Победить стигму и лестницы: проект Беларуси и РФ помогает особенным детям

© Photo : ЮГИСЕФ в БеларусиИнклюзивное образование
Инклюзивное образование - Sputnik Беларусь, 1920, 12.12.2025
Подписаться
Более чем 1,7 миллиона долларов было выделено в рамках проекта по инклюзивному образованию, реализуемого при поддержке России.
В последние годы в сфере образования все чаще используется термин "инклюзия". Это не просто направление, а целая философия, в основе которой лежит попытка создать максимально комфортную обучающую среду без барьеров для того, чтобы абсолютно любой ребенок, независимо от особенностей своего развития и здоровья, имел возможность учиться вместе с другими ребятами.
Важность данного направления понимают многие, реализуется ряд государственных программ и инициатив по созданию доступной среды. Один из них сейчас завершается в Беларуси. Речь идет о трехгодичном проекте по инклюзивному образованию детей, организованном ЮНИСЕФ и Министерством образования Беларуси при финансовой поддержке правительства России.
В рамках проекта было выделено более чем 1,7 миллиона долларов, из которых около 750 тысяч потрачено на закупку спецоборудования для детских садов и школ. Но это не просто большие деньги, за ними – реальные судьбы детей, которым очень сложно учиться без такого оборудования.
Всего за три года проект охватил 118 учреждений образования в разных регионах страны. Одним из них стал детский сад №200 в Минске, в котором есть интегрированные группы.
© Sputnik / Екатерина КуницаБолее 100 детей получили коррекционную помощь за время существования интегрированных групп
Инклюзивное образование - Sputnik Беларусь, 1920, 12.12.2025
Более 100 детей получили коррекционную помощь за время существования интегрированных групп
Корреспондент Sputnik Екатерина Куница вместе с представителями посольства РФ в Беларуси, ЮНИСЕФ и Минобразования побывала в этом учреждении и узнала, как создается доступная среда и как она помогает малышам.

Пандус, подъемник и ступенькоход

Первое, что бросается в глаза, когда подходишь к детскому саду, – это пандус. Его установили благодаря данному проекту. Как отметила заведующая детсада Наталья Ланевская, за эту конструкцию благодарили не только родители особенных деток, но также мамы, бабушки и дедушки обычных детей.
© Sputnik / Екатерина КуницаНовый пандус оценили не только родители особенных детей, но и мамы с колясками и пожилые люди
Инклюзивное образование - Sputnik Беларусь, 1920, 12.12.2025
Новый пандус оценили не только родители особенных детей, но и мамы с колясками и пожилые люди
Зайдя в здание, первым делом сталкиваешься с препятствием – лестницей, ведущей на второй этаж. Преодолеть ее детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата самостоятельно невозможно. Но этот вопрос решился, благодаря проекту.
"И музыкальный зал, и спортивный зал, и кабинет педагога-психолога находится на втором этаже, поэтому доставлять или перемещать детей с первого на второй и со второго на первый этаж вызывало трудности. Причем это требовало много физических усилий, времени, а в некоторых случаях ввиду индивидуальных особенностей детей это вообще не представлялось возможным", – рассказала Ланевская.
В рамках проекта были закуплены специальные мобильные устройства - гусеничный подъемник и ступенькоход, позволяющие перемещать маломобильных детей безопасно вверх и вниз по лестницам без пандусов или лифтов. Новое оборудование не только облегчило жизнь малышам, но и работу педагогов.

Помощь педагогам

По словам заведующей детсада, первая группа интегрированного обучения открылась в 2006 году. Сейчас их функционирует четыре, а всего детский сад в этом учебном году посещают 9 детей с особенностями развития.
"За период существования групп интегрированного обучения и воспитания более 100 детей получили коррекционную помощь в образовательном процессе. Это дети с расстройствами аутистического спектра, с синдромом Дауна, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальной недостаточностью", – отметила Ланевская.
Одна из тех, кто ежедневно взаимодействует с мальчиками и девочками с особенностями развития – Илона Янушкевич. Изначально она пришла сюда работать молодым специалистом в качестве воспитателя, а позже стала учителем-дефектологом и уже более 10 лет помогает особенным детям. Педагог призналась, что ей нравится видеть результат своей работы, особенно когда созданы все условия для этого.
По ее словам, в рамках проекта по инклюзивному образованию в помощь педагогам были приобретены более современные ассистивные устройства – коммуникаторы, мобильные расписания, звуковые кнопки и другое.
© Sputnik / Екатерина КуницаЗвуковые кнопки помогают педагогу в работе с детьми
Инклюзивное образование - Sputnik Беларусь, 1920, 12.12.2025
Звуковые кнопки помогают педагогу в работе с детьми
Также в детском саду появились два реабилитационных стульчика, которые позволяют поддерживать вертикальную позу тела ребенка в сидячем положении.
© Sputnik / Екатерина КуницаРеабилитационные стульчики, закупленные в рамках проекта по инклюзивному образованию
Инклюзивное образование - Sputnik Беларусь, 1920, 12.12.2025
Реабилитационные стульчики, закупленные в рамках проекта по инклюзивному образованию
На коррекционных занятиях учитель-дефектолог в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) использует еще одну новинку – жилет-утяжелитель. Как пояснила педагог, он переключает симпатическую нервную систему на парасимпатическую, то есть помогает ребенку успокоиться и снять чувство тревоги. Еще одно новое ассистивное устройство – указка в виде указательного пальца.
"Зачастую у ребенка с расстройствами аутистического спектра нет указательного жеста - либо он его заменяет каким-то другим жестом, либо может что-то бросить на поверхность ковра, и это будет его указательный жест. Поэтому это хороший инструмент для замены такого жеста", – объяснила Янушкевич.

Все ли сделали?

Ознакомившись с новым оборудованием и ассистивными устройствами, представители делегации поинтересовались у заведующей детского сада, какие еще проблемные вопросы ей хотелось бы решить. Она призналась, что самое большое желание – сделать инклюзивную территорию игровых площадок.
© Sputnik / Екатерина КуницаПредставитель ЮНИСЕФ в Беларуси Рустам Хайдаров поинтересовался, как помогает в работе ассистивное оборудование
Инклюзивное образование - Sputnik Беларусь, 1920, 12.12.2025
Представитель ЮНИСЕФ в Беларуси Рустам Хайдаров поинтересовался, как помогает в работе ассистивное оборудование
"У нас не хватает игрового надворного оборудования именно для организации двигательной активности детей на прогулках. Поэтому мы бы хотели приобрести такое оборудование, создать адаптивную, безопасную, инклюзивную территорию игровых площадок. Привнести такие песочницы, где дети могли бы на том же подъемнике, в инвалидном кресле подъезжать и заниматься в песочнице вместе с другими детьми", – сказала Ланевская.
Она отметила, что далеко не все придомовые площадки имеют оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И если инклюзивная площадка появится на территории детсада, то она сможет привлечь других родителей, чьи дети не посещают это учреждение образования.
"Наш детский сад стал бы той территорией инклюзивных игровых площадок, где родители особенных деток смогли бы взаимодействовать и не чувствовать эту немножко отчужденность от всего происходящего. Где дети-сверстники могли бы активно взаимодействовать и не замечать каких-либо различий друг в друге", – подчеркнула Ланевская.
© Sputnik / Екатерина КуницаЗаведующая детским садом Наталья Ланевская мечтает, чтобы у учреждения появилась инклюзивная территория игровых площадок
Инклюзивное образование - Sputnik Беларусь, 1920, 12.12.2025
Заведующая детским садом Наталья Ланевская мечтает, чтобы у учреждения появилась инклюзивная территория игровых площадок
Кроме этого, заведующая рассказала, что детский сад нуждается в сенсорной комнате с тремя блоками. По ее словам, релаксационный блок помогал бы снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение светом, звуком и запахом, сенсорный – стимулировать ослабленные сенсорные функции, а двигательный – укреплять мышцы ребенка, развивать моторику и вестибулярный аппарат.

Оборудование и кадры

Говоря о важности проекта, представитель ЮНИСФЕФ в Беларуси Рустам Хайдаров назвал его масштабным, отметив, что было закуплено не только оборудование для школ и детских садов, но и создана целая система подготовки кадров для работы с особенными детьми.
"Фактически мы смогли совместно предложить видение того, каким должно быть образование для таких детей. Были созданы ресурсные центры по всей республике. На базе этих центров учителя, воспитатели могут получать методическую помощь и подготавливаться к тому, чтобы работать с этими детьми", – пояснил Хайдаров.
© Sputnik / Екатерина КуницаИнклюзивное образование
Инклюзивное образование - Sputnik Беларусь, 1920, 12.12.2025
Как рассказала координатор программ по образованию представительства ЮНИСЕФ в Беларуси Ирина Миронова, за 3 года на проект было выделено 1,7 миллиона долларов, большая часть средств – около 750 тысяч долларов – пошла на оборудование и ассистивные устройства.
"Проекты все очень разные, поскольку уровень доступности разный во всех учреждениях образования. Поэтому, конечно, мы не можем говорить, что равномерно досталось – оборудование закупалось в зависимости от оценки доступности среды", – добавила Миронова.

Поддержка России

Она также подчеркнула большую роль России в этом проекте - правительство Российской Федерации является донором проекта. Также была организована серия обучающих визитов в ряд крупных российских городов для белорусских специалистов.
"После этих обучающих визитов пошла серия стажировок преподавателей наших вузов в вузах и федеральных центрах по работе с детьми с инвалидностью в России. Хочу отметить, что российские эксперты отмечают то, что в Беларуси очень много наработок и многому можно поучиться и у нас. Это такой равноправный обмен", – сказала Миронова.
По словам Рустама Хайдарова, проект охватил 118 учреждений образования и сейчас идет его оценка. Он выразил уверенность, что в будущем он сможет масштабироваться.

Искоренить стигму

Представитель ЮНИСЕФ также акцентировал внимание на одном моменте, который помог решить этот проект. Он рассказал, что была проведена большая информационная кампания, направленная на искоренение стигмы и дискриминации в отношении детей с инвалидностью.
"Зачастую бывало так, что родители детей были против, чтобы в их классах обучались дети с инвалидностью, потому что они боялись, что особые потребности этих ребят привлекут значительное внимание педагога в ущерб их детям. Но на самом деле методика инклюзивного образования нацелена и построена специально таким образом, чтобы не отвлекать внимание, а наоборот, привнести разнообразие и помочь всем детям взаимодействовать в обществе", – подытожил Хайдаров.
Проект стал важным шагом в продвижении инклюзивного образования в Беларуси и создании условий, в которых каждый ребенок может учиться, развиваться и чувствовать себя частью коллектива.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0