Он мог стать советским Чаплиным: к 100-летию со дня рождения Михаила Водяного

© Sputnik / ЭттингерМихаил Водяной в роли Мишки Япончика в оперетте Оскара Сандлера "На рассвете"
Михаил Водяной в роли Мишки Япончика в оперетте Оскара Сандлера На рассвете - Sputnik Беларусь, 1920, 23.12.2024
Подписаться
Со дня рождения артиста Михаила Водяного, афоризмы и песни которого знают даже те, кому его фамилия ни о чем не говорит, 23 декабря исполняется сто лет.
Для массового зрителя Михаил Водяной оказался актером одной роли – Попандопуло в фильме "Свадьба в Малиновке". Его афоризмы стали народными, а песни, специально написанные для этого фильма, распевает не одно поколение в русскоязычной среде по всему миру.

Одесса приняла его сразу

Михаил Водяной родился 23 декабря 1924 года в Харькове в семье Григория и Анны Водяных. Настоящая их фамилия Вассерман, что в переводе на русский язык означает "водный". В 1938 году семья переехала в Кисловодск, где в 1941 году Михаил Водяной закончил школу и сразу поступил на 2-й курс актерского факультета Ленинградского театрального института.
Как актер оперетты он состоялся в 1943 году на сцене Пятигорского театра музкомедии. Так сложилось, что впервые Водяной вышел на подмостки пятигорской сцены в оперетте "Свадьба в Малиновке", с той разницей, что в театре он играл роль пана Чечиля, в отличие от кино, где он сыграл Попандопуло. Признание пришло к нему во Львовском театре музкомедии в 1946 году в опереттах Исаака Дунаевского "Белая акация" и "Вольный ветер". Водяной переехал в Одессу в 1953 году вместе со Львовским театром.
Одесса оценила и приняла Водяного сразу. На сцене он мог "станцевать", "промолчать" свою роль. Не говоря уже о том, что когда он начинал петь, за ним подпевал весь зрительный зал. Его Яшка-Буксир из "Белой акации" стал именем нарицательным. Водяной перенес на сцену подсмотренный тип пижона, приспособленца и бездельника с примитивной обывательской психологией: "А что я буду с этого иметь?".
В 1956 году два одессита Айзик Геберман и Александр Шнайдер написали пьесу "Дарите любимым тюльпаны". Музыку написал Оскар Сандлер. В 1957 году эту оперетту поставили на сцене Одесского театра музкомедии. Роль Зажигалкина, сыгранная Водяным, по пьесе малоприметная, но актерская партитура, исполненная Водяным, потрясла зрителей.
Скромный пожилой работник сберкассы собрался на отдых. Он появляется у трапа парохода, обвешанный авоськами и рюкзаками, в руках удочки и даже сетка для ловли мотыльков. Сцена прощания с женой заставляла зрителя запомнить Зажигалкина уже в первом акте, хотя он не произносит ни слова. Затем зритель видит его в ресторане парохода, где в руках он держит белый узелок, в котором хранился его ужин. Он чистит куриное яйцо, опускает его в соль, тщательно жует. Но вдруг он видит певицу и вмиг преображается. Эта "старая моль" бегает за певицей, как юноша с возгласами: "Вы – Козловский". Все это в течение 10 минут выполняет один актер на сцене – Михаил Водяной.
© Sputnik / ЭттингерАктер Михаил Григорьевич Водяной (Вассерман) в роли Альфреда Дулиттла в сцене из оперетты Фредерика Лоу "Моя прекрасная леди"
Актер Михаил Григорьевич Водяной (Вассерман) в роли Альфреда Дулиттла в сцене из оперетты Фредерика Лоу Моя прекрасная леди - Sputnik Беларусь, 1920, 19.12.2024
Актер Михаил Григорьевич Водяной (Вассерман) в роли Альфреда Дулиттла в сцене из оперетты Фредерика Лоу "Моя прекрасная леди"

"Свадьба в Малиновке": три варианта

"Свадьба в Малиновке" – это оперетта, у которой есть два музыкальных варианта и один кинематографический. Первенство в создании оперетты принадлежит украинскому композитору Алексею Рябову, который написал ее в 1936 году. Идея принадлежала драматургу Леониду Юхвиду, во время Гражданской войны жившему в Харькове, в 50 километрах от которого находится Малиновка.
Худруку Московского театра оперетты Григорию Ярону либретто на украинском языке очень понравилось – и он решил создать по этому сюжету русский вариант оперетты, предложив написать музыку к ней композитору Борису Александрову – сыну Александра Александрова, которого мы знаем как автора гимна Советского Союза и песни "Священная война".
Практически одновременно в Москве и Харькове прошли две премьеры "Свадьбы в Малиновке" Александрова и Рябова соответственно. Сегодня большинство из нас знает версию Бориса Александрова, благодаря тому, что "Свадьба в Малиновке" была экранизирована режиссером Андреем Тутышкиным в 1976 году именно на его музыку.
Фильм снимался на Украине, в тех местах, о которых Леонид Юхвид написал в либретто. Рядом с Малиновкой в селе Хорошки была настоящая графская усадьба, в которой в 1960-е годы располагалась школа. Массовка была из местных жителей, которые по сценарию играли то красных, то бандитов. Красных играли трезвыми, а когда приходила очередь играть бандитов, то брали "на грудь" они по полной. Люди с большой охотой шли на съемки: за массовку каждый получал по 3 рубля в день – огромные по тем временам деньги.
© SputnikНа съемках широкоформатного цветного музыкального фильма "Свадьба в Малиновке"
На съемках широкоформатного цветного музыкального фильма Свадьба в Малиновке - Sputnik Беларусь, 1920, 19.12.2024
На съемках широкоформатного цветного музыкального фильма "Свадьба в Малиновке"
С премьерным показом вышли проблемы. 24 апреля погиб космонавт Владимир Комаров, и в СССР был объявлен траур. Эта была первая гибель космонавта, она стала главной темой общественного интереса в то время. 29 апреля в кинотеатре "Россия" прошла премьера. Наутро вышли разгромные рецензии в прессе о примитивной оперетке, хотя зрители фильм приняли с восторгом. Он занял второе место по итогам кассовых сборов, уступив первенство "Кавказской пленнице".
Звездный состав актеров в лице Алексея Смирнова, Владимира Самойлова, Зои Федоровой, Михаила Пуговкина и Николая Сличенко впечатлял, но первым по уровню зрительских симпатий был актер Михаил Водяной, который исполнил роль Попандуполо.
Для него эта роль была не новой, он много раз играл ее на сцене Одесского театра музыкальной комедии. Новизной для фильма стали две песни, специально написанные Борисом Александровым для Водяного: "На морском песочке" и "В Одессе жил, купался в Черном море я". Это было условие Водяного на участие в съемках фильма в этой роли. Как артист оперетты, он обязательно должен был петь.
Впервые на экране откровенный враг советской власти выглядел обаятельно, а его реплики, придуманные им самим по ходу съемок, стали народными: "Убери ножичек! Сделаешь дырку, потом не запломбируешь!", "Нажми на клавиши, продай талант". "На морском песочке я Марусю встретил…" распевала вся страна по любому поводу.

Король Одессы

В жанре оперетты Водяной переиграл практически весь репертуар во Львове и Одессе. Королем Одессы его сделала роль Мишки-Япончика в оперетте Оскара Сандлера "На рассвете". Водяной развенчал Мишку-Япончика, от которого дрожала вся Одесса в революционные времена.
Он играл человека с тривиальной внешностью приказчика: прилизанная "куафюра" над низким лбом, канотье, светлый жилет под красно-лиловым пиджаком, тяжелая золотая цепь для часов. Это говорило об отсутствии духовного мира у человека и желании всеми повелевать: "король" все-таки. В цепкости движения сквозят наглость, изворотливость и жестокость. Танец и походка приобретают пластику хищного зверя, вышедшего на охоту. Во второй раз роль Мишки-Япончика Водяной сыграл в фильме "Эскадра уходит на Запад!" При его жизни никто из советских актеров эту роль не играл.
© Sputnik / ЭттингерАктер Михаил Григорьевич Водяной (Вассерман) в роли Мишки-Япончика (в центре) в сцене из оперетты Оскара Ароновича Сандлера "На рассвете"
Актер Михаил Григорьевич Водяной (Вассерман) в роли Мишки Япончика (в центре) в сцене из оперетты Оскара Ароновича Сандлера На рассвете - Sputnik Беларусь, 1920, 19.12.2024
Актер Михаил Григорьевич Водяной (Вассерман) в роли Мишки-Япончика (в центре) в сцене из оперетты Оскара Ароновича Сандлера "На рассвете"
В роли Мишки-Япончика Михаил Водяной выходил на сцену 500 раз. Главным цензором Водяного в этой роли может быть только Леонид Утесов, который в своем дневнике записал: "Я много лет являюсь консультантом по "одесским вопросам". Работа трудная, так как каждый одессит имеет по любому поводу свое мнение. Единственный случай, когда мнения всех одесситов совпадают, – это исполнение Водяным роли Мишки-Япончика. Я видел настоящего, живого Япончика, и считаю, что Михаил Водяной более похож на него, чем он сам".

Дважды первые одесситы

На торжественном вечере в театре эстрады министр культуры Екатерина Фурцева 25 апреля 1965 года озвучила Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Леониду Утесову звания народного артиста СССР. Впервые представитель эстрады получил такое звание.
Михаил Водяной возглавлял одесскую делегацию на 70-летии Утесова. Он преподнес в подарок великому одесситу "четверть Черного моря" – бутылку с морской водой, наполненной с легендарного Ланжерона, емкостью 0,25 литра, надувной шар с "настоящим одесским воздухом", огромную фаршированную щуку (национальность юбиляра никто не отменял, фаршированная рыба–непременный атрибут любого еврейского застолья) и банку консервов "Бычки в томате".
Через 11 лет Михаил Водяной станет первым артистом в жанре оперетты, которому будет присвоено звание народного артиста СССР. После Водяного с разницей в один месяц это звание получили солистка Московского театра оперетты Татьяна Шмыга и главный режиссер Екатеринбургского театра оперетты Владимир Курочкин – всего три человека за все время существования СССР.

Помощь друга

Михаил Водяной мало снимался в кино. Он мечтал сыграть Чарли Чаплина и Остапа Бендера. Но в СССР снимать кино о Чаплине никто не собирался, а роль Бендера в фильме "12 стульев" Марк Захаров отдал Андрею Миронову, предложив Водяному роль репортера газеты "Станок" Персицкого. Сыграй он эти роли, советский кинематограф получил бы своего Чарли Чаплина.
Михаил Водяной был визитной карточкой Одессы своего времени. Все, кто оказывался в городе, старались попасть на спектакль Одесской музкомедии с его участием. Он олицетворял этот город.
Водяной не был обделен почестями со стороны власти. Председатель Президиума Верховного Совета УССР Валентина Шевченко в 1986 году выдала ему разрешение на покупку автомобиля "Волга" – на тот момент времени в СССР эту машину можно было легально приобрести, лишь имея разрешение высшего органа власти союзной республики. Водяной внес 16 тысяч 270 рублей в одну из киевских сберкасс, а полученный чек "отоварил" в одесском автосервисе на улице 25-й Чапаевской дивизии (ныне Иглези) и получил светло-серую "двадцатьчетверку".
Смерть друга Леонида Утесова в 1982 году стала ударом для Михаила Водяного. Он и предполагать не мог, что всего на пять лет переживет товарища, который был старше его на 29 лет. Роковой для него стала зависть – вечный спутник таланта во все времена. "Доброжелательные" коллеги "сигнализировали куда надо" о финансовых махинациях в театре, а когда это не помогло, то написали о посещении Водяным притона и растлении несовершеннолетних. На самом деле речь шла о посещении шикарной квартиры директора престижного магазина и бара, принадлежавшего ему. В советское время иметь частный бар или что-то другое запрещал закон, но в Одессе в то время можно было многое. В квартире этого директора собиралась вся неформальная элита Одессы.
Точку в конфликте в газете "Правда" поставил непререкаемый авторитет советской журналистики Генрих Боровик (уроженец Минска, переехавший вместе с родителями в 10-летнем возрасте в Пятигорск). Его родители были среди основателей театра музыкальной комедии в Пятигорске, вся его семья близко знала Михаила Водяного. В интервью Боровику был задан вопрос, кто его любимые артисты. На что он ответил: Утесов и Водяной. Этого интервью оказалось достаточно, чтобы снять все вопросы с Михаила Водяного. Опубликованное в газете "Правда" по канонам времени обсуждению не подлежало.
Для Водяного это не прошло бесследно. Третий инфаркт оказался для него роковым – он умер 11 сентября 1987 года, незадолго до этого успев сыграть роль, о которой мечтал – Тевье-молочника в мюзикле по произведениям Шолом-Алейхема.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0