Калюжный о погибшем Руслане Салее: такого друга у меня больше не будет

© Sputnik / Андрей Качура Капитан минского "Динамо" Алексей Калюжный
Капитан минского Динамо Алексей Калюжный  - Sputnik Беларусь, 1920, 05.09.2025
Подписаться
Эксклюзив
14 лет назад хоккейная команда "Локомотив" отправлялась из Ярославля в Минск на стартовый матч нового сезона КХЛ, но через несколько секунд после взлета самолет разбился.
Алексей Калюжный и Руслан Салей были не только напарниками по Национальной сборной по хоккею, которые прекрасно чувствовали и понимали друг друга на льду, но и близкими друзьями по жизни.
В Минске они построили два абсолютно идентичных дома по соседству и даже разобрали несколько досок в заборе, чтобы ходить друг к другу в гости было намного проще. Игроки много времени проводили вместе и строили общие планы, хоть и жили на разных континентах: Руслан играл за океаном в НХЛ, а Алексей – в России в Континентальной хоккейной лиге.
В 2011 году Руслан тоже подписал контракт с командой КХЛ – "Локомотивом" из Ярославля, и друзья рассчитывали, что теперь они будут видеться гораздо чаще. Но все оборвалось в один миг: 7 сентября ярославская команда отправлялась на стартовый матч нового сезона против минского "Динамо". И через несколько секунд после взлета, самолет задел оборудование взлетно-посадочной-полосы и разлетелся на куски.
Руслан Салей - Sputnik Беларусь, 1920, 06.09.2024
Forever Yours R.S: вдова Салея о жизни до и после трагедии с "Локомотивом"
Погибли все члены команды – игроки, врач, администраторы, массажисты, представители тренерского штаба, в той страшной аварии не стало и легендарного белорусского защитника Руслана Салея. О том, каким Руслан был другом и напарником по команде, как познакомились и что стало отправной точкой крепкой дружбы, рассказал корреспонденту Sputnik бывший нападающий сборной Беларуси Алексей Калюжный.

От первого знакомства до крепкой дружбы

– Алексей, как вы познакомились с Русланом Салеем?
© Sputnik / Ярослав Неелов / Перейти в фотобанкИгрок ХК "Локомотив" (Ярославль) Руслан Салей
Игрок ХК Локомотив (Ярославль) Руслан Салей - Sputnik Беларусь, 1920, 02.09.2025
Игрок ХК "Локомотив" (Ярославль) Руслан Салей
– Как ни удивительно, но наше знакомство произошло на Олимпиаде в Нагано (зимние Олимпийские игры проходили в Японии в 1998 году. – Sputnik). Так получилось, что до этого мы особо нигде не пересекались, хотя, понятное дело, слышали друг о друге.
Кстати, у Руслана интересная история связана с этой Олимпиадой. Дело в том, что НХЛовцев отпускали только на основной этап Игр, а нашей сборной, чтобы попасть в этот основной этап, предстояло пройти еще и предварительный. А паузу в НХЛ делали только с началом основного этапа Олимпийских игр.
Но за пару матчей до начала этой олимпийской паузы команда "Анахайм Дакс", за которую выступал Руслан, играла против "Чикаго Блэкхокс". Это был очень напряженный матч с драками, стычками и столкновениями. И в одной из этих стычек Руслан сцепился с Сергеем Кривокрасовым, хотя ни тот ни другой не были бойцами и тафгаями, и драки для них не были обычным делом. Но они сцепились и довольно жестко. И так получилось, что Руслан боднул Сергея, что категорически запрещено делать, за это его дисквалифицировали на два матча. Благодаря этой дисквалификации он смог присоединился к сборной гораздо раньше, чем остальные НХЛовцы.
После этой Олимпиады мы начали общаться чаще, а через несколько лет стали по-настоящему близкими друзьями.
– Что именно вас так сблизило с Русланом?
– Поначалу он был для меня просто партнером по сборной. Но схожие взгляды не только на спортивную карьеру, но и на жизнь, именно человеческие жизненные принципы сблизили нас. И со временем он стал настоящим другом по жизни.
© Sputnik / Алексей КуденкоИгрок сборной Беларуси Алексей Калюжный
Игрок сборной Беларуси Алексей Калюжный - Sputnik Беларусь, 1920, 02.09.2025
Игрок сборной Беларуси Алексей Калюжный
Ключевую роль в нашем сближении сыграла поездка в Швейцарию на чемпионат мира по хоккею. Это было в 2009 году, наша сборная играла в Клотене рядом с Цюрихом. Но наша гостиница находилась в районе аэропорта (расстояние от Международного аэропорта Цюриха до центра города составляет около 10-11 километров. – Sputnik), и там даже негде было прогуляться между матчами.
Но Руслан взял машину напрокат, и мы вместе ездили в Цюрих. Из центра города шли по длинной улице Банхофштрассе прямо до озера, доходили до пирса и садились на скамейку. И обычно проводили там за разговорами часа два. И чаще всего это были разговоры не о хоккее, а о жизни. Тогда я и почувствовал, насколько наши взгляды совпадают, насколько мы одинаково смотрим на мир.
Меньше, чем через год, в феврале 2010-го мы должны были ехать на Олимпиаду в Ванкувер. А у Руслана в тот год был очень тяжелый сезон в "Колорадо Эвеланш" из-за проблем со спиной после тяжелой травмы, ему даже пришлось сделать операцию.
Из-за этого было неизвестно, сможет ли он присоединиться к сборной на Олимпиаде. Его это, видимо, сильно тяготило, он хотел поскорее восстановиться и успеть на Игры. Я думаю, он тогда и на операцию решился, исходя из сроков, чтобы успеть к Олимпиаде. Чувствовалось, что это сильно давит на него, хотя он никогда не был человеком, который падал духом. Но потом стало понятно, что он сможет присоединиться к сборной.
Лететь до Ванкувера далеко, перелет тяжелый, а я тогда играл за московское "Динамо" и должен был лететь через Франкфурт. Но оттуда до Ванкувера я сам купил себе билет в бизнес-класс и позвонил Руслану со словами: "Я купил себе билет в бизнес-класс, чтобы не прилететь с такой же спиной, как у тебя". Мы еще посмеялись над этим.
Он тоже прилетел в Ванкувер на Олимпиаду и был капитаном нашей сборной. Это было очень важно для команды.
© Photo : из личного архива Алексея КалюжногоРуслан Салей и Алексей Калюжный
Руслан Салей и Алексей Калюжный - Sputnik Беларусь, 1920, 02.09.2025
Руслан Салей и Алексей Калюжный
А еще на этих Играх произошел очень личный и особенный для меня момент, связанный с Русланом. Мы играли против сборной Германии, это был решающий матч для выхода в стадию плей-офф. И вроде все шло хорошо, мы вели в счете 3:1, были уверены, что контролируем ситуацию, но буквально за минуту немцам удалось забить две шайбы. То есть они сравняли счет, а до конца третьего периода оставалось несколько минут.
Мы играли в большинстве, и на лед вышло наше звено. За столько лет совместных игр за сборную у нас с Русланом большинство было хорошо отработано, мы так понимали друг друга, что все получалось на интуитивном уровне. И я ему поднял шайбу наверх на синюю линию, а он таким хорошим броском забил гол. Потом он подъехал ко мне и тихо на ухо сказал: "Спасибо, малой. Теперь я чувствую, что вернулся".
После Ванкувера через пару месяцев мы встретились на Чемпионате мира в Германии, в Кельне. И все это время мы очень много, плотно и близко общались. У нас было много совместных планов, мы даже дома начали строить по соседству, потому что понимали, что вместе будем идти дальше по жизни.

Когда Руслан говорил, в раздевалке все замолкали

– Понятно, что за счет вашей дружеской близости во время игр у вас происходила своя особая магия, а каким Руслан был на льду и в раздевалке с другими напарниками по команде? Каким он вообще был хоккеистом?
– Руслан очень требовательный человек и прежде всего по отношению к себе. Много историй ходит про то, как он тренировался даже летом во время отпуска, сколько времени он посвящал своей физической подготовке. Эта требовательность распространялась и на его партнеров. Но это не были выговоры с претензиями, Руслан просто делился своим видением и пониманием игры, чтобы достичь общего результата.
© Getty Images / Brian BahrНападающий Сергей Федоров (№91, Россия) пытается пройти Алексея Калюжного (№17, Беларусь) и Руслана Салея (№23, Беларусь), а вратарь Андрей Мезин (№31, Беларусь) спасает ворота во время зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити 15 февраля 2002 года
Нападающий Сергей Федоров (№91, Россия) пытается пройти Алексея Калюжного (№17, Беларусь) и Руслана Салея (№23, Беларусь), а вратарь Андрей Мезин (№31, Беларусь) спасает ворота во время зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити 15 февраля 2002 года - Sputnik Беларусь, 1920, 05.09.2025
Нападающий Сергей Федоров (№91, Россия) пытается пройти Алексея Калюжного (№17, Беларусь) и Руслана Салея (№23, Беларусь), а вратарь Андрей Мезин (№31, Беларусь) спасает ворота во время зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити 15 февраля 2002 года
А еще Руслан всегда был шумным в раздевалке, но этот шум был позитивным и тренировочным, если можно так сказать. А вот когда наступал серьезный момент перед матчем, он уже не так много говорил в раздевалке. Но для напарников по команде он был большим авторитетом, все замолкали и прислушивались, когда он говорил. Но это были ключевые и важнейшие фразы, он никогда не утомлял долгими рассуждениями, говорил все точно и по делу. Это всегда помогало настроиться на игру, потому что это не были слова ради слов, а определенные моменты и детали, которые позволяли лучше подготовиться к конкретному матчу.
– Многие профессиональные игроки гонятся за личной статистикой, но складывается такое впечатление, что для Руслана это не играло такой важной роли. Это так?
- Да, Руслан не был хоккейным игроком, который боролся за свою какую-то сильную статистику, он никогда к этому не стремился. Командный результат был для него в приоритете.

Настоящий магнит для людей

– А за какое человеческое качество вы лично ценили его больше всего?
– На самом деле выделить одно такое качество сложно.
Например, я никогда не видел его в плохом настроении, даже когда случались какие-то неудачи. Скорее всего он это перенял из НХЛ, где нужно быстро забывать о поражении и переключаться на то, что будет завтра. Он был очень отходчивым человеком и никогда не носил какого-то негатива за пазухой даже после каких-то перепалок.
© Photo : из личного архива Алексея КалюжногоАлексей Калюжный (второй слева) и Руслан Салей (второй справа) в компании друзей
Алексей Калюжный (второй слева) и Руслан Салей (второй справа) в компании друзей - Sputnik Беларусь, 1920, 02.09.2025
Алексей Калюжный (второй слева) и Руслан Салей (второй справа) в компании друзей
А еще у него была интересная манера общения. Когда он звонил, первый вопрос у него всегда был "Ну что ты?". А что на это ответить? Я говорил: "Ну что я? Ну, делаю кофе, смотрю в окно". В нем столько было энергии, он был настоящим магнитом для людей.
Его дни постоянно были наполнены разными событиями. Он каждый день проводил так, чтобы получить от него какое-то удовольствие, пользу, например, хорошо потренироваться, хорошо провести время, хорошо пообщаться. Такое ощущение, что он в свое, к сожалению, короткое время как будто пытался уместить все, что должно было растянуться на длинную жизнь.

Все должно было сложиться по-другому

– Жизнь Руслана оборвалась слишком рано, и не только его, но и других членов команды "Локомотив", которые были на борту самолета. Вы помните тот день, когда случилась эта страшная трагедия?
– Я был в Омске, готовился к старту сезона (сезон 2011/2012 Алексей Калюжный провел в составе омского "Авангарда". – Sputnik). В тот день был матч-открытие между командами, которые играли в финале предыдущего сезона.
Разница во времени между Омском и Ярославлем – три часа, и у нас уже вечерело. К тому моменту мы уже провели утреннюю тренировку, пообедали и я был свободен. Как обычно перед началом сезона я собирался зайти в церковь и подумать о том, чтобы год прошел без травм. Это и были мои планы на вечер, но позвонила моя жена Маша и сказала, что в Ярославле разбился самолет с "Локомотивом". Я ответил только: "Все. Хорошо. Я перезвоню". Но не перезванивал, я не стал даже новости читать в интернете, почему-то я был уверен, что мне и другие будут звонить, поэтому понимал, что и так все узнаю.
Полчаса я приходил в себя, потом меня опять набрала супруга и сказала, что Руслан был в самолете…
Я пошел в церковь, рядом с ней находится гостиница, в которой чаще всего останавливаются команды-соперники, а мы на следующий день должны были играть с "Сибирью", если я не ошибаюсь. И в церкви уже было много ребят и из нашей команды, и команды соперников.
На следующий день я пришел на арену к нашему генменеджеру и сказал, что мне надо в Минск. И поехал домой.
– Сезон 2011/2012 прошел без "Локомотива", но на следующий сезон набиралась новая команда. И вы из омского "Авангарда" перешли в "Локомотив", сложно даже представить, как вам далось это решение…
– В сезоне 2011/2012 омский "Авангард" вышел в финал и играл против московского "Динамо", то есть победители Восточной конференции против Запада. Но в том году у "Локомотива" собралась очень хорошая команда, на предсезонных турнирах они вообще по всем катком проехались. Все говорили, что это главный претендент на Кубок Гагарина.
Поэтому, если бы все сложилось по-другому, то в финале мы, скорее всего, играли бы не с "Динамо", а с "Локомотивом".
© Sputnik / Алексей КуденкоИгрок "Локомотива" Алексей Калюжный перед началом матча регулярного сезона Континентальной хоккейной лиги
Игрок Локомотива Алексей Калюжный перед началом матча регулярного сезона Континентальной хоккейной лиги - Sputnik Беларусь, 1920, 02.09.2025
Игрок "Локомотива" Алексей Калюжный перед началом матча регулярного сезона Континентальной хоккейной лиги
Что касается моего перехода, то в конце зимы перед Матчем звезд КХЛ, на который я ехал, Юрий Николаевич Яковлев (президент ярославского "Локомотива". – Sputnik) попросил о встрече. Мы встретились в Москве. Юрий Николаевич рассказал мне о своих планах возродить команду, для этого он собирался набирать молодых игроков. Но ему нужно было и несколько игроков-ветеранов, чтобы помочь молодым хоккеистам стать командой.
Мы не обсуждали тогда ни контракты, ни зарплаты, ничего, он просто спрашивал мое мнение. И закончил тем, что я нужен ему в этой команде. Я сказал: "Юрий Николаевич, я готов вам помочь. Я готов приехать в Ярославль. Но у меня только один момент, я не знаю, как я зайду в ту раздевалку, из которой ушел мой друг". Он мне ответил: "Если сможешь, то я хочу тебя видеть в команде". Вот так я и оказался в Ярославле…
Это было очень сложно, да и сейчас на самом деле не легче, потому что то место, которое Руслан занимал в моей жизни и моей душе, оно так никем и не занято. И даже время эту пустоту никак не может сжать. Такого человека, как Руслан, я вряд ли еще встречу.
Мы построили рядом абсолютно два одинаковых дома, даже разобрали несколько досок в заборе, чтобы проще было ходить друг к другу в гости. Его дети приходили на нашу детскую площадку и играли с моими сыном и дочкой. У нас было столько общих планов, все должно было сложиться по-другому...
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0