и спортивным пистолетом ИЖ-182. Серийное производство всех освоено на Ижевском механическом заводе. Сейчас ведутся работы по модернизации пистолета для потребностей других силовых структур России.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале, MAX и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0