https://sputnik.by/20251121/gorodskoy-marshrut-dlya-elektrichki-kak-belaes-menyaet-oblik-energopotrebleniya-1101857091.html
Городской маршрут для "электрички": БелАЭС меняет способ энергопотребления
Городской маршрут для "электрички": БелАЭС меняет способ энергопотребления
Sputnik Беларусь
На совещании о результатах работы БелАЭС президент Александр Лукашенко заявил о кардинальном изменении облика энергетики. Это касается и энергопотребления... 21.11.2025, Sputnik Беларусь
2025-11-21T17:18+0300
2025-11-21T17:18+0300
2025-11-24T10:30+0300
новости беларуси
александр лукашенко
атомная энергетика
энергетика
колумнисты
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e4/0b/03/1046055037_0:26:1281:746_1920x0_80_0_0_5ae95097b86ccd1b8eb6bbd9331afe11.jpg
Электробусов для нужд столицы по итогам 2025 года собираются поставить 44 единицы. Также будет поставлено 90 троллейбусов с увеличенным автономным ходом.В этом году в Минске на закупку подвижного состава общественного транспорта выделено в 1,8 раза больше средств, чем в 2024-м. Общественные городские "электрички" завоевывают и другие города Беларуси.Как раз об этом в масштабах страны на совещании говорил Лукашенко: "Пилотные проекты по переводу общественного транспорта на электричестве внедрены в Жодино, Новополоцке, Шклове. А в целом на сегодняшний день в стране эксплуатируется более 44 тысяч электромобилей и насчитывается свыше 1870 зарядных станций".Он выразил удивление, что есть недостаток общественных видов транспорта в пригородном и междугороднем сообщении. По словам президента, эта тема поднимается людьми, в том числе в социальных сетях, когда они "обижаются, что стоят, особенно в часы пик, по 150 метров в очередях на маршрутку".Лукашенко коснулся замены маршруток автобусами "вплоть до того, что не только на двигателях внутреннего сгорания автобусы, но и электробусы поставить". По словам президента, это был бы и более безопасный вид транспорта: "Потеряем мы 2-3 минуты, но живы будем и здоровы".Заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Дубина говорит, что в стране продолжается плановая замена подвижного состава: ежегодно обновляют не менее 10% парка. Электробусы в фокусе внимания.Государственной программой "Транспортный комплекс" на 2021–2025 годы в части, посвященной электротранспорту, в первую очередь предусмотрено применение электробусов, гибридных троллейбусов и троллейбусов с увеличенным автономным ходом.Отдельное внимание уделено развитию перевозок пассажиров электробусами, городским электрическим транспортом и метрополитеном с учетом работы Белорусской АЭС.В госпрограмме отмечается, что в 2016–2020 годах была продолжена электрификация железнодорожного направления в IX международном транспортном коридоре: электрифицированы участки Осиповичи – Гомель, Молодечно – Гудогай, железнодорожный обход транспортного узла Минск, электрификация участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров и узла Калинковичи. Так происходит наращивание потребления электричества, вырабатываемого Белорусской АЭС.Плюс электрификация железной дорогиЭффект продолжающейся электрификации железной дороги многомерный. Он позволяет перевести на электрическую тягу грузовое и пассажирское движение на протяженных участках тягового обслуживания, повысить скорости движения грузовых и пассажирских поездов, снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу,Кроме того, повышается комфорт обслуживания пассажиров. Электрификация названных участков позволила назначить пассажирские поезда бизнес-класса на электротяге на направлении Минск – Жлобин – Калинковичи.Это означает, что население Мозыря, Светлогорска и Калинковичей обеспечивается высокотехнологичными транспортными услугами. Развитие инфраструктуры электротранспорта вообще один из приоритетов госпрограммы.Ею предусматривается строительство и модернизация (ремонт) коммуникаций городского электрического транспорта, строительство зарядных станций электробусов, развитие и реконструкция производственно-технической базы технического обслуживания.В результате ее реализации парк автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена будет обновлен экологически безопасными транспортными средствами с улучшенными экономическими характеристиками.Госпрограмма рассчитана на то, что улучшится экологическая ситуация за счет увеличения доли электрифицированных транспортных средств, выполняющих городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в общем количестве подвижного состава, осуществляющего перевозки пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном, автомобильным транспортом общего пользования;Мультипликативный эффект проявится в смежных отраслях промышленности, строительства, торговли, сферы услуг и в конечном итоге повлияет на макроэкономические показатели. Ожидается, что по итогам 2025 года пассажирооборот автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена вырастет более чем на 10% к уровню 2020-го.Грузооборот автомобильного транспорта, экспорт транспортных услуг по автомобильным перевозкам грузов и пассажиров вырастет от 10 до 30%, а доля электрифицированных транспортных средств, выполняющих городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в общем количестве подвижного состава общего пользования, составит в 2025 году не менее 30%.Накопители энергииВ качестве базовой модели развития электротранспорта в Беларуси предусмотрено создание комплексной системы, объединяющей решение задач по организации промышленного производства, соответствующего современным требованиям стандартизации и оценки соответствия, транспортного и инфраструктурного обеспечения.В рамках реализации еще одной – правительственной Комплексной программы развития электротранспорта на 2021–2025 годы – в стране укрепляются кооперационные связи между научными, инжиниринговыми и промышленными организациями.Это происходит на основе цифровых решений и создания полноценной межотраслевой инфраструктуры, наращивается кадровый потенциал научных и инженерных школ. Комплексная программа создает платформу для реализации масштабного проекта будущего "Национальный электротранспорт"Как известно, для реализации программы был создан инновационно-промышленный кластер "Электротранспорт". В его состав вошли такие компании, как МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, "Белкоммунмаш", "Могилевлифтмаш", "Измеритель", ОИМ НАН Беларуси, БНТУ, "ЭТОН-ЭЛТРАНС", "КЕЙДЖИ ИМПЕКС".В Жодино работает сборочное производство электротранспорта ОАО "МАЗ".БЕЛАЗ выпускает большегрузные карьерные самосвалы на электрическом ходу. В прошлом году была представлена новая модель БЕЛАЗ-7513Е с грузоподъемностью 120 тонн. За питание самосвала отвечают 26 литий-ионных батарей, которые размещены в трех энергоблоках. Суммарная мощность аккумуляторов превышает 1500 кВт. Система быстрой зарядки позволяет подзарядить батареи до уровня 80% всего за 40 минут.Заместитель главного конструктора БЕЛАЗ Михаил Рак сообщил, что с дочерней компанией "Росатома" "Рэнера", которая производит литий-ионные аккумуляторы и накопители энергии, подписано стратегическое соглашение о совместном создании самосвалов, работающих на электричестве.По официальным данным, на 1 июля 2025 года в Беларуси зарегистрировано 33930 электромобилей. Около 42% (14188 единиц) действующего парка "электричек" зарегистрированы за последний год. Особенно показателен рост корпоративного сегмента: предприятия активно используют налоговые преференции, что способствует обновлению автопарков, новой культуре транспортной экологии.Если в 2021 году в Беларуси насчитывалось около тысячи электромобилей, то в 2026 году будет уже 50 тысяч. Так меняется облик энергопотребления, драйвером которого стала Белорусская АЭС.Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
новости беларуси
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Николай Левчук
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e9/03/12/1094558277_200:0:1000:800_100x100_80_0_0_c0e9726870e58027b0de337ab4b9b0bd.jpg
Николай Левчук
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e9/03/12/1094558277_200:0:1000:800_100x100_80_0_0_c0e9726870e58027b0de337ab4b9b0bd.jpg
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e4/0b/03/1046055037_12:0:1149:853_1920x0_80_0_0_7d0047289773a276a4c84f636622c97e.jpgSputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Николай Левчук
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e9/03/12/1094558277_200:0:1000:800_100x100_80_0_0_c0e9726870e58027b0de337ab4b9b0bd.jpg
новости беларуси, александр лукашенко, атомная энергетика, энергетика, колумнисты
новости беларуси, александр лукашенко, атомная энергетика, энергетика, колумнисты
Городской маршрут для "электрички": БелАЭС меняет способ энергопотребления
17:18 21.11.2025 (обновлено: 10:30 24.11.2025) На совещании о результатах работы БелАЭС президент Александр Лукашенко заявил о кардинальном изменении облика энергетики. Это касается и энергопотребления, когда, например, остановки общественного транспорта в час пик разгрузят за счет электробусов вместо маршруток.
Электробусов для нужд столицы по итогам 2025 года собираются поставить 44 единицы. Также будет поставлено 90 троллейбусов с увеличенным автономным ходом.
В этом году в Минске на закупку подвижного состава общественного транспорта выделено в 1,8 раза больше средств, чем в 2024-м. Общественные городские "электрички" завоевывают и другие города Беларуси.
Как раз об этом в масштабах страны на совещании говорил Лукашенко: "Пилотные проекты по переводу общественного транспорта на электричестве внедрены в Жодино, Новополоцке, Шклове. А в целом на сегодняшний день в стране эксплуатируется более 44 тысяч электромобилей и насчитывается свыше 1870 зарядных станций".
Он выразил удивление, что есть недостаток общественных видов транспорта в пригородном и междугороднем сообщении. По словам президента, эта тема поднимается людьми, в том числе в социальных сетях, когда они "обижаются, что стоят, особенно в часы пик, по 150 метров в очередях на маршрутку".
Лукашенко коснулся замены маршруток автобусами "вплоть до того, что не только на двигателях внутреннего сгорания автобусы, но и электробусы поставить". По словам президента, это был бы и более безопасный вид транспорта: "Потеряем мы 2-3 минуты, но живы будем и здоровы".
Заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Дубина говорит, что в стране продолжается плановая замена подвижного состава: ежегодно обновляют не менее 10% парка. Электробусы в фокусе внимания.
Государственной программой "Транспортный комплекс" на 2021–2025 годы в части, посвященной электротранспорту, в первую очередь предусмотрено применение электробусов, гибридных троллейбусов и троллейбусов с увеличенным автономным ходом.
Отдельное внимание уделено развитию перевозок пассажиров электробусами, городским электрическим транспортом и метрополитеном с учетом работы Белорусской АЭС.
В госпрограмме отмечается, что в 2016–2020 годах была продолжена электрификация железнодорожного направления в IX международном транспортном коридоре: электрифицированы участки Осиповичи – Гомель, Молодечно – Гудогай, железнодорожный обход транспортного узла Минск, электрификация участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров и узла Калинковичи. Так происходит наращивание потребления электричества, вырабатываемого Белорусской АЭС.
Плюс электрификация железной дороги
Эффект продолжающейся электрификации железной дороги многомерный. Он позволяет перевести на электрическую тягу грузовое и пассажирское движение на протяженных участках тягового обслуживания, повысить скорости движения грузовых и пассажирских поездов, снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу,
Кроме того, повышается комфорт обслуживания пассажиров. Электрификация названных участков позволила назначить пассажирские поезда бизнес-класса на электротяге на направлении Минск – Жлобин – Калинковичи.
Это означает, что население Мозыря, Светлогорска и Калинковичей обеспечивается высокотехнологичными транспортными услугами. Развитие инфраструктуры электротранспорта вообще один из приоритетов госпрограммы.
Ею предусматривается строительство и модернизация (ремонт) коммуникаций городского электрического транспорта, строительство зарядных станций электробусов, развитие и реконструкция производственно-технической базы технического обслуживания.
В результате ее реализации парк автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена будет обновлен экологически безопасными транспортными средствами с улучшенными экономическими характеристиками.
Госпрограмма рассчитана на то, что улучшится экологическая ситуация за счет увеличения доли электрифицированных транспортных средств, выполняющих городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в общем количестве подвижного состава, осуществляющего перевозки пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном, автомобильным транспортом общего пользования;
Мультипликативный эффект проявится в смежных отраслях промышленности, строительства, торговли, сферы услуг и в конечном итоге повлияет на макроэкономические показатели. Ожидается, что по итогам 2025 года пассажирооборот автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена вырастет более чем на 10% к уровню 2020-го.
Грузооборот автомобильного транспорта, экспорт транспортных услуг по автомобильным перевозкам грузов и пассажиров вырастет от 10 до 30%, а доля электрифицированных транспортных средств, выполняющих городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в общем количестве подвижного состава общего пользования, составит в 2025 году не менее 30%.
В качестве базовой модели развития электротранспорта в Беларуси предусмотрено создание комплексной системы, объединяющей решение задач по организации промышленного производства, соответствующего современным требованиям стандартизации и оценки соответствия, транспортного и инфраструктурного обеспечения.
В рамках реализации еще одной – правительственной Комплексной программы развития электротранспорта на 2021–2025 годы – в стране укрепляются кооперационные связи между научными, инжиниринговыми и промышленными организациями.
Это происходит на основе цифровых решений и создания полноценной межотраслевой инфраструктуры, наращивается кадровый потенциал научных и инженерных школ. Комплексная программа создает платформу для реализации масштабного проекта будущего "Национальный электротранспорт"
Как известно, для реализации программы был создан инновационно-промышленный кластер "Электротранспорт". В его состав вошли такие компании, как МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, "Белкоммунмаш", "Могилевлифтмаш", "Измеритель", ОИМ НАН Беларуси, БНТУ, "ЭТОН-ЭЛТРАНС", "КЕЙДЖИ ИМПЕКС".
В Жодино работает сборочное производство электротранспорта ОАО "МАЗ".
БЕЛАЗ выпускает большегрузные карьерные самосвалы на электрическом ходу. В прошлом году была представлена новая модель БЕЛАЗ-7513Е с грузоподъемностью 120 тонн. За питание самосвала отвечают 26 литий-ионных батарей, которые размещены в трех энергоблоках. Суммарная мощность аккумуляторов превышает 1500 кВт. Система быстрой зарядки позволяет подзарядить батареи до уровня 80% всего за 40 минут.
Заместитель главного конструктора БЕЛАЗ Михаил Рак сообщил, что с дочерней компанией "Росатома" "Рэнера", которая производит литий-ионные аккумуляторы и накопители энергии, подписано стратегическое соглашение о совместном создании самосвалов, работающих на электричестве.
По официальным данным, на 1 июля 2025 года в Беларуси зарегистрировано 33930 электромобилей. Около 42% (14188 единиц) действующего парка "электричек" зарегистрированы за последний год. Особенно показателен рост корпоративного сегмента: предприятия активно используют налоговые преференции, что способствует обновлению автопарков, новой культуре транспортной экологии.
Если в 2021 году в Беларуси насчитывалось около тысячи электромобилей, то в 2026 году будет уже 50 тысяч. Так меняется облик энергопотребления, драйвером которого стала Белорусская АЭС.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!