История в картинах: тайны шедевров Смоленской художественной галереи
Подписаться
Как самые знаменитые картины западноевропейского искусства оказались в Смоленской художественной галерее, выяснял корреспондент Sputnik Игорь Кандраль.
Любители западноевропейского искусства, уже давно посетившие в Минске Художественный музей, а в России – Пушкинский музей, Эрмитаж, "Третьяковку" или Русский музей, с удивлением для себя открывают еще одну сокровищницу мировой живописи – Смоленскую художественную галерею.
Основу коллекции старинных картин там составляют произведения, попавшие в музей после событий 1917 года, а после 1945 года экспозиция была пополнена из хранилищ Государственного музейного фонда России.
Недавно корреспонденту Sputnik удалось оторваться от серых будней и, посетив этот один из крупнейших российских художественных музеев, на пару часов прикоснуться к прекрасному искусству – фламандскому, нидерландскому, итальянскому, испанскому, французскому, немецкому…
Заведующая Художественной галереей искусствовед Дарья Иванова, которая провела для корреспондента экскурсию, подчеркнула, что осветить музейное богатство описанием лишь нескольких картин, где представлены десятки именитых и неизвестных художников, не получится. Но история создания некоторых картин журналиста очень впечатлила.
Маттео Бальдуччио да Сиена, "Портрет ювелира"

"Портрет ювелира" Маттео Бальдуччио да Сиена
© Sputnik / Игорь Кандраль
Маттео был представителем знаменитой Сиенской школы XIV-XV веков, в традициях которой смешалась живопись трех культур – византийской, ренессансной и готической. Однако в этой картине превалирует именно ренессансная составляющая – вера в творческие силы человека и разумное устройство мироздания.
Сюжет картины прост как все портреты ювелиров того времени: показать, что молодой человек уже достаточно богат, чтобы предстать перед будущей невестой. А уж знатность к ювелирам приходит рано или поздно…
Бернардо Строцци, "Святая Маргарита"

"Святая Маргарита" Бернардо Строцци
© Sputnik / Игорь Кандраль
Это произведение было совсем недавно реставрировано – и неудивительно, ведь картина написана почти 400 лет назад. Бернардо Строцци, известный под прозвищем Каппуччино (Капуцин), во время учебы в Генуе находился под влиянием творчества Рубенса.
Он писал картины в стиле барокко, однако, решив посвятить себя служению Богу, стал монахом. Влияние церкви на его творчество предопределило и сюжеты его многих картин, которые сегодня хранятся в музеях Генуи, Венеции, Лондона, Балтимора, Вены, Мадрида, Будапешта, Санкт-Петербурга, Москвы и Смоленска.
"Святая Маргарита" написана в традициях барокко, она полна монументальности и в тоже время – бурной силы, ярких чувств и энергии. Сюжет картины взят из Библии: Маргарита благодарит Бога за чудесное спасение из пасти сатаны, явившемся в образе дракона. Но так как в руках она держала крест, сатана низверг ее целой и невредимой. Здесь очевиден триумф добра, веры, победы над злом.
Неизвестный художник XVI века, "Святой Иероним в келье"

"Святой Иероним в келье" неизвестного художника XVI века
© Sputnik / Игорь Кандраль
Шедевр золотой эпохи – классическая иконография знаменитого ученого и переводчика Святого Иеронима. Этот сюжет часто встречался в творчестве художников XVI века.
Иероним – святой в образе философа, посвятивший свою жизнь постижению высоких истин. Он всегда окружен книгами, на столе масса символов бренности человеческой жизни – череп, часы, угасшая свеча. Все это говорит о конечности земного пути, человеческой жизни. Немного утешает то, что знания могут возвысить человека, оставить его имя в вечности.
Франсиско де Сурбаран, "Святая Юста"

Франсиско де Сурбаран "Святая Юста"
© Sputnik / Игорь Кандраль
Работа кисти знаменитого испанского художника эпохи барокко, который стал известен лишь в начале XIX века. На картине изображена девочка, которая жила в III веке и пострадала за веру. Она навлекла на себя пытки, но умерла, не отрекшись от Христа.
Сурбаран – один из ключевых мастеров испанской живописи XVII века. Дело в том, что большинство произведений было написано им по заказу монастырей и религиозных братств Испании, где его картины хранились столетиями вдали от людского глаза.
Но после захватнических походов Наполеона многие полотна оказались в европейских, а потом и американских музеях. В России есть всего несколько работ Сурбарана, и Смоленск – счастливый обладатель одной из них.
Николас Элиос Пикеной, "Мужской портрет"

Николас Элиос Пикеной "Мужской портрет"
© Sputnik / Игорь Кандраль
Николас Элиос – известный голландский художник фламандского происхождения XVII века. Работал в Антверпене. Долгое время жил в доме родственника Рембрандта, причем несколько лет он и Рембрандт были соседями.
Деловой человек в портрете работы Элиоса полон самоуверенности, достоинства и гордости. Классический черный костюм, белый воротник – излюбленные цвета одежды богатых людей в Голландии, поскольку тогда черный цвет был самым трудно окрашиваемым.
Симон Эберт Люттихейс, "Натюрморт. Десерт"

"Натюрморт. Десерт" Симона Эберта Люттихейса
© Sputnik / Игорь Кандраль
Еще одна картина, напоминающая о бренности бытия и суете сует, хотя, на первый взгляд, изображен всего лишь десерт. Но как!
В деталях произведения, сочности оттенков знаменитого художника Люттихейса читаются все признаки зажиточности: на бархатной скатерти небрежно стоят золоченый фигурный кубок, рядом – посуда из стекла и фарфора (скорее всего китайского, что по тем временам в Голландии было признаком богатства, ведь фарфор – символ чистоты). Дорогие фрукты, которые доставляли в Голландию из южно-европейских стран – лимоны, персики и апельсины. И на первом плане – часы, как напоминание о том, что этот миг блаженства может не повториться.
Интересна история появления этой картины в Смоленской художественной галерее. До 1918 года она находилась во дворце графа Панина и князя Мещерского в родовом имении Дугино, что в Смоленской губернии. Изначально картина подписывалась как творение неизвестного художника и лишь в 2009 году немецкий искусствовед Эберт Бернд выявил авторство произведения – им оказался голландский художник Симон Люттихейс (1610 –1661).
Клод Жозеф Верне, "Кораблекрушение"

"Кораблекрушение" Клода Жозефа Верне
© Sputnik / Игорь Кандраль
Маринистическая тема всегда была популярной в европейском искусстве, поэтому в любой художественной школе были ее представители, в том числе и французской. Причем французский мастер Верне предпочитал спокойному состоянию моря бури и штормы, где судна разбивались в щепки об острые скалы, поэтому картины его авторства с одноименным названием есть во многих музеях и частных коллекциях.
Верне прославился не только как знаменитый маринист, но и умелый делец, который при жизни писал на заказ и дорого продавал свои картины. Причем он заранее оговаривал с заказчиком не только размер и жанр картины, но и сюжет (бурю или прибрежную идиллию) и даже превалирующие цвета (чтобы сочетались с интерьером зала).
Жюль Жак Вейрасса, "Купание лошадей"

Жюль Жак Вейрасса "Купание лошадей"
© Sputnik / Игорь Кандраль
Жюль Жак Вейрасса – французский художник, уже предтеча импрессионизма, который давал естественную картину мира. Он – представитель барбизонской школы (от названия маленькой деревушки Барбизон, располагавшейся в предместьях Парижа), увлеченный романтикой пейзажа, написанного с натуры.
Многие искусствоведы считают, что представители барбизонской школы открыли новые пути в искусстве и сильно повлияли на будущих художников, в том числе и в России. Достаточно вспомнить тему купания лошадей в работах Валентина Серова, Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского, Аркадия Пластова, а картину "Купание красного коня" Кузьмы Петрова-Водкина, наверное, видел каждый.
Карл Андреас Рутхард, "Гепарды, терзающие оленя"

Карл Андреас Рутхард "Гепарды, терзающие оленя"
© Sputnik / Игорь Кандраль
Одна из самых загадочных картин Смоленской галереи. Принадлежит кисти знаменитого немецкого художника-анималиста, считавшего себя последователем Питера Пауля Рубенса.
Долгое время он писал огромные картины с кошками-хищниками на темном суровом фоне, которые в XVII веке были популярны в Германии. Но в 40-летнем возрасте переехал в Италию, начав писать картины на религиозные темы. А пройдя обряд Целестинского прощения, стал монахом и взял имя Фра Андреа.
Не менее таинственна, чем судьба художника, и сама картина "Гепарды, терзающие оленя", где три хищника разрывают тушу животного на фоне прекрасно-равнодушной природы. Однако третий гепард на картине появился совсем недавно: одного из гепардов до недавнего времени не было видно – по непонятной причине он был скрыт на фоне неба. Его обнаружили реставраторы с помощью рентгена и восстановили первоначальный облик, чтобы уравновесить точно выверенную математическую композицию картины.
Жак Гио, "Площадь Конституции в Севилье"

Жак Гио "Площадь Конституции в Севилье"
© Sputnik / Игорь Кандраль
Об одаренности этого художника говорит тот факт, что уже в 24 года он получил крупный заказ на написание серии картин, которые должны были украсить Наполеоновские залы Версальского дворца, а его картина "Ле Па Баярд в Динане" (Жаку было только 26 лет!) была куплена королем Луи-Филиппом I и помещена в его личную коллекцию в Лувре.
Тем удивительнее, что одна из работ Жака Гио оказалась в фондах Смоленской художественной галереи с самого начала существования. Поначалу картина была в коллекции княгини Марии Тенишевой, а после революции была передана в художественный музей.
Во время Великой Отечественной войны при эвакуации в тыл поезд с экспонатами музея попал под бомбежку. Вагон с картинами загорелся, но так как остановить состав во время вражеского налета не имели право, сотрудники музея тушили его на ходу. Картины остались целыми. "Площадь Конституции в Севилье", как и многие другие, сегодня можно созерцать в залах Смоленской художественной галереи.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!

