Белорусы были в Париже, и о них говорили на Играх-2024

© AP / Charlie RiedelИван Литвинович с олимпийском золотом в Париже - 2024
Иван Литвинович с олимпийском золотом в Париже - 2024 - Sputnik Беларусь, 1920, 01.01.2025
Подписаться
Об успехах белорусских атлетов на Играх-2024, несмотря на многочисленные санкции, а также о главной спортивной утрате Беларуси вспоминает колумнист Sputnik Руслан Васильев.
В мировом профессиональном спорте есть несколько соревнований, которые являются специфической перемычкой, связывая ушедший и наступивший года – молодежный чемпионат мира по хоккею, лыжный "Тур де Ски" и "Турне 4-х трамплинов", что уже писан для совсем смелых ребят, сигающих вниз с заоблачной высоты.
Однако, как напоминает колумнист Sputnik Руслан Васильев, рискуя испортить многим болельщикам новогоднее настроение, все эти соревнования проводятся, мягко говоря, не дружественными для России и Беларуси международными федерациями, чьи боссы продолжают губить спортивную конкуренцию политикой санкций и отстранения наших атлетов.
Да так рьяно губить, что по-прежнему не приемлют хотя бы компромиссного варианта, раздражающего почти всех, но, тем не менее, являющегося нынче фактически единственной "рабочей возможностью". Речь, естественно, идет о допуске россиян и белорусов к международным соревнованиям в нейтральном статусе в индивидуальных дисциплинах!
Что, в принципе, и произошло на летней Олимпиаде-2024, которая в августе прошла в Париже. Впрочем, и бог с ними – этим хоккейными и лыжными "редисками". Когда-нибудь и с ними приключится прозрение "не умеешь – научим, не хочешь – заставим". Еще повиляют хвостиком.

Игры-2024 обидели Святой престол

Между тем, именно Олимпиада в столице Франции, безусловно, стала главным спортивным событием минувшего года. И белорусы, вспоминая песню болельщика Владимира Высоцкого – "Она была в Париже, и сам Марсель Марсо ей что-то говорил", могут смело ее перефразировать на свой лад. Дескать, отечественные олимпийцы действительно были в Париже и заставили там многих о себе говорить. По крайней мере, в тех дисциплинах, куда получили допуск, что и привело к завоеванию медалей – золотой, двух серебряных и бронзовой.
Впрочем, главный успех летних Игр заключается в том, что они в принципе состоялись в полном объеме. Организаторы сумели провести все запланированные соревнования, разыграть все комплекты наград. Учитывая, с какими трудностями столкнулся оргкомитет Парижа-2024 – вспомните, хотя бы о нечистотах в Сене, из-за которых находился под угрозой отмены весь комплекс состязаний на "открытой воде", это уже достижение.
Конечно, в варианте "от противного", но, тем не менее, французы сумели избежать национального позора. А заодно дали понять, что проводить такие сложносочиненные и сложноподчиненные соревнования, как Олимпиада в исторических локациях многовекового города – сродни аутодафе.
Поэтому, как бы изначально не была привлекательна концепция состязаться на Елисейских полях и Монмартре, набережных Сены подле Лувра и на славной улице его задника, что прославлена болельщиком Виктором Гюго: "Прямая, как буква I – Риволи, Риволи, Риволи!" – эта идея типичная маниловщина. Она принесла французом много хлопот с проблемами, и совсем немного позитивных эмоций вкупе с денежкой.
Впрочем, ментальные и культурные итоги Парижа-2024 и в целом разочаровали – никакого катарсиса. Что тут говорить, если после августовской насмешки над христианством в театрализованном действе церемонии открытия Игр и после сеанса "черной мессы" на церемонии их закрытия, Папа Римский уже в декабре не откликнулся на приглашение дать новый "пуск" восстановленному после пожара Нотр-Даму? Понтифика в Париже так и не дождались, хотя статус у собора вблизи острова Сите – исключительный для всего католичества, а Франция еще со Средневековья считалась "любимым дитем Церкви", конкретно престола св. Петра.
Но все-таки о наших олимпийцах! Тем паче, что в нашем социуме до сих пор существует двоякое отношение к пресловутому "нейтральному статусу". Одна позиция гласит, что даже без флага, гимна и национальной формы все знают – этот спортсмен представляет Беларусь. Диаметральное мнение сего факта не отрицает, но акцентирует внимание на иных аспектах.
Во-первых, примиренчество почти никогда не возвращает мира. Во-вторых, не все даже летние международные федерации согласились вернуть "нейтралов". Так наши легкоатлеты не получили приглашения в Париж, хотя и выполнили олимпийские нормативы. В итоге такая замечательная бегунья-спринтер, как Эльвира Граборенко, о Париже даже не мечтала. Обидно? Безусловно. Так неужели мы отказались от принципа "один за всех и все за одного"?
Резюме: вопрос приятия "нейтрального статуса" и после Парижа-2024 не стал проще и, например, предновогодняя информация о решении ЕОК допустить белорусскую молодежь в нейтральном статусе к участию в Европейских юношеских олимпийских фестивалях, которые пройдут в 2025 году, оценивается двояко. С одной стороны, радость.
Но ведь когда начинаешь понимать, что табуируется для белорусов на этих фестивалях – категорический запрет демонстрировать любую причастность к своей стране и проверка на предмет наличия/отсутствия высказываний в поддержку проведения СВО, невольно задумаешься – а нам это надо? И кого мы воспитаем, коли нам это надо? Речь ведь о юных атлетах, читай, детях.
Тем не менее! Париж-2024 подарил радостные мгновения тем белорусским любителям спорта, которые таки настроились на олимпийскую волну. Правофланговым видом по традиции оказались прыжки на батуте. Уже третьи кряду Игры за нами мужское первенство! Триумфатор Токио-2020 Иван Литвинович за явным преимуществом вторично стал олимпийским чемпионом. Но это еще не все! В Париже, наконец-то, случился и серебряный женский отзыв – дебютантка "пяти колец" Виолетта Бордиловская поднялась на вторую ступень пьедестала почета. Точнее, она на нее запрыгнула!
Ценность этого достижения заключается еще и в эффекте новизны звездной персоналии, доказывающем, что белорусская спортивная отрасль по-прежнему горазда воспроизводить чемпионов. Еще один аналогичный пример – серебряная гребля одиночника-"академика" Евгения Золотого. Чей успех интересен тем парадоксом, что пришел он к белорусскому гребцу в режиме "вопреки". Только международные санкции заставили его покинуть командные лодки и попробоваться силы в одиночке. В итоге блестящие спурты на озере в водном комплексе "Вэр-Сюр-Марн" – досуговый центр в Вайр-Торси, департамент Сена и Марна!
"Бронза" штангиста Евгения Тихонцова – уже опыт реванша. Этот тяжелоатлет еще в Токио-2020 позиционировался в качестве реального соискателя олимпийского награды. Однако – провал. Но упав, Тихонцов поднялся, что и есть отличительная черта подлинного олимпийца.

Теперь без Александра Васильевича…

Разумеется, не только Олимпиадой памятен 2024 год. На слуху были белорусские биатлонисты, чьи совместные старты с россиянами в рамках различных по формату соревнованиях сумели с большего компенсировать международное отстранение.
Антон Смольский в острейшей борьбе с россиянином Эдуардом Латыповым выиграл общий зачет второго в истории розыгрыша Кубка Содружества. Да и локальных викторий хватало, в том числе, у дам. Благо в большой спорт после рождения детей вернулись наши лидеры – Динара Смольская и Анна Сола.
Среди игровиков традиционно в центре внимания находились футболисты и хоккеисты. И вот ведь интересное дело! К хоккею, отстраненному от всех международных турниров, интерес в стране намного больший, чем к футболу. Даже несмотря на допуски национальной сборной и наших клубов ко всем европейским лигам и прочим отборам.
Проект КХЛ вне конкуренции. А уж если минскому "Динамо" уже в 2025-м удастся сохранить настроение победного марша, так доминация хоккея усугубится! Вот и задумаешься: так ли нам выгодно относительное добросердечие УЕФА и ФИФА, что ставит препоны совместным футбольным проектам с россиянами?
И, наконец, о главной спортивной печали, постигшей нас в 2024 году. Ушел Медведь... Александр Васильевич теперь не с нами…
Когда я плотно занимался борьбой и ездил с белорусской сборной на чемпионаты мира/Европы он меня всегда опекал. Кричал: "Руслан, иди сюда!" Я, запыхавшись, прибегал: "Что, Александр Васильевич?" Медведь брал меня за руку: "Пошли к випам – покормлю".
На каком-то Евро в Тампере я жил в дешевой меблирашке по пути в загородный соревновательный зал. При отъезде возникли сложности с транспортом в аэропорт. Медведь сказал: "А ты с вечера заезжай ко мне. Места хватит". Действительно, в номере была огромная двухспальная кровать. Но, помнится, мы так и не ложились – трепались.
У меня есть и бейсболка, подаренная им. И майка. А еще память. Добрая, сейчас щемящая. Ибо Медведь – навсегда!
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0