Фото

Глаз не оторвать: топ-10 русских шедевров художественной галереи Смоленска

Подписаться
Смоленск – один из самых близких для белорусов городов России, доступных для познавательного туризма.
Смоленск сохранил и крепостные стены XVII века, и практически все здания городского центра XVIII–XIX веков, а уж жемчужина Смоленска – Свято-Успенский кафедральный собор – никого не оставит равнодушным. А после масштабной реконструкции исторического центра, открытие множества гостиниц и кафе стал еще более притягательным для туристов.
О мистических и зловещих местах Смоленска Sputnik уже писал. Корреспондент Sputnik Игорь Кандраль также побывал в Смоленской художественной галерее. Помимо богатой коллекции древнерусского искусства, основу которой собрала княгиня Мария Тенишева, в экспозиции представлены шедевры, полученные из дворянских усадеб и фондов крупнейших московских и ленинградских художественных музеев. Сейчас тут выставлены произведения Айвазовского, Серова, Куинджи, Репина, Коровина, Бенуа, Врубеля, а также работы художников итальянской, голландской, фламандской, французской, немецкой и испанской живописи.
Вашему вниманию – топ-10 художественных произведений русских художников, которыми особенно гордятся смоляне. Заведующая художественной галереей Дарья Иванова справедливо отметила, что избранный жесткий формат не может охватить музейное богатство – в экспозиции Смоленской художественной галереи более 500 произведений от древнерусского искусства до наших дней, собраны полотна десятков именитых русских художников. Однако попытаемся выделить десятку лучших работ.
CC BY-SA 4.0 / Lumaca /

"Галерее 1 мая 2025 года исполнилось 105 лет", – рассказывает Дарья Иванова.

Основу собрания составили картины, которые находились в дворянских усадьбах, а также ряд картин из коллекции Марии Тенишевой. После революции они были национализированы. Галерея сейчас находится в историческом здании бывшего Александровского реального училища; лестница, фасад – все это архитектура 1870-х годов.

"Галерее 1 мая 2025 года исполнилось 105 лет", – рассказывает Дарья Иванова. Основу собрания составили картины, которые находились в дворянских усадьбах, а также ряд картин из коллекции Марии Тенишевой. После революции они были национализированы. Галерея сейчас находится в историческом здании бывшего Александровского реального училища; лестница, фасад – все это архитектура 1870-х годов. - Sputnik Беларусь
1/11

"Галерее 1 мая 2025 года исполнилось 105 лет", – рассказывает Дарья Иванова.

Основу собрания составили картины, которые находились в дворянских усадьбах, а также ряд картин из коллекции Марии Тенишевой. После революции они были национализированы. Галерея сейчас находится в историческом здании бывшего Александровского реального училища; лестница, фасад – все это архитектура 1870-х годов.

© Игорь Кандраль

Василий Тропинин. "Портрет А.В. Яковлева в детстве".

Работы этого художника большинству знакомы с детства – многие из них иллюстрируют школьные учебники истории и литературы. Каждый видел, например, портрет Александра Пушкина кисти Тропинина. В советское время его даже называли "конфетным художником", потому что многие репродукции его картин использовались в оформлении сладостей.

Василий Тропинин. "Портрет А.В. Яковлева в детстве". Работы этого художника большинству знакомы с детства – многие из них иллюстрируют школьные учебники истории и литературы. Каждый видел, например, портрет Александра Пушкина кисти Тропинина. В советское время его даже называли "конфетным художником", потому что многие репродукции его картин использовались в оформлении сладостей. - Sputnik Беларусь
2/11

Василий Тропинин. "Портрет А.В. Яковлева в детстве".

Работы этого художника большинству знакомы с детства – многие из них иллюстрируют школьные учебники истории и литературы. Каждый видел, например, портрет Александра Пушкина кисти Тропинина. В советское время его даже называли "конфетным художником", потому что многие репродукции его картин использовались в оформлении сладостей.

© Игорь Кандраль

Иван Айвазовский. "Зимний обоз в пути".

Знаменитый маринист в 1857 году создал для художественной выставки в Париже серию из четырех картин – времен года – под названием "Богатства России". Мастер представлял их на французской выставке как символ богатства страны, разнообразия климата, особого специфического национального ландшафта.

"Зимний обоз" блестяще передает атмосферу холодной сибирской зимы с влажным воздухом и сильным туманом. Картина в отличие от трех других сохранилась до наших времен: после выставки ее выкупил представитель Русского географического общества Иван Булычев, затем она оказалась в собрании смоленского коллекционера Марии Тенишевой и чудом не сгорела во время эвакуации в 1941 году.

Иван Айвазовский. "Зимний обоз в пути".Знаменитый маринист в 1857 году создал для художественной выставки в Париже серию из четырех картин – времен года – под названием "Богатства России". Мастер представлял их на французской выставке как символ богатства страны, разнообразия климата, особого специфического национального ландшафта. "Зимний обоз" блестяще передает атмосферу холодной сибирской зимы с влажным воздухом и сильным туманом. Картина в отличие от трех других сохранилась до наших времен: после выставки ее выкупил представитель Русского географического общества Иван Булычев, затем она оказалась в собрании смоленского коллекционера Марии Тенишевой и чудом не сгорела во время эвакуации в 1941 году. - Sputnik Беларусь
3/11

Иван Айвазовский. "Зимний обоз в пути".

Знаменитый маринист в 1857 году создал для художественной выставки в Париже серию из четырех картин – времен года – под названием "Богатства России". Мастер представлял их на французской выставке как символ богатства страны, разнообразия климата, особого специфического национального ландшафта.

"Зимний обоз" блестяще передает атмосферу холодной сибирской зимы с влажным воздухом и сильным туманом. Картина в отличие от трех других сохранилась до наших времен: после выставки ее выкупил представитель Русского географического общества Иван Булычев, затем она оказалась в собрании смоленского коллекционера Марии Тенишевой и чудом не сгорела во время эвакуации в 1941 году.

© Игорь Кандраль

Архип Куинджи. "Исаакиевкий собор при луне".

Одна из романтических работ раннего Куинджи – редчайший городской пейзаж, которых в творчестве этого художника очень мало. Ночной город изображен во время наводнения, яркий свет луны рождает особое ощущение тайны. Из-за необычного эффекта освещения говорили, что художник пишет лунными красками.

Архип Куинджи. "Исаакиевкий собор при луне". Одна из романтических работ раннего Куинджи – редчайший городской пейзаж, которых в творчестве этого художника очень мало. Ночной город изображен во время наводнения, яркий свет луны рождает особое ощущение тайны. Из-за необычного эффекта освещения говорили, что художник пишет лунными красками. - Sputnik Беларусь
4/11

Архип Куинджи. "Исаакиевкий собор при луне".

Одна из романтических работ раннего Куинджи – редчайший городской пейзаж, которых в творчестве этого художника очень мало. Ночной город изображен во время наводнения, яркий свет луны рождает особое ощущение тайны. Из-за необычного эффекта освещения говорили, что художник пишет лунными красками.

© Игорь Кандраль

Константин Коровин. "Портрет М.К. Тенишевой".

Это один из портретов знаменитой русской дворянки, художника, мецената и коллекционера, сохранившей большое число шедевров русских и зарубежных художников. Интересна история создания картины: во время пребывания в поместье Тенишевой Коровин увидел ее сидящей на скамейке в саду. Он за три часа, не смешивая краски на палитре, набросал широкими мазками яркий портрет, создав на века хрупкий и нежный образ княгини.

Константин Коровин. "Портрет М.К. Тенишевой".Это один из портретов знаменитой русской дворянки, художника, мецената и коллекционера, сохранившей большое число шедевров русских и зарубежных художников. Интересна история создания картины: во время пребывания в поместье Тенишевой Коровин увидел ее сидящей на скамейке в саду. Он за три часа, не смешивая краски на палитре, набросал широкими мазками яркий портрет, создав на века хрупкий и нежный образ княгини. - Sputnik Беларусь
5/11

Константин Коровин. "Портрет М.К. Тенишевой".

Это один из портретов знаменитой русской дворянки, художника, мецената и коллекционера, сохранившей большое число шедевров русских и зарубежных художников. Интересна история создания картины: во время пребывания в поместье Тенишевой Коровин увидел ее сидящей на скамейке в саду. Он за три часа, не смешивая краски на палитре, набросал широкими мазками яркий портрет, создав на века хрупкий и нежный образ княгини.

© Игорь Кандраль

Игорь Грабарь. "Уголок усадьбы".

Солнечная и радующая глаз картина знаменитого русского импрессиониста позволяет нам взглянуть на дворянский дом начала XX века. Один из восьми пейзажей, написанных художником в подмосковной усадьбе Нара, где он гостил у своих друзей.

Игорь Грабарь был не только знаменитым художником, но и руководителем Третьяковской галереи, инициатором создания в 1918 году Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (это в самые горячие революционные годы, когда уничтожалось все старорежимное!).

Игорь Грабарь. "Уголок усадьбы". Солнечная и радующая глаз картина знаменитого русского импрессиониста позволяет нам взглянуть на дворянский дом начала XX века. Один из восьми пейзажей, написанных художником в подмосковной усадьбе Нара, где он гостил у своих друзей. Игорь Грабарь был не только знаменитым художником, но и руководителем Третьяковской галереи, инициатором создания в 1918 году Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (это в самые горячие революционные годы, когда уничтожалось все старорежимное!). - Sputnik Беларусь
6/11

Игорь Грабарь. "Уголок усадьбы".

Солнечная и радующая глаз картина знаменитого русского импрессиониста позволяет нам взглянуть на дворянский дом начала XX века. Один из восьми пейзажей, написанных художником в подмосковной усадьбе Нара, где он гостил у своих друзей.

Игорь Грабарь был не только знаменитым художником, но и руководителем Третьяковской галереи, инициатором создания в 1918 году Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (это в самые горячие революционные годы, когда уничтожалось все старорежимное!).

© Игорь Кандраль

Николай Рерих. "Помин о четырех королях".

Одна из картин с сюжетом о "Голубиной книге" – рукописи, хранящей древние знания. В центре ее – крепость с башнями, очень напоминающими Смоленскую крепость. Считается, что "Голубиная книга" была народным переложением Библии в форме беседы князя Владимира и Царя Давида.

Николай Рерих. "Помин о четырех королях". Одна из картин с сюжетом о "Голубиной книге" – рукописи, хранящей древние знания. В центре ее – крепость с башнями, очень напоминающими Смоленскую крепость. Считается, что "Голубиная книга" была народным переложением Библии в форме беседы князя Владимира и Царя Давида. - Sputnik Беларусь
7/11

Николай Рерих. "Помин о четырех королях".

Одна из картин с сюжетом о "Голубиной книге" – рукописи, хранящей древние знания. В центре ее – крепость с башнями, очень напоминающими Смоленскую крепость. Считается, что "Голубиная книга" была народным переложением Библии в форме беседы князя Владимира и Царя Давида.

© Игорь Кандраль

Борис Кустодиев. "Сирень".

Этот выдающийся художник, несомненно, в числе мастеров, писавших произведения, полные духовных сил и красоты русской жизни. Даже трудно себе представить, что такие работы создавал человек, который в 31 год оказался в инвалидной коляске, а в дальнейшем ему поставили страшный диагноз – "опухоль спинного мозга". При этом Кустодиев известен своими картинам, на которых изображены народные праздники и ярмарки с купцами и купчихами, похожими на образы из русских сказок и представляющими мир, утраченный навсегда.

Борис Кустодиев. "Сирень". Этот выдающийся художник, несомненно, в числе мастеров, писавших произведения, полные духовных сил и красоты русской жизни. Даже трудно себе представить, что такие работы создавал человек, который в 31 год оказался в инвалидной коляске, а в дальнейшем  ему поставили страшный диагноз – "опухоль спинного мозга". При этом Кустодиев известен своими картинам, на которых изображены народные праздники и ярмарки с купцами и купчихами, похожими на образы из русских сказок и представляющими мир, утраченный навсегда. - Sputnik Беларусь
8/11

Борис Кустодиев. "Сирень".

Этот выдающийся художник, несомненно, в числе мастеров, писавших произведения, полные духовных сил и красоты русской жизни. Даже трудно себе представить, что такие работы создавал человек, который в 31 год оказался в инвалидной коляске, а в дальнейшем ему поставили страшный диагноз – "опухоль спинного мозга". При этом Кустодиев известен своими картинам, на которых изображены народные праздники и ярмарки с купцами и купчихами, похожими на образы из русских сказок и представляющими мир, утраченный навсегда.

© Игорь Кандраль

Петр Кончаловский. "Портрет адвоката Бориса Брауна".

Картина с глубоким социальным смыслом. Глядя на нее издалека, видишь благопристойного, успешного адвоката, немолодого, но богатого джентльмена. А вблизи его образ распадается, а в глазах видны отчаяние и усталость. Год написания картины – 1918. Образование Браун получил во времена самодержавия, а вот как ему работалось в первые революционные годы – остается только догадываться…

Петр Кончаловский. "Портрет адвоката Бориса Брауна". Картина с глубоким социальным смыслом. Глядя на нее издалека, видишь благопристойного, успешного адвоката, немолодого, но богатого джентльмена. А вблизи его образ распадается, а в глазах видны отчаяние и усталость. Год написания картины – 1918. Образование Браун получил во времена самодержавия, а вот как ему работалось в первые революционные годы – остается только догадываться… - Sputnik Беларусь
9/11

Петр Кончаловский. "Портрет адвоката Бориса Брауна".

Картина с глубоким социальным смыслом. Глядя на нее издалека, видишь благопристойного, успешного адвоката, немолодого, но богатого джентльмена. А вблизи его образ распадается, а в глазах видны отчаяние и усталость. Год написания картины – 1918. Образование Браун получил во времена самодержавия, а вот как ему работалось в первые революционные годы – остается только догадываться…

© Игорь Кандраль

Илья Машков. "Женский портрет".

Илья Иванович – выходец из казачества, стал одним из известнейших русских авангардистов и соцреалистов. Был одним из инициаторов сообщества "Бубновый валет", созданного в 1910 году и объединявшего художников, мечтавших совершить революцию в живописи. Этот женский портрет написан в 1912–1914 годах, впереди события Первой мировой и революционные испытания.

Илья Машков. "Женский портрет". Илья Иванович – выходец из казачества, стал одним из известнейших русских авангардистов и соцреалистов. Был одним из инициаторов сообщества "Бубновый валет", созданного в 1910 году и объединявшего художников, мечтавших совершить революцию в живописи. Этот женский портрет написан в 1912–1914 годах, впереди события Первой мировой и революционные испытания. - Sputnik Беларусь
10/11

Илья Машков. "Женский портрет".

Илья Иванович – выходец из казачества, стал одним из известнейших русских авангардистов и соцреалистов. Был одним из инициаторов сообщества "Бубновый валет", созданного в 1910 году и объединявшего художников, мечтавших совершить революцию в живописи. Этот женский портрет написан в 1912–1914 годах, впереди события Первой мировой и революционные испытания.

© Игорь Кандраль

Леопольд Горовиц. "Портрет Изабеллы Станиславовны Потоцкой"

Эта работа знаменитого австро-венгерского живописца обладает особой магией и посвящена представительнице знаменитой в Беларуси семьи Потоцких.

Графиня Изабелла Потоцкая обладала необыкновенной красотой, но слабым здоровьем. В 19 лет отец выдал ее замуж за дальнего родственника – Романа Потоцкого. Но брак оказался недолгим – уже через четыре месяца Изабелла умерла. Картина необыкновенна тем, что написана она была по фотокарточке после смерти девушки. При этом все зрители, видевшие картину, отмечают ее живость: девушка как бы сама наблюдает за посетителями – ее взгляд завораживает и запоминается, кажется, будто он вас сопровождает…

Леопольд Горовиц. "Портрет Изабеллы Станиславовны Потоцкой"Эта работа знаменитого австро-венгерского живописца обладает особой магией и посвящена представительнице знаменитой в Беларуси семьи Потоцких.Графиня Изабелла Потоцкая обладала необыкновенной красотой, но слабым здоровьем. В 19 лет отец выдал ее замуж за дальнего родственника – Романа Потоцкого. Но брак оказался недолгим – уже через четыре месяца Изабелла умерла. Картина необыкновенна тем, что написана она была по фотокарточке после смерти девушки. При этом все зрители, видевшие картину, отмечают ее живость: девушка как бы сама наблюдает за посетителями – ее взгляд завораживает и запоминается, кажется, будто он вас сопровождает… - Sputnik Беларусь
11/11

Леопольд Горовиц. "Портрет Изабеллы Станиславовны Потоцкой"

Эта работа знаменитого австро-венгерского живописца обладает особой магией и посвящена представительнице знаменитой в Беларуси семьи Потоцких.

Графиня Изабелла Потоцкая обладала необыкновенной красотой, но слабым здоровьем. В 19 лет отец выдал ее замуж за дальнего родственника – Романа Потоцкого. Но брак оказался недолгим – уже через четыре месяца Изабелла умерла. Картина необыкновенна тем, что написана она была по фотокарточке после смерти девушки. При этом все зрители, видевшие картину, отмечают ее живость: девушка как бы сама наблюдает за посетителями – ее взгляд завораживает и запоминается, кажется, будто он вас сопровождает…

Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0