Анохин: с Беларусью планируем масштабные проекты в области машиностроения
10:24 20.11.2024 (обновлено: 13:41 20.11.2024)
© Sputnik / Дмитрий МарковГубернатор Смоленской области Василий Анохин
© Sputnik / Дмитрий Марков
Подписаться
Эксклюзив
Смоленская область уже в ближайшее время может стать крупным хабом по производству белорусской техники, заявил глава региона Василий Анохин по результатам визита в Беларусь. Совместные производства позволят повысить поставки не только в РФ, но и на рынки третьих стран.
Смоленская область и Беларусь – близкие соседи и давние партнеры. Российский регион и республика сотрудничают во многих отраслях машиностроение, строительство, сельское хозяйство, а сегодня Смоленская область заинтересована в реализации масштабных проектов – создании совместных предприятий в регионе по производству автобусов, трамваев, сельскохозяйственной техники.
В эксклюзивном интервью информационному агентству и радио Sputnik Беларусь губернатор Смоленской области Василий Анохин рассказал о перспективах сотрудничества региона с Беларусью.
– Беларусь и Смоленская область давние партнеры, что понятно – мы близкие соседи, между которыми нет границ. Как вы оцениваете двустороннее сотрудничество на сегодня?
– Я очень искренне благодарен президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко за приглашение, за встречу, совещание по вопросам совместного двустороннего сотрудничества.
Тот пример, который демонстрируют наши лидеры, президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин и президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, является для нас образцом с точки зрения взаимодействия как глав российских регионов, меня лично с нашими белорусскими коллегами и выстраивания таких же теплых, дружеских, тесных взаимоотношений, основанных на доверии, на взаимопонимании, на братских добрососедских отношениях.
© Sputnik / Дмитрий МарковИнтервью губернатора Смоленской области Василия Анохина информационному агентству и радио Sputnik Беларусь
© Sputnik / Дмитрий Марков
Сейчас взаимодействие между Смоленской областью и регионами Республики Беларусь в целом на достаточно высоком уровне и тому подтверждение – товарооборот. Так, по итогам 2023 года объем товарооборота составил свыше 270 млрд российских рублей, а за девять месяцев этого года – уже более 220 млрд российских рублей. Значимую часть в товарообороте составляют пищевое производство, продукция легкой промышленности и, конечно, сельское хозяйство.
Мы достаточно подробно обсуждали направления дальнейшего расширения сотрудничества в сфере сельского хозяйства, промышленности, углубленной переработки и наметили себе цели.
Могу сказать, что текущая ситуация, несмотря на все санкционное давление, нашим организациям и компаниям идет только в плюс.
Мы видим растущие потребности наших предприятий и в кадрах, и в дополнительных материалах, и видим динамику роста выручки наших предприятий. Ну и, конечно, ситуация, которая сложилась, привела к укреплению кооперационных связей между организациями, находящимися в Беларуси, в России, в Смоленской области.
У нас исторически были тесные связи, а сейчас они только окрепли и даже увеличились в объемах поставок. Мы это фиксируем и будем всячески поддерживать.
– В продолжение темы кооперационных связей между предприятиями – о каких проектах идет речь? В первую очередь, по программе импортозамещения.
– Это действительно значимое для нас направление развития. В первую очередь, это промышленность. У нас треть валового регионального продукта – это продукция промышленности и переработки. И, конечно, для нас развитие этого сектора чрезвычайно важно.
Мы обсудили вопросы взаимодействия с Минским автомобильным заводом. У нас на территории уже есть дилер МАЗа, который импортирует технику на всю Россию. Теперь мы договорились, и президентом Республики Беларусь это было поддержано, о создании на территории Смоленской области сервисного центра для техники МАЗ – не только для автобусов, но и грузовой техники, в том числе прохождения нулевого ТО.
Кроме того, обсудили вопрос создания на территории Смоленской области производства по выпуску перронных автобусов. Это действительно дефицит на российском рынке. И здесь единственный производитель – это МАЗ. Мы посмотрели перронный автобус, который выпускает МАЗ, – он очень высокого качества.
Перронный автобус МАЗ 271
© Sputnik / Максим Блинов
/ При условии локализации данного производства на территории Смоленской области, с учетом подписания программы углубленной локализации, фактически это будет уже отечественный российский перронный автобус, что даст возможность доступа и на российский рынок.
Мы видим, как динамично развиваются у нас и реконструируются аэропорты в России. Спрос будет достаточно высокий, поэтому мы будем всячески способствовать реализации этого проекта.
Кроме того, обсудили вопросы по развитию на территории Смоленской области совместных производств "Бобруйскагромаша". У аграриев, которые работают на территории Смоленской области, практически 70% техники белорусского производства. Могу сказать, что каждый второй из трех тракторов является белорусским. Это все нас подталкивает к тому, чтобы локализовать выпуск сельхозтехники у нас на территории региона.
Мы знаем планы "Бобруйскагромаша" в принципе по расширению производства, потому что достаточно большой рынок сельхозтехники открывается теперь в перспективе, с учетом ухода иностранных игроков. Техника, во-первых, ремонтопригодная, соотношение цена-качество хорошее, есть гарантийное обслуживание – есть перспектива по расширению производства. И, соответственно, мы можем представить необходимые условия, дать соответствующие льготы, инфраструктурную поддержку для того, чтобы у нас такое производство сделать.
Третий важный проект, значимый для жителей Смоленской области, для жителей города Смоленск. Мы побывали на "Белкоммунмаше". Я, честно говоря, поражен масштабами предприятия, где производятся трамваи, троллейбусы, качеством продукции. Честно скажу, очень современно. Очень современный командой предприятия произведен трамвай, действительно не уступающий европейским аналогам. И мало того, что они придумали технологию, не то, что придумали, даже уже ее реализовали и уже даже начали поставки в другие регионы.
© Sputnik / Станислав ЛобатыйПроизводство трамваев "БКМ Холдинг"
Производство трамваев "БКМ Холдинг"
© Sputnik / Станислав Лобатый
У нас в Смоленске есть часть трамваев 1970-х, 1980-х годов. Вы технологию придумали и реализовали: "Белкоммунмаш" разбирает трамвай, оставляет старую "тележку" и на нее ставит новый корпус.
Казалось бы, решение не очевидное. Но, первое, это экономит серьезные средства на приобретение нового трамвая, потому что новый трамвай уже превысил отметку в 100 млн российских рублей. А если на старую платформу ставим новый корпус – требуется, конечно, модернизация небольшая – это будет до 40 млн российских рублей. Это серьезная экономия.
А во-вторых, если мы сразу покупаем новый трамвай, даже говоря о низкопольном трамвае, то фактически нам придется модернизировать все пути: рельсы менять, пути менять – другая нагрузка, уклоны другие, и так далее, и так далее. И мы должны будем заплатить не только за покупку трамвая, но еще надо вложить в инфраструктуру. Это вообще тройные затраты.
И оставить старую "тележку", которая может ходить по действующим рельсам, сверху меняя фактически полностью весь корпус, ставя современный корпус, – мы в таком трамвае были – это хорошее, серьезное достижение.
Мы обсудили создание такого производства у нас на базе нашего муниципального предприятия, потому что большое количество трамваев требуют модернизации. И я думаю, что результаты такого производства будут востребованы не только Смоленской областью, но и соседними регионами, потому что это и серьезная экономия, и улучшение качества предлагаемых транспортных услуг для населения.
– Это сразу несколько грандиозных проектов – и связанный с техникой МАЗ, и с сельхозтехникой, и с трамваями, с городским транспортом… Если это не является коммерческой тайной, когда их планируется запустить в производство?
– Мы рассчитываем начать уже в следующем году. Александр Григорьевич Лукашенко, президент Республики Беларусь, дал достаточно стремительные посылы: сказал, что нужно бежать, – и это правильно в текущих условиях, – и уже в следующем году начать реализацию проекта.
Мы уже готовы, готовы закупать уже в следующем году непосредственно продукцию и пилотную продукцию. В принципе, мы, готовясь к встрече с Александром Григорьевичем (Лукашенко – Sputnik), у нас длительная была достаточно проработка, и мы все нюансы уже обсудили, посмотрели площадку, производства, кадры. Поэтому думаю, что в следующем году мы стартанем.
– Это создание производства или уже что-то даже сможет выйти на линию?
– Я думаю, что уже сможет даже выйти на линию. Обсуждаем так, чтобы уже это у нас реализовалось и мы смогли бы воочию посмотреть, как новый трамвай ездит по улицам Смоленска. Рассчитываем на это и будем к этому стремиться.
– А в какой еще продукции из Беларуси заинтересован регион и, на Ваш взгляд, здесь, в Беларуси, какая продукция Смоленской области стала уже визитной карточкой региона?
Есть очень востребованный продукт, и в будущем у него большой спрос, и на это тоже президент Республики Беларусь обратил внимание, это касается льна. Во-первых, это сложная культура для возделывания, требуются специальная техника, семенной материал, специальные технологии выращивания. Это, как правило, четырехпольная система: то есть высадил на поле лен, и на это поле лен вернется через три-четыре года. Это сложная культура, сложный севооборот.
Но мы видим, какая востребованность этой продукции на зарубежных рынках, особенно передела изо льна. И не только непосредственно короткое или длинное волокно, либо котонин, который сейчас хорошо экспортируется.
© Sputnik / Елена ВасильеваПродукция Оршанского льнокомбината, архивное фото
Продукция Оршанского льнокомбината, архивное фото
© Sputnik / Елена Васильева
Мы посмотрели продукцию Оршанского льнокомбината. Уже высокие переделы идут в ткани, и мы видим в этом большую перспективу на зарубежных рынках, потому что не так много стран выращивают лен из-за этих особенностей. Поэтому рынок будет только расширяться.
Продукция изо льна используется не только в легкой промышленности, она используется также в медицине, в ВПК – и видим рост спроса. Конечно, взаимодействие в сельском хозяйстве, особенно в сфере льноводства, для нас очень перспективно и очень актуально.
Мы договорились о том, что создадим на территории Смоленской области совместно с Институтом льна в Орше совместный селекционно-семеноводческий центр, потому что львиная доля – 72% посевных площадей – засеяна льном-долгунцом белорусской селекции "Грант". И там есть известные сорта, которые дают хорошую продуктивность, и мы рассчитываем, что создание такого селекционно-семеноводческого центра как раз даст на рынок не только Смоленской области, но и России дополнительный сильный семенной материал в таком востребованной продукции.
Второе, что очень важно, это рапс. Мы видим тоже востребованность в этой культуре высокомаржинальной, как показали предыдущие годы. У нас на территории Смоленской области есть завод рапсоперерабатывающий, изготавливающий рапсовое масло. Сейчас они идут еще дальше в углубление переделов, и это абсолютно экспортный товар. Мы видим, как востребованность в рапсовой культуре растет с каждым годом.
Здесь у нас тоже есть точка для взаимодействия: совместными усилиями и обмениваясь технологиями – по переработке с Оршанским льнокомбинатом, с Институтом льна по семенному материалу, с аграриями по выращиванию рапса – мы сможем на экспорт предложить большой объем товара из этих культур. Здесь большой экспортный потенциал, видим в этом такую перспективу на три-пять лет вперед.
Из таких знаковых, как Вы сказали, товаров, которые ценятся у нас, в Смоленской области, – мы отдельно после встречи с президентом встречались с вице-премьером Юрием Витольдовичем (Шулейко – Sputnik), который курирует в том числе направления сельского хозяйства, пищевой промышленности – это продукция пищевой промышленности Республики Беларусь.
Она очень известна и в Смоленской области, и здесь очень популярна. В принципе, скажу, что в Московском регионе большой рынок, и становится все популярней продукция, особенно молочная продукция, продукты детского питания, высокотехнологичная продукция. И спрос на нее растет и растет. Почему? Потому что все достаточно натуральное. Очень мало каких-то дополнительных ингредиентов, и вкусовые качества сохраняются.
Спрос сейчас меняется в сторону натурального всего. И мало того, что здесь соотношение цена-качество очень хорошее, потому что обычно, когда больше натуральных составляющих, продукция в себестоимости высокая. А здесь мы видим достаточно доступные цены на качественное продовольствие. И это будет расти, расти. И многие бренды, я называть не буду, но они очень популярны у нас, очень популярны.
– С учетом тех совместных проектов, которые назвали, есть еще один вопрос. Высокие технологии требуют подготовки соответствующих кадров. Вот уже несколько лет по программе правительства России талантливая белорусская молодежь может поступать учиться в вузы РФ. Какие вузы Смоленского региона популярны в белорусской молодежи? Может, кто-то из ребят учится в Беларуси?
– Это направление важно, оно набирает обороты. У нас, как правило, три вуза популярны у белорусской молодежи. В первую очередь, это наш Смоленский государственный медицинский университет. Он входит в перечень "Приоритет 2030" – это перечень вузов, занимающихся научными исследованиями, которые будут очень востребованы в будущем. И там есть много абитуриентов из Республики Беларусь, также много студентов, и не только из Республики Беларусь, но и даже из других стран.
Очень востребован наш спортивный университет, он один из крупнейших в Центральном федеральном округе. И много спортсменов, будущих спортсменов, тренеров, в том числе из Республики Беларусь, поступают к нам.
Ну и третье это Смоленский государственный университет.
© Sputnik / Сергей ПятаковЗдание Смоленского государственного университета
Здание Смоленского государственного университета
© Sputnik / Сергей Пятаков
Количество белорусских студентов у нас увеличивается, и это хорошо. Это то, что дает нам общую почву для дальнейшего тесного сотрудничества, потому что, если наша молодежь будет общаться, видеть взаимную культуру и у нас в регионе, и здесь, будет понимать, что у нас братские народы, одни ценности, одна культура, одно восприятие жизни.
И наша молодежь поступает в белорусские вузы, особенно популярен Витебский университет по направлениям легкой промышленности. Там достаточно сильные кафедры по легкой промышленности, которых у нас нет. И наша молодежь туда поступает, потому что наша легкая промышленность тоже активно развивается, в частности швейное направление, и нам нужны технологи в этом направлении, которые как раз обучаются у вас в Витебске.
– Хотелось бы затронуть вопрос транспортного сообщения. В свое время курсировали прямые поезда из Орши в Смоленска, из Витебска в Смоленск. Как сегодня решается вопрос логистики?
– Мы запустили поезда, сейчас они функционируют с пересадкой. С Борисом Вячеславовичем Грызловым (посол РФ в Беларуси – Sputnik) обсуждали эти вопросы. Сейчас с пересадкой идут поезда из Смоленска в Витебск, из Смоленска в Оршу с пересадкой на территории Беларуси.
И мы проговорили, что нужно решать эти вопросы, чтобы они были уже без пересадок, ходили напрямую. Мы в этом заинтересованы, потому что видим: количество пассажиров увеличивается, востребованность большая.
Благодаря поддержке Бориса Вячеславовича Грызлова, Дмитрия Федоровича Мезенцева (госсекретарь Союзного государства Беларуси и России – Sputnik) и главы РЖД Олега Валентиновича Белозерова, была запущена третья "Ласточка", которая сейчас между Москвой и Минском ходит – ходило две, сейчас три, в том числе через Смоленск. И видим тоже улучшение транспортного сообщения.
© Photo : Telegram / Вокзалы РоссииЖелезнодорожный вокзал Смоленска
Железнодорожный вокзал Смоленска
© Photo : Telegram / Вокзалы России
Но могу сказать, даже после того, как добавили третью "Ласточку", востребованность еще возросла и еще растет. Многие гости, которые приезжают к нам в Смоленск, хотят посетить регионы Беларуси тоже, по таким важным туристическим маршрутам, как Минск, Витебск и Полоцк.
И мы отдельное внимание уделили вопросам развития туризма, потому что нам надо формировать совместно с нашими белорусскими коллегами и друзьями трансграничные туристические маршруты.
С Александром Григорьевичем обсудили обустройство туристской инфраструктуры – трассу М1, Москва – Смоленск – Минск – Брест. Потому что мы видим, что востребованность автотуризма нарастает. И, конечно, требуется обустройство трассы, где можно было бы отдохнуть, перекусить, переночевать в комфортных, хороших условиях.
И второе направление, которое обсуждали, это Смоленск – Витебск – Полоцк. Мне кажется, оно будет очень популярно. Полоцк – один из старейших городов Республики Беларусь, как и Смоленск в России, мне кажется, будет очень интересно.
– А что, на Ваш взгляд, должно стать толчком, чтобы внутренний туризм стал по настоящему массовым?
– Сервис. Сервис и инфраструктура. Если до тех ограничений, которые нам наши недоброжелатели вводят, обычные туристы, семьи выезжали куда-то за рубеж, в первую очередь, они ожидали уже привычный для себя сервис. И сейчас, когда едут в регионы России, в регионы Республики Беларусь, тоже хотят видеть сервис – тот, к которому они привыкли ранее.
И нам для того, чтобы сделать это действительно массовым, нужно улучшать качество сервиса и инфраструктуру. Это базовые вещи. Мы как раз сейчас в Смоленской области создаем еще несколько крупных сетевых гостиниц. Видим, как здесь, в регионах, потрясающую гостиницу отремонтировали, "Витебск", в которой я останавливался. Мне кажется, она хорошего, высокого уровня.
Здесь, в Минске, тоже хорошие гостиницы. И сервис хороший, и еда приличная, даже не приличная, а очень хорошая. Кому скажи, все сразу знают, что в Беларуси очень хорошая кухня, хорошо кормят, хорошо встречают. И это тоже своего рода бренд. И вот такие вещи нужно максимально популяризировать и создавать.
– Возвращаясь к трассе М-1. Несколько лет назад поднимался вопрос, о том, что нужно развивать автодорожную инфраструктуру, и в том числе инфраструктуру для автомобилей на газомоторном топливе. Как с этим обстоят дела сейчас?
– Этот вопрос начали решать поэтапно. И сейчас смотрим экономию, выгоду от этого процесса. Потому что это не только надо перевести саму технику, это еще вопрос строительства заправочных станций. Поэтому сейчас мы начали движение в этом направлении, только с автобусами, в первую очередь. Дальше посмотрим, экономику оценим, потому что требуется не просто какая-то сеть заправочных станций.
И еще момент: сейчас развивается переход даже не на газомоторное топливо, а на электротранспорт. Сейчас посмотрели электробусы, которые производят в Беларуси, следующее поколение. Будем для себя оценивать, какой вектор нам правильнее избрать: либо это газомоторное топливо, либо все-таки переход на электрический транспорт. Смотрели даже троллейбусы с автономным ходом – пример хорошей техники.
Поэтому еще оценим экономику, оценим стоимость инфраструктуры и примем решение, куда мы дальше двигаемся с общественным транспортом – либо в сторону электро-, либо газомоторного топлива.
– На Ваш взгляд, что нужно делать сегодня для развития сотрудничества приграничных регионов?
– Свое личное мнение скажу – не мешать. Не мешать этому сотрудничеству. На уровне наших приграничных муниципальных образований самое теснейшее взаимодействие, которое осуществляется и без нашей помощи, потому что это на уровне родственных связей, дружеских связей. И мы же прекрасно понимаем, это поле не поделишь на две части, тем более в рамках Союзного государства у нас нет границы как таковой.
© Sputnik / Дмитрий МарковИнтервью губернатора Смоленской области Василия Анохина информационному агентству и радио Sputnik Беларусь
Интервью губернатора Смоленской области Василия Анохина информационному агентству и радио Sputnik Беларусь
© Sputnik / Дмитрий Марков
И люди общаются деревнями, селами, поселениями, ездят друг к другу, ходят друг к другу. И это нормально, это то, что нас объединяет, то, что действительно показывает, что мы братские народы, неразделимые народы, то, что мы являемся единым целым. И вот как раз на уровне самом таком поселенческом это все видно.
И у нас есть даже примеры, когда предприниматели наши имеют, например, активы как на территории муниципального образования Смоленской области, так и, например, на территории Витебской области. Я сам знаком с таким предпринимателем, у которого бизнес в Смоленске, а дом в Лиозно (поселок в Витебской области – Sputnik), и он каждый день ездит на работу сюда.
Вот примеры. И это очень хорошо, потому что действительно показывает теснейшее взаимодействие. И, на мой взгляд, этому препятствовать не надо.
Да, есть вещи, которые связаны с ввозом контрафактной продукции, еще что-то – это отдельные вопросы, которые требуют отдельного серьезного рассмотрения. А когда мы говорим на уровне вот такого-то предпринимательства бытового, сельхозпредпринимательства, небольшого бизнеса малого – пусть люди общаются и создают семьи.
Мы должны быть заинтересованы в том, чтобы наши приграничные районы были населены – с точки зрения безопасности, в том числе. Но для того, чтобы там сохранялось население, росло население, требуется экономика в первую очередь, чтобы тесные связи кооперационные развивались, и семейные в том числе. А для того, чтобы это все было, надо как раз не мешать, а где-то даже помогать такому приграничному сотрудничеству.
– Может быть, существуют какие-то программы поддержки белорусских предпринимателей?
– У нас сейчас на территории Смоленской области функционирует более 4,5 тысячи предприятий с белорусским капиталом. И также активно наши предприниматели инвестируют и регистрируются здесь, на территории Республики Беларусь, создавая, открывая свои филиалы, представительства, дочерние организации.
Как только юридическое лицо входит в российскую юрисдикцию, становится российским, как мы говорим, с белорусским капиталом (это могут быть учредители, это может быть дочерние организации белорусской компании), оно может сразу получить все меры поддержки, все налоговые преференции Российской Федерации и, конечно, преференциальный режим, в том числе участвовать в госзакупках, поставке для государственных, муниципальных нужд своей продукции.
Цифры говорят сами за себя: мы можем создавать условия для такого совместного бизнеса.
– Беларусь и Российскую Федерацию, безусловно, связывает не только вопросы экономики, но и культуры. В этом направлении какие у нас перспективы сотрудничества?
– В первую очередь скажу, что это важнейший вопрос, даже важнее, чем экономика, потому что в первую очередь нас связывает все-таки общая история и общая культура, ценности. Даже наблюдая со стороны, могу отметить, что в сфере культуры у нас практически в каждом празднике, праздничном или торжественном мероприятии, юбилейных датах, значимых событиях принимают участие белорусские коллективы, и наши творческие коллективы также регулярно приезжают в регионы Беларуси со своими постановками, участвуют тоже в различных мероприятиях. И мы всячески это поддерживаем.
Что касается спорта, могу отметить, что здесь мы сделали такой в хорошем смысле серьезный рывок. И тоже благодарен и президенту Александру Григорьевичу Лукашенко за помощь нам в этом вопросе.
© Photo : ВКонтакте / Хоккейный клуб СЛАВУТИЧХоккеисты ХК "Славутич"
Хоккеисты ХК "Славутич"
© Photo : ВКонтакте / Хоккейный клуб СЛАВУТИЧ
Например, в понедельник (18 ноября – Sputnik) у нас был на домашней арене матч, один из этапов в экстра-лиге. Наша команда "Славутич" играет теперь, единственная пока из Российской Федерации, в лиге в Беларуси, в экстра-лиге. И это стало возможным благодаря помощи, поддержке со стороны белорусских коллег и одобрению со стороны президента Республики Беларусь. В понедельник как раз играли с Могилеве, выиграли на этот раз, хотя там такая достаточно конкурентная борьба.
Второе, у нас при поддержке Росатома проходят различные этапы соревнований баскетбола три на три, и команда из Беларуси активно принимает у нас участие.
У нас много совместных проектов по гражданско-патриотическому воспитанию нашей молодежи. У нас проходит много форумов, фестиваль "Молодежь за Союзное государство" очень стал популярным и привлекает большое внимание молодежи, как в нашей области, так и молодежи из регионов Республики Беларусь. Самое главное, что там затрагивается тема важная, актуальная сейчас – защита истории от фальсификации, сохранение общих идеологических, исторических фактов и многое другое. В рамках этого форума мы проводили в этом году форум молодых историков России и Беларуси.
У нас очень активно развито поисковое движение, где мы увековечиваем память наших героев, павших во времена Великой Отечественной войны. И тысячи молодых ребят из Республики Беларусь принимают в этом активное участие.
Такое мероприятие еще "Вахта памяти" очень популярно. В этом году прошло три "Вахты памяти", где активно принимала участие молодежь из Республики Беларусь.
– 2025 год – это год 80-летия Великой Победы, священная дата и для белорусов, и для россиян. Поднимались ли с белорусскими партнерами вопросы по взаимной подготовке к празднованию этой даты?
– Да, естественно. В том числе вот проект такой, как "Дорогами Победы", когда курсируют поезда, курсируют автомобили с соответствующей символикой во имя памяти погибших наших героев Великой Отечественной войны. Мы постараемся организовать совместно второе взаимное участие в юбилейных праздничных датах наших коллективов, молодежи. Сейчас совместно и с Витебской областью, и с другими коллегами проработаем программу мероприятий, посвященных подготовке к празднованию этой торжественной даты.
Это нам важно – идеологически важно, важно для нашей молодежи. И особенно это важно в текущее время, когда проходит у нас специальная военная операция, когда наши герои защищают нашу страну, и чтобы все понимали, где фашизм, какой вред он наносит, где наши враги и что мы всегда должны помнить о наших героев, которые защищают нашу страну, поддерживать их, поддерживать их семьи.
Как говорит наш президент Владимир Владимирович Путин, Беларусь – это наш стратегический партнер и союзник. Поэтому особенно в такие даты, мы должны вспоминать наших героев, совместно чтить их, помнить о них и понимать, где наш враг, а где друг, где правда, а где ложь.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!