Когда деревья будут большими: в Гомеле изучат ДНК древних дубов-гигантов

© Sputnik / Татьяна Федоренко
Подписаться
Белорусские дубравы в местах исчезнувших деревьев-великанов высотой с 16-этажное здание намерены возродить научные сотрудники Института леса Национальной академии наук Беларуси.
Гомельские ученые изучают свойства мореных дубов возрастом до 6000 лет. Исследования позволят обнаружить места исчезнувших дубрав.
Также это поможет исследователям выяснить, в каких климатических условиях росли дубы-гиганты на территории современной Беларуси в далеком прошлом, об этом корреспонденту Sputnik Татьяне Федоренко рассказали в Институте леса Национальной академии наук Беларуси.
Дубы-великаны
Для проведения исследования в рамках научной работы отобраны более 50 спилов мореного дуба, поднятого со дна реки Сож вблизи поселка Ченки. Оценочный возраст стволов деревьев на данном участке – от 700 до 5000 лет. Но есть в лаборатории гомельских ученых и экземпляры постарше – возрастом более 6000 тысяч лет.

Сруб мореного дуба возрастом 6000 лет
© Sputnik / Татьяна Федоренко
"Поднятые со дна реки дубы свидетельствуют о произрастании на этом месте большой пойменной дубравы. На данный момент спилы проходят процедуру сушки, после чего будет произведен отбор образцов древесины для проведения анализа древней ДНК с целью исследования распространения на территории Беларуси дубрав различного географического происхождения", – уточнил младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела генетики, селекции и биотехнологии Сергей Дупанов.
Собеседник добавил, что ранее на территории Беларуси произрастали настоящие дубы-гиганты. В доказательство демонстрирует неоспоримый факт – спил дуба, длина ствола которого достигала 33 метров, когда его извлекли со дна реки в районе деревни Старые Дятловичи. Возраст находки датировался 3000 лет, а расчетная высота с кроной дерева составляла около 55 метров.

На территории Беларуси произрастали настоящие дубы-гиганты высотой около 55 метров
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Со слов Сергея Дупанова, у дуба высокий адаптационный потенциал, он хорошо приспосабливается к изменениям в природе и, тем не менее, именно климат повлиял на уменьшение современных дубов в размерах.
"В атлантический период на нашей территории были теплые зимы и дождливое лето. Это идеальные условия для буйного роста дубов-великанов. Затем был переход от атлантического к субатлантическому периоду, который характеризовался резкими перепадами температур, холодными суровыми зимами и засушливым летом. Новые климатические условия в итоге повлияли на качество роста дубов", – рассказал младший научный сотрудник.

1/3
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Спил мореного дуба

2/3
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Спил мореного дуба

3/3
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Спил мореного дуба
1/3
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Спил мореного дуба
2/3
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Спил мореного дуба
3/3
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Спил мореного дуба
Со слов Сергея Дупанова, количество дубрав на территории страны в последнее тысячелетие сократилось. Основная причина – хозяйственная деятельность человека. Об этом говорят и археологические находки, обнаруженные на городище на реке Менке под Минском.
"70 процентов найденных на археологическом комплексе на реке Менке срубов – из дуба. То есть дерева хватало для строительства в то время. А вот в период XIV – XVI веков при раскопках встречаются срубы преимущественно хвойных пород. Дубрав становилось меньше, соответственно, и генофонд дуба ухудшался", – делится сотрудник института.

В институте леса успешно клонируют хвойные породы деревьев
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Ученые не оставляют надежды "воскресить" мамонта, подвергнутого глубокой заморозке, пока безрезультатно.
Интересуемся, сработает ли технология "воскрешения" дубов-великанов, если использовать древнюю ДНК пролежавших не одно столетие на глубине реки мореных дубов? У современных биологов на это есть ответ.

Лаборатория Института леса в Гомеле
© Sputnik / Татьяна Федоренко
"ДНК у таких старых деревьев сложно выделить, опытные образцы в основном дают деградированную ДНК. Но расшифровать геном дерева вполне реально. Однако это не означает, что из древней ДНК можно создать микроклон и в перспективе получить саженец. С ее помощью можно изучить динамику и пик роста огромных дубов, которые исчезли", – пояснил Сергей Дупанов.
Деревья-мутанты и русский след
Восстановить дубравы, которые росли более 100 лет назад в Беларуси – амбициозный план ученых Института леса, правда, речь пойдет уже о современных дубах, которые планируют высаживать на исторических местах исчезнувших деревьев. И у белорусского Полесья в этом направлении хороший потенциал – более 50 процентов дубрав Беларуси произрастает именно здесь.
"Гомельская и Брестская область – лидеры по площади дубрав, – информирует заведующий лабораторией селекции, семеноводства и сохранения генетических ресурсов леса, кандидат биологических наук, доцент Дмитрий Каган. – В Гомельской области пойменные и суходольные дубы распространены повсеместно".

В лаборатории гомельского Института леса
© Sputnik / Татьяна Федоренко
С его слов, похвастаться хорошими дубравами на Гомельщине могут Буда-Кошелевский, Гомельский, Речицкий, Лельчицкий, Мозырский и Петриковский районы.
"Юго-восточные дубравы к нам пришли с территории Русской равнины. Это суходольные дубы, которые выдерживают более низкие температуры. Центрально-Белорусское происхождение дубов – основное в Беларуси. Деревья этой группы занимают участки в поймах рек, это уже наши привычные раскидистые пойменные дубы. Они более приспособлены к условиям затопления", – рассказал Дмитрий Каган.
Национальный парк "Припятский" тоже интересная зона, считает доцент. Там ученые института выявили наряду с повсеместным произрастанием Центрально-Белорусского происхождения проникновение дуба с запада. Западное происхождение деревьев адаптировано к более умеренному климату и распространено в западной части Беларуси.
"На стыке Национального парка "Припятский" можно видеть такой генетический "замес", где генофонд дуба приходит и с востока, и с запада", – пояснил заведующий лабораторией селекции и сохранения генетических ресурсов леса.
Эту зону, считает ученый, можно рассматривать, как зону возникновения новых генетических вариантов, которые могут в будущем "выстрелить". Здесь в результате локальных мутаций возникает несколько новых генетических происхождений дуба.
Не оставляем попыток выведать о научном открытии и интересуемся у собеседника, можно ли создать гибрид тысячелетнего мореного дуба и современного?
"Получить дерево из ДНК мы не можем, как бы этого не хотелось. Пока об этом можно только фантазировать, – не оставляет шансов на сенсацию Дмитрий Каган. – А что касается мореного дуба, то это один и тот же вид с теми, что растут в наших лесах – дуб черешчатый".
Спрашиваем у ученого, встречаются ли в природе деревья-мутанты, все еще не оставляя надежды на сенсационную информацию.
"Одним из примеров мутаций у деревьев, которые можно наблюдать в природе, являются так называемые "ведьмины метлы", которые возникают на хвойных древесных породах", – пояснил ученый.
Что же касается сиамских близнецов в мире растений и деревьев причудливой формы, то и здесь у сотрудника есть логичные объяснения.
"Семена упали рядом, вот вам и сросшиеся стволы, ударила в крону молния, или, допустим, лось погрыз верхушку – получается многоветвистое дерево необычной формы. С виду и кажется, что это не нормально, но на деле это может быть обычное воздействие физических факторов", – пояснил Дмитрий Каган.

1/4
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Спил мореного дуба

2/4
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Спил мореного дуба

3/4
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Спил мореного дуба

4/4
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Спил мореного дуба
1/4
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Спил мореного дуба
2/4
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Спил мореного дуба
3/4
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Спил мореного дуба
4/4
© Sputnik / Татьяна Федоренко
Спил мореного дуба
Для проведения исследования в рамках научной работы отобраны более 50 спилов мореного дуба, поднятого со дна реки Сож вблизи поселка Ченки.
При помощи древней ДНК пока невозможно клонировать тысячелетнее дерево, но мореные дубы могут помочь восстановить историю расселения дубрав по территории Беларуси, считают в Институте леса.
"С помощью анализа древней ДНК мореных дубов мы можем изучить динамику, спрогнозировать и смоделировать будущую структуру наших дубовых лесов, чтобы они были устойчивее и продуктивнее", – резюмировал Дмитрий Каган.
То есть, зная, как исторически происходило развитие дубовой формации в Беларуси и, понимая, что некоторые дубы по происхождению приспособлены к определенным условиям, ученые могут стратегически создавать более продуктивные леса. Также они смогут рекомендовать лесному хозяйству для посадки дубрав территории исторического произрастания дубов-великанов. И такой лес, по мнению сотрудников, будет являться более устойчивым и продуктивным.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!