Тканые картины: самые большие кросна Беларуси сохранили в Гродно
© Sputnik / Инна ГришукТканые картины: самые большие кросна Беларуси сохранили в Гродно
© Sputnik / Инна Гришук
Подписаться
Эксклюзив
На огромных деревянных кроснах много лет вручную создают уникальные гобелены в традиционной технике ткачества.
Самый большой в Беларуси ткацкий станок почти полвека сохраняют в Гродно. На нем вручную ткут уникальные гобелены, которые порой напоминают написанные красками яркие картины. Как появились необычные кросны, как в областном центре возрождали народное ткачество и как этому помогли советские вожди, рассказала Sputnik мастер по ткачеству гобеленов Елена Шунейко.
Начинали с портретов вождей
"Кросны строили по эскизам моего отца Феликса Антоновича Шунейко. Это обычный ткацкий станок, только с вертикальной основой и по размерам больше", – начинает мини-экскурсию по своей творческой мастерской Елена Феликсовна, которая всю жизнь посвятила созданию уникальных гобеленов и продолжила дело своего отца.
Мастер тканых гобеленов больше 40 лет работает в Гродненском областном методическом центре народного творчества.
Ткацкий станок действительно поражает своими размерами и занимает почти половину площади большой мастерской. Длина каждой его стороны – около трех метров. Рядом с ним обычные деревенские кросны выглядят малышами.
Как пояснила мастерица, ее отец много лет изучал народное ткачество и придумал, как усовершенствовать эту технологию и применить для создания гобеленов. То есть ткать самые настоящие текстильные картины и портреты.
Первые работы создавались в конце 40-х годов прошлого века на обычных деревенских кроснах, на которых до этого ткали только цветы и народные узоры. Тканые портреты получились максимально близкими к фоторепродукциям и нарисованным эскизам. Удалось с помощью разных оттенков нитей передать черты лица и детали одежды. Гобеленные портреты оказались настолько хороши, что гродненским мастерам начали поступать большие государственные заказы.
© Sputnik / Инна ГришукТканые картины: самые большие кросна Беларуси сохранили в Гродно
© Sputnik / Инна Гришук
По словам Елены Феликсовны, на первых гобеленах, которые создавал ее отец с командой экспериментальной лаборатории, были изображены политические деятели и исторические личности. Например, портреты Ленина, Сталина, Богдана Хмельницкого. Каждую работу обрамляли тканые белорусские орнаменты и национальные узоры.
Самым крупным заказом оказался гобелен размером 6 на 4,5 метра, который должен был в нитях повторить написанную художниками картину, посвященную юбилею Сталина.
"Чтобы создать этот гобелен, специально построили станок, на котором можно ткать шестиметровое полотно. На нем одновременно работали пять ткачих, а мой отец руководил этими работами", – рассказывает собеседница и показывает фотографию из журнала.
Тканая картина получилась удачной, но на юбилейную выставку в Москву так и не попала из-за смерти вождя. Вскоре пришлось свернуть и работу экспериментальной лаборатории по ткачеству, шестиметровые кросна разобрали.
Модернизировали деревенские кросны
Новая волна по возрождению ткацких традиций и созданию гобеленов началась в Гродно в начале 80-х. Феликс Шунейко решил модернизировать обычный деревенский ткацкий станок так, чтобы большой гобелен на нем с легкостью мог ткать только один человек.
Огромный станок, или кросны, выполнен из дерева. Народную конструкцию усовершенствовали, при этом сохранили традиционную технологию. Работы создаются в технике одностороннего переборного ткачества.
© Sputnik / Инна ГришукТканые картины: самые большие кросна Беларуси сохранили в Гродно
© Sputnik / Инна Гришук
Например, у традиционного станка рабочая поверхность расположена горизонтально, ее ширина около метра. Чтобы сделать широкие простыни или покрывала, женщины ткали две или три узкие полосы ткани, а затем сшивали их.
У станка Феликса Шунейко основа из ниток более чем в два раза шире и располагается вертикально. С такой конструкцией легче контролировать, как изменяются цвета и создается рисунок. Ткать на таких кроснах, несмотря на их большой размер, легче.
Сначала эскиз – потом гобелен
Чтобы создать большой гобелен на ткацком станке, сперва нужно нарисовать на бумаге красками эскиз. Причем он должен быть такого же размера, как и будущий гобелен.
Важно, чтобы художник, который создает макет, хорошо знал технику ткачества, ведь не каждый рисунок можно повторить нитками.
"Я сама создаю эскизы для гобеленов. В свои работы стараюсь заложить глубокий смысл, показать белорусскую историю и традиции. Хочется с помощью гобеленов показать уникальность и красоту нашей страны", – делится Елена Феликсовна.
Одна из ее последних работ – гобелен, посвященный 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, а называется он "Цветущая Гродненщина".
© Sputnik / Инна ГришукТканые картины: самые большие кросна Беларуси сохранили в Гродно
© Sputnik / Инна Гришук
На его создание ушло чуть больше года. Получилась яркая тканая картина, на которой представлены главные исторические памятники Гродненской области. Над ними парят аисты, рядом вытканы луга, спеющая на полях пшеница, цветки васильков, танцующая пара в национальных белорусских костюмах. Позитивная цветовая гамма полотна символизирует радость и торжество жизни под мирным небом.
Заправили 50 километров нитей
Нынешней осенью в самом большом ткацком станке Беларуси закончилась нитяная основа, которую заправили при его строительстве более сорока лет назад. Это свыше четырех тысяч натянутых как струны белых хлопковых нитей, расположенных в строгой последовательности на ширине почти 2,5 метра – одна из важных частей ткацкого станка. Именно на них ложатся цветные нити, из которых создается гобелен.
По словам Елены Феликсовны, нити основы расположены плотнее, чем в обычных кроснах. Поэтому линии рисунка на гобеленах получаются плавными, без ступенчатых переходов, почти как линии из-под кисти, можно ткать даже очень мелкие детали.
Сверху нитяная основа намотана на деревянный вал, по мере создания гобелена он вращается и опускает нитяное полотно. Внизу нити разделяются на ряды и каждая занимает свою нишу.
© Sputnik / Инна ГришукТканые картины: самые большие кросна Беларуси сохранили в Гродно
© Sputnik / Инна Гришук
Работа оказалась кропотливой. На нее ушло около двух месяцев. В этот раз в станок заправили около 15 метров основы – более 50 километров ниток. Этого должно хватить для создания гобеленов на ближайшие 10-15 лет.
Более чем за четыре десятилетия работы на уникальном ткацком станке Елена Шунейко выткала около 70 больших и малых гобеленов. Они хранятся в различных музеях Беларуси, один из них украшает Дворец Независимости.
Творчество мастера занесено в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!