Китайский электромобиль "сгорел" на зарядке: владелица выиграла суд
11:03 08.11.2025 (обновлено: 11:09 08.11.2025)

© Photo : из личного архива Анастасии
Подписаться
Электрокар превратился в недвижимость, а его хозяйка стала участницей затяжного судебного марафона. От поломки до решения суда прошло около полутора лет.
Количество электромобилей в Беларуси на сегодняшний день достигло отметки в 41 тысячу. Только за 2024 год, согласно данным Национального статистического комитета, цифра увеличилось в 3,4 раза. Рост популярности приводит и к новым вызовам. В редакцию Sputnik обратилась Анастасия, чей электромобиль сломался во время зарядки в июле 2024 года. 3 ноября 2025-го суд вынес решение по делу о поломке.
"Сгореть" за 8 минут
Анастасия рассказала, что начиналось все как обычно: подключение машины к зарядной станции Malanka в Полоцке по расписанию и без проблем. Но именно в момент зарядки что-то пошло не так.
"Я подключила машину, активировала зарядную сессию, и все шло хорошо… Но через восемь минут зарядка вдруг прекратилась. Машина перестала реагировать на команды, а экран стал черным. Я пыталась перезагрузить систему, но ничего не помогло", – рассказывает она.
Сначала девушка надеялась, что это всего лишь случайный сбой.
"Я решила, что машина "глюканула", и завтра все будет нормально. Вернулась домой и надеялась, что проблема сама собой исчезнет. Но, увы, не исчезла. На следующий день все оказалось гораздо хуже, чем я думала", – говорит автовладелица.
Позже выяснилось, что в электромобиле выгорели компоненты блока, который отвечает за заряд батареи, однако никаких внешних признаков неисправности не было.

Одна из сгоревших плат в электромобиле
© Photo : из личного архива Анастасии
Также Анастасия узнала, что и сама зарядная станция была неисправна. И в тот момент пришла к выводу, что случившееся не было случайностью.
Как отреагировала Malanka
"До этого случая не было никаких инцидентов с зарядками. Даже на других станциях не сталкивались с такими сбоями", – отмечает Анастасия.
Девушка заметила, что полоцкая станция Malanka, которая позже станет предметом судебного разбирательства, часто была на ремонте. Иногда она приезжала, а коннектор просто не работал.
"Я несколько раз пыталась поговорить с сотрудниками Malanka, но они просто не отвечали на звонки. Потом начали оттягивать сроки, и я поняла, что без суда тут не обойтись", – рассказывает она.
Следующий этап – установить причину
Несколько месяцев после поломки электромобиля стали настоящим испытанием для Анастасии. Она признается, что сразу не знала, что нужно звонить в ГАИ и фиксировать факт происшествия.
"Я начала искать людей, которые могли бы помочь, может быть, кто-то мог бы использовать амперметр, проверить аккумулятор или хотя бы как-то оценить поломку", – продолжает Анастасия.
Но все ее попытки не принесли результата, и через два дня электрокар привезли на эвакуаторе в Минск.
"В адрес Malanka были направлены два официальных обращения, в ответ на которые они сообщили от том, что авария произошла по вине электромобиля, и никак не по вине зарядной станции. Со мной связался техник Malanka, который подтвердил, что на станции произошла авария, но они не могут предоставить никакой помощи в эвакуации или ремонте. Они сказали, что по факту решения нашей проблемы нужно предъявить претензию", – рассказывает она.
В Минске Анастасия обратилась в специализированное СТО для электромобилей. Машина находилась на диагностике около полутора месяцев.

Электромобиль Анастасии перед отправкой в Минск
© Photo : из личного архива Анастасии
"Специалисты сказали, что не могут ничего сделать. Ремонт не представляется возможным из-за неизвестности масштаба поломки", – говорит девушка.
Машина была куплена с пробегом 16 000 км через посредников в Китае. Вся информация, подтверждающая исправность машины перед отправкой в Беларусь, была на руках у Анастасии.
Автовладелица обратилась в судебно-экспертную коллегию. Экспертиза подтвердила, что поломка машины была связана с неисправной зарядной станцией Malanka.

Результаты экспертизы
© Photo : из личного архива Анастасии
Судебное разбирательство
"Мы не раз пытались договориться с администрацией, с менеджерами Malanka о досудебном разрешении ситуации, даже когда уже были результаты экспертизы. Но все было впустую. Полное отрицание, никакой реакции. Не оставалось другой альтернативы, кроме как подать в суд", – вспоминает девушка.
Анастасия живет и работает в Витебске. Поэтому все этапы разбирательства проходили в ее родном городе.
"Машина стоила дорого, вложены были серьезные средства, и оставаться без нее, не получив никакой помощи, было невозможно. У нас многодетная семья, трое детей, поэтому мы просто не могли оставить все как есть", – продолжает Анастасия.
Она подготовила все необходимые документы: результаты судебной экспертизы, фотографии повреждений, а также информацию о том, где находилась машина, что с ней делали на СТО и как происходила эвакуация.
"Malanka не только отрицали свою вину, но и начали обвинять нас. Сначала утверждали, что машина на самом деле не была повреждена на их станции, а привезена уже поломанной на эвакуаторе. Станция подала встречный иск на компанию, проводившую первичную диагностику машины, обвиняя ее в том, что они сами повредили электромобиль. Они даже пытались утверждать, что мы сами нанесли ущерб амперметром, проверяя напряжение. В рамках прений в суде со стороны юриста Malanka была высказана фраза о том, что мы, якобы, желаем обогатиться за счет государства и обвинение в потребительском экстремизме", – говорит она.
Первое досудебное заседание не привело к решению, поэтому была назначена новая судебная экспертиза, чтобы уточнить ущерб и стоимость машины с учетом ее износа за время эксплуатации в Беларуси (пробег составил 8000 км). После этого последовали еще два заседания, включая экспертизу от Академии наук.
Решение суда и выплаты в размере 65 тысяч рублей
31 октября состоялось заключительное заседание. На нем заслушали всех экспертов, и 3 ноября в суде огласили решение о признании виновности Malanka и удовлетворении всех исковых требований, за исключением одного.

Решение суда
© Photo : из личного архива Анастасии
"Моральный ущерб не компенсировали в полном объеме. Из заявленных 5000 рублей оставили только 1000 рублей. Но все остальные иски были удовлетворены: от стоимости эвакуации машины в Минск до судебных экспертиз. Все это вместе сложилось в немалую сумму – около 65 тысяч рублей", – рассказывает она.
Анастасия признается, что после вынесения окончательного вердикта жить стало легче. Но разбирательство еще может быть продолжено. В течение 10 дней после официального решения суда у ответчика есть возможность подать апелляцию.
"Мы не уверены, что это все. Исходя из фактического поведения в суде представителей Malanka, полагаю, в скором времени нужно готовиться к апелляции. И это вполне возможно, потому что они категорически не признают свою вину. Сейчас машина находится на территории СТО, где я проводила диагностику. По решению суда, она перейдет к Malanka", – добавляет она.
Вторая машина – точно не электричка
По ее словам, этот опыт стал важным уроком, но при этом следующим авто электрокар точно не станет.
"На данный момент, если честно, индустрия электромобилей не так развита у нас в стране. Нет достаточного числа сервисов, которые могли бы обслужить такие машины. И, честно говоря, на вторичном рынке электромобиль – это все-таки риск. Я бы не хотела покупать его снова", – говорит она.
Теперь в планах у семьи приобрести бензиновый или гибридный автомобиль из салона, с гарантиями и возможностью обслуживания на месте.
"Когда покупаешь машину за 27 тысяч евро, а потом получаешь компенсацию только 20 тысяч, ты понимаешь, что в следующий раз будешь думать дважды. Особенно если в стране нет гарантий качественного обслуживания", – заключает Анастасия.
"Не сдавайтесь, даже если кажется, что все против вас"
За полтора года разбирательств Анастасия узнала, насколько важно фиксировать каждый шаг в спорных ситуациях.

Согласно решению суда, электромобиль Анастасии станет собственностью Malanka
© Photo : из личного архива Анастасии
"Фиксируйте абсолютно все: от фотографий до всех чеков, документов и свидетелей. Мы предоставили все доказательства, все экспертизы, и даже видеозаписи, подтверждающие факт нахождения нашей машины на зарядной станции. И несмотря на все их обвинения, у нас были четкие доводы и доказательства, которые нельзя было оспорить", – советует она.
Анастасия уверена, что ее история может быть полезной для других.
"Не сдавайтесь, даже когда кажется, что все против вас. Ваши права – это то, за что нужно бороться, даже если путь сложный и тернистый", – подытоживает она.
Это был первый случай, когда в Беларуси прошло судебное разбирательство с признанием виновности компании-владельца сети зарядных станций за повреждение электромобиля. Надеемся, что организация сделает выводы и будет внимательнее к своим клиентам, ведь доверие строится именно на таких историях.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!