Один из его шлягеров родился в Минске: 100 лет со дня рождения Баснера

© Photo : Unsplah / Stefany AndradeСкрипка и ноты
Скрипка и ноты - Sputnik Беларусь, 1920, 01.01.2025
Подписаться
Сто лет со дня рождения автора музыки к песням "С чего начинается Родина?", "На безымянной высоте", "Крестики и нолики", "Березовый сок", "На всю оставшуюся жизнь" исполняется 1 января.
Биография Вениамина Баснера типична для композиторов его поколения. Раннее занятие музыкой, учеба в музыкальном училище, война, учеба в консерватории и поиск себя в профессиональной деятельности.
"С чего начинается Родина?", "На безымянной высоте", "Крестики и нолики", "Березовый сок", "На всю оставшуюся жизнь" – в этих песнях органично переплелись два начала Баснера – профессиональная фундаментальность композитора и народное начало его музыки.

Учиться начал с трех лет

Вениамин Баснер родился 1 января 1925 года в Ярославле в семье Ефима Баснера и Розы Гредитор. Культурная ассимиляция не коснулась его семьи – оба деда, а также родители дома разговаривали на идише. Воспитание Вениамина Баснера в семье строилось по золотому еврейскому правилу – одной головой ты заработаешь больше, чем двумя руками. На практике это означало приоритет образования с самого раннего детства.
Самое большое влияние на Баснера оказал его дед по матери Хирш Гредитор, портной по профессии, знавший огромное количество еврейских народных песен. Семья Баснера жила небогато, но пианино в доме было. Однажды на ужин в их семью заглянул преподаватель Московской консерватории и спросил у хозяйки, кто играет на инструменте. Мать Баснера показала на 3-летнего спящего сына Веню, которого тотчас же разбудила. Он одним пальцем сыграл "Патетическую" сонату Бетховена. Пораженный гость коротко заметил, что ребенок должен обязательно учиться в консерватории.
Дальше была учеба в детской музыкальной школе по классу скрипки и в Ярославском музыкальном училище. В 1943 году Вениамин Баснер был призван в армию, где служил в военном оркестре аранжировщиком и ремонтировал музыкальные инструменты. После демобилизации в 1944 году Баснер поступил в Ленинградскую консерваторию по классу скрипки и композиции, которую закончил в 1949 году.

Легкая рука Шостаковича

В 1955 году композитор Василий Ордынский искал композитора, который напишет колыбельную для его фильма "Человек родился". Он обратился за помощью к Дмитрию Шостаковичу, тот предложил ему своего ученика Вениамина Баснера. До этого Баснер писал романсы, но никому их не показывал. Предложение написать колыбельную не входило в его творческие планы, но Баснер не мог отказать Шостаковичу.
Через несколько суток он принес Ордынскому нечто, напоминающее колыбельную. Ордынский, прослушав музыку, заметил, что от такой колыбельной ни один ребенок не уснет. Баснеру пришлось все переработать, убрав из партитуры всю сложность, и сосредоточиться только на мелодии. Песню приняли и заплатили огромный гонорар, в фильме ее спела Людмила Гурченко, которая в то время была замужем за Василием Ордынским.
Песенной легендой в кинематографе Вениамин Баснер стал, работая с режиссером Владимиром Басовым. В 1963 году Басов снимал фильм "Тишина" по одноименному роману Юрия Бондарева. Это роман о поколении вернувшихся с войны людей, которые были потрясены послевоенной тишиной. Они не были готовы к мирной жизни. Они ушли на фронт из школы, и их юность совпала с войной.
Баснер, как фронтовик, не мог отказаться от этого предложения, тем более на стихи Матусовского: "Светилась, падая, ракета. Как догоревшая звезда. Кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда…".
Музыку к песне "На безымянной высоте" Баснер переписывал три раза. В поезде "Москва – Ленинград" к нему пришла мелодия песни. Записать ноты было не на чем. Чтобы не забыть мелодию, Баснер напевал ее. В ленинградской квартире он сразу бросился к письменному столу записать ноты, а затем ночным поездом вернулся в Москву и сдал записанную музыку. Фильм еще не был закончен, а песню распевала вся съемочная группа.

Народное признание

Осознание, что он стал популярным композитором, пришло однажды на стоянке такси. Трое подвыпивших мужиков отодвинули его с Матусовским и без очереди уселись в такси, сопровождая свой поступок привычной для того времени антисемитской тирадой. А усевшись в автомобиль, запели куплет песни из фильма: "Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят…".
Кульминацией сотрудничества Баснера и Матусовского стали съемки фильма "Щит и меч", где впервые в исполнении Марка Бернеса прозвучала песня "С чего начинается родина?". Серьезное изменение в текст песни внес режиссер Владимир Басов, который предложил слова "с чего начинается родина" перенести с окончания песни в ее начало.
В 1976 году Басов снял фильм "Дни Турбиных" по роману Михаила Булгакова "Белая гвардия". Романс "Целую ночь соловей нам насвистывал", написанный Баснером и Матусовским для этого фильма, вошел в "белогвардейский цикл" и был единственным подобным произведением, написанным в 1970-е годы.
Вряд ли кто-то сегодня вспомнит фильм режиссера Виктора Соколова "Друзья и годы", снятый в 1965 году. Но романс "Это было недавно", написанный Баснером и Матусовским, поют и сегодня: "На вечернем сеансе в небольшом городке пела песню актриса на чужом языке... "Сказку Венского леса" я увидел в кино. Это было недавно, это было давно".

Шлягер, рожденный в Минске

Песню "Березовый сок" Вениамин Баснер написал для Марка Бернеса, он должен был исполнить ее в фильме "Щит и меч". Но в этот фильм песня не попала, а Марк Бернес вскорости после премьеры умер. На три года она легла в стол.
В 1971 году Баснер предложил ее режиссеру Юрию Дубровину, который на киностудии "Беларусьфильм" снимал фильм "Мировой парень". Съемки фильма проходили на Минском автозаводе. Главный герой фильма Виктор Логинов – инженер и технический представитель МАЗа вместо заболевшего водителя Отара принимает участие в гонках с препятствиями, которые пролегают через горы. Главным консультантом фильма был директор Минского автозавода того времени Иван Демин. К слову, 2 января 2025 года исполняется 110 лет со дня рождения Ивана Демина, который по праву считается одним из создателей советского автопрома.
У Баснера возникли проблемы с выбором исполнителя. Автор текста песни Михаил Матусовский посоветовал ему солиста ансамбля "Песняры" Леонида Борткевича. Аранжировку песни Владимир Мулявин сделал за два часа, и она была записана без дублей с первого раза. "Песняры" записали песню и забыли о ней. Через год во время концертов к ним стали поступать записки из зала исполнить эту песню.
"Березовый сок" – это особый патриотизм, без пафоса, очень личный. Это песня о малой родине. Сегодня эту песню в разных аранжировках исполняет уже четвертое поколение певцов.

Реквизит, который пришлось забрать домой

В 1972 году состоялась премьера фильма Наума Бирмана "Учитель пения". Главной музыкальной темой фильма стала песня "Щенок про имени пес", которую исполнил хор мальчиков Государственной академической капеллы Ленинграда.
В то время в ней пел третьеклассник Дмитрий Хиль – сын известного советского певца Эдуарда Хиля. Как он сам вспоминал, после выхода фильма отец познакомил его с композитором Вениамином Баснером, на даче которого он увидел пса, который снимался в фильме. Его звали Тинк – смесь дворняги и бульдога. Во время начала съемок это был щенок, который к концу работы над фильмом вымахал в огромного пса. Вениамин Баснер забрал его к себе домой.
"Щенок по имени пес" был первым детским шлягером в СССР. Но с песней произошла метаморфоза, характерная для того времени. Автор текста песни Александр Галич за диссидентскую деятельность был исключен из Союза писателей и кинематографистов, а затем эмигрировал из СССР. Его имя было убрано из титров фильма. Анонс этой песни, которая часто исполнялась по радио, звучал так: песня из фильма "Учитель пения" "Пропал Щенок".
По этой причине ноты и слова этой песни в советское время не публиковались. Стенографисткам приходилось записывать слова этой песни во время показа фильма – это было сделать достаточно сложно. Музыку подбирали на слух – для профессиональных музыкантов это была не проблема. Впервые ноты и текст песни "Щенок по имени пес" были опубликованы в 1996 году.

Композиторская дилемма

Для Вениамина Баснера, как и для большинства его коллег, профессиональное признание в качестве композитора-песенника было несколько унизительным. Все старались оставить свой след в серьезной музыке, написав симфонии или кантаты. Но суровая проза жизни состоит в том, что массовое признание приходит только через песенный жанр. Помимо всеобщего признания массовые песни дают и материальный достаток.
Кто сегодня помнит о таком композиторе, как Александр Локшин, симфоническая музыка которого соответствует уровню Дмитрия Шостаковича, считавшего Локшина гениальным. Поэму Локшина "Жди меня" на стихи Симонова в 1943 году в Новосибирске исполнял Ленинградский симфонический оркестр под управлением Евгения Мравинского – единственного русского дирижера, вошедшего в мировую десятку дирижеров ХХ века.
Жители Евросоюза, слушая и напевая гимн "Ода к радости", которая является частью 9-й симфонии Бетховена, наверняка позабыли, что эта симфония, которой в уходящем году исполнилось 190 лет, была написана на деньги русских меценатов – Строганова, Трубецкого, Виельгорского. Бетховен собирался посвятить ее российскому императору Александру I. Этому посвящению помешала смерть российского императора. Мировая премьера "Торжественной мессы" Бетховена состоялась в Петербурге в 1824 году благодаря князю Голицыну – последнему русскому меценату Бетховена.
Серьезная музыка требует очень больших денег и меценатов. Это непреложное правило в композиторской среде никто не отменял. Многие советские симфонические оркестры стали исполнять камерные и камерно-вокальные сочинения, а театры ставить оперетты и мюзиклы, написанные Вениамином Баснером, когда он стал знаменитым композитором-песенником. Им тоже были нужны известные имена.
Песен, написанных Вениамином Баснером, не так много, но ни одна из них не была проходной – все они с момента своего первого исполнения становились шлягерами. Песенное творчество Вениамина Баснера закончилось вместе со смертью его многолетнего друга и соавтора поэта Михаила Матусовского в 1990 году. С 1990 года до своей смерти в сентябре 1996 года Баснер не написал ни одной песни.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0