Сдержанное обаяние Олега Басилашвили – к 90-летию актера
Критики в целом благосклонно отнеслись к кинодебюту Басилашвили, последовали другие фильмы: "Поднятая целина", "Гранатовый браслет", "Заговор послов", "Возвращение "Святого Луки"...
На фото: актеры Олег Басилашвили и Алла Демидова в художественном фильме "Живой труп" (режиссер Владимир Венгеров, киностудия "Ленфильм", 1968).
Критики в целом благосклонно отнеслись к кинодебюту Басилашвили, последовали другие фильмы: "Поднятая целина", "Гранатовый браслет", "Заговор послов", "Возвращение "Святого Луки"...
На фото: актеры Олег Басилашвили и Алла Демидова в художественном фильме "Живой труп" (режиссер Владимир Венгеров, киностудия "Ленфильм", 1968).
Роль белогвардейца Лахновского (на фото) в "Вечном зове" стала первой по-настоящему крупной для Басилашвили в кино. Первоначально режиссеры видели персонаж чисто отрицательным – но Басилашвили убедил их смягчить образ.
Роль белогвардейца Лахновского (на фото) в "Вечном зове" стала первой по-настоящему крупной для Басилашвили в кино. Первоначально режиссеры видели персонаж чисто отрицательным – но Басилашвили убедил их смягчить образ.
В 1975-м Никита Михалков пригласил его сыграть роль продюсера Саввы Южакова в картине "Раба любви".
Прототипом этого героя был один из первых бизнесменов от кино, режиссер, сценарист и продюсер Александр Ханжонков. Именно его студия выпустила первый российский полнометражный фильм и первый в мире кукольный мультфильм.
На фото: Александр Калягин (справа) в роли режиссера и Олег Басилашвили (слева) в роли продюсера в фильме «Раба любви».
В 1975-м Никита Михалков пригласил его сыграть роль продюсера Саввы Южакова в картине "Раба любви".
Прототипом этого героя был один из первых бизнесменов от кино, режиссер, сценарист и продюсер Александр Ханжонков. Именно его студия выпустила первый российский полнометражный фильм и первый в мире кукольный мультфильм.
На фото: Александр Калягин (справа) в роли режиссера и Олег Басилашвили (слева) в роли продюсера в фильме «Раба любви».
Эльдар Рязанов приглашал Басилашвили сняться в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", но из-за смерти отца актер от съемок отказался. Роль в итоге досталась Юрию Яковлеву, но в фильме остался эпизод, когда главная героиня поднимает со снега фотографию жениха: на снимке именно Басилашвили.
Так и получилось, что первой работой Рязанова с Басилашвили стал в итоге лишь "Служебный роман".
На фото: кинорежиссер Эльдар Рязанов на съемках фильма "Служебный роман" (1977). Исполнители главных ролей – Олег Басилашвили и Андрей Мягков.
Эльдар Рязанов приглашал Басилашвили сняться в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", но из-за смерти отца актер от съемок отказался. Роль в итоге досталась Юрию Яковлеву, но в фильме остался эпизод, когда главная героиня поднимает со снега фотографию жениха: на снимке именно Басилашвили.
Так и получилось, что первой работой Рязанова с Басилашвили стал в итоге лишь "Служебный роман".
На фото: кинорежиссер Эльдар Рязанов на съемках фильма "Служебный роман" (1977). Исполнители главных ролей – Олег Басилашвили и Андрей Мягков.
В 1979-м Данелия снимал фильм "Осенний марафон", на главную роль изначально планировался Александр Калягин. Однако в ходе работы сценарий претерпел ряд изменений, и Калягин на роль больше не подходил.
Ассистент по актерам Елена Судакова предложила кандидатуру Басилашвили. Данелия его снимать отказался: по предыдущим работам в кино он видел его как властного, уверенного персонажа – полная противоположность главному герою "Осеннего марафона".
Множество проб с лучшими актерами тех лет оказались неудачными, ассистент по актерам продолжала предлагать Басилашвили и в итоге устроила ему встречу с Данелией. И пошла на хитрость: предложила Данелии подвезти Басилашвили, а Басилашвили сказала, выходя из машины, сыграть Бузыкина. Обернувшийся вслед актеру режиссер увидел в зеркале заднего вида совсем другого человека – неуверенного, сомневающегося... Басилашвили взяли на роль без проб.
На фото: Наталья Гундарева (слева) и Олег Басилашвили (справа) на съемках фильма "Осенний марафон" режиссера Георгия Данелии.
В 1979-м Данелия снимал фильм "Осенний марафон", на главную роль изначально планировался Александр Калягин. Однако в ходе работы сценарий претерпел ряд изменений, и Калягин на роль больше не подходил.
Ассистент по актерам Елена Судакова предложила кандидатуру Басилашвили. Данелия его снимать отказался: по предыдущим работам в кино он видел его как властного, уверенного персонажа – полная противоположность главному герою "Осеннего марафона".
Множество проб с лучшими актерами тех лет оказались неудачными, ассистент по актерам продолжала предлагать Басилашвили и в итоге устроила ему встречу с Данелией. И пошла на хитрость: предложила Данелии подвезти Басилашвили, а Басилашвили сказала, выходя из машины, сыграть Бузыкина. Обернувшийся вслед актеру режиссер увидел в зеркале заднего вида совсем другого человека – неуверенного, сомневающегося... Басилашвили взяли на роль без проб.
На фото: Наталья Гундарева (слева) и Олег Басилашвили (справа) на съемках фильма "Осенний марафон" режиссера Георгия Данелии.
На роль Платона в мелодраме "Вокзал для двоих" Рязанов, любивший снимать "своих" артистов, сразу планировал Басилашвили.
Съемки фильма начались с конца, причем Басилашвили и Гурченко познакомились буквально за несколько часов до того, как им надо было играть финальную сцену в колонии.
Тюремные эпизоды снимали в действующей исправительно-трудовой колонии для несовершеннолетних в Икше. Месяц, который Басилашвили пришлось провести среди арестантов, стал для него настоящим испытанием. Заключенные его сразу невзлюбили, чтобы наладить отношения, актер потихоньку делился с задействованными в массовке "пайкой".
"Что-то изображать рядом с теми, кто подлинно несчастен, кто отбывает наказание, – святотатство!" – говорил Басилашвили.
После окончания монтажа заключенные этой колонии первыми увидели "Вокзал для двоих".
На фото: Олег Басилашвили, Людмила Гурченко и Никита Михалков в фильме Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" (1982).
На роль Платона в мелодраме "Вокзал для двоих" Рязанов, любивший снимать "своих" артистов, сразу планировал Басилашвили.
Съемки фильма начались с конца, причем Басилашвили и Гурченко познакомились буквально за несколько часов до того, как им надо было играть финальную сцену в колонии.
Тюремные эпизоды снимали в действующей исправительно-трудовой колонии для несовершеннолетних в Икше. Месяц, который Басилашвили пришлось провести среди арестантов, стал для него настоящим испытанием. Заключенные его сразу невзлюбили, чтобы наладить отношения, актер потихоньку делился с задействованными в массовке "пайкой".
"Что-то изображать рядом с теми, кто подлинно несчастен, кто отбывает наказание, – святотатство!" – говорил Басилашвили.
После окончания монтажа заключенные этой колонии первыми увидели "Вокзал для двоих".
На фото: Олег Басилашвили, Людмила Гурченко и Никита Михалков в фильме Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" (1982).
Трагикомедию "Небеса обетованные" снимали на настоящей помойке. Многие песни к фильму исполнили сами актеры. Так, Олег Басилашвили спел романс "Господи, не охнуть, не воздохнуть…". Музыку написал композитор Андрей Петров автор композиций для 14 фильмов Рязанова, а слова – сам режиссер.
На фото справа налево: народный артист РСФСР Валентин Гафт в роли Дмитрия Логинова, народный артист СССР Олег Басилашвили в роли Федора Степановича Елистратова, актриса Наталья Щукина в роли Жанны и актриса Нина Русланова в роли тети Жанны.
Трагикомедию "Небеса обетованные" снимали на настоящей помойке. Многие песни к фильму исполнили сами актеры. Так, Олег Басилашвили спел романс "Господи, не охнуть, не воздохнуть…". Музыку написал композитор Андрей Петров автор композиций для 14 фильмов Рязанова, а слова – сам режиссер.
На фото справа налево: народный артист РСФСР Валентин Гафт в роли Дмитрия Логинова, народный артист СССР Олег Басилашвили в роли Федора Степановича Елистратова, актриса Наталья Щукина в роли Жанны и актриса Нина Русланова в роли тети Жанны.
Сериал "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко наделал много шума: экранизации этого романа Булгакова традиционно привлекают много внимания. Критики неоднозначно отнеслись к картине в момент выхода.
А вот зрителям Воланд в исполнении Басилашвили полюбился. Согласно проведенному в 2023 году опросу, среди современных российских лент лучшие воплощения ролей в экранизациях – Маргарита (Анна Ковальчук) и Воланд (Олег Басилашвили) именно в этом сериале.
На фото слева направо: Александр Адабашьян в роли председателя МАССОЛИТа Берлиоза, Олег Басилашвили в роли Воланда и Владислав Галкин в роли поэта Бездомного в сериале Владимира Бортко "Мастер и Маргарита".
Сериал "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко наделал много шума: экранизации этого романа Булгакова традиционно привлекают много внимания. Критики неоднозначно отнеслись к картине в момент выхода.
А вот зрителям Воланд в исполнении Басилашвили полюбился. Согласно проведенному в 2023 году опросу, среди современных российских лент лучшие воплощения ролей в экранизациях – Маргарита (Анна Ковальчук) и Воланд (Олег Басилашвили) именно в этом сериале.
На фото слева направо: Александр Адабашьян в роли председателя МАССОЛИТа Берлиоза, Олег Басилашвили в роли Воланда и Владислав Галкин в роли поэта Бездомного в сериале Владимира Бортко "Мастер и Маргарита".
Одна из последних работ актера в кино – альманах Резо Гигинеишвили "Без границ", вышедший в 2015 году. Басилашвили сыграл работника грузинского кладбища, который влюбляется во вдову, ухаживающую за могилой мужа, в исполнении Инны Чуриковой.
На фото: режиссер Резо Гигинеишвили (слева) работает с актерами Олегом Басилашвили (справа) и Инной Чуриковой на съемочной площадке фильма.
Одна из последних работ актера в кино – альманах Резо Гигинеишвили "Без границ", вышедший в 2015 году. Басилашвили сыграл работника грузинского кладбища, который влюбляется во вдову, ухаживающую за могилой мужа, в исполнении Инны Чуриковой.
На фото: режиссер Резо Гигинеишвили (слева) работает с актерами Олегом Басилашвили (справа) и Инной Чуриковой на съемочной площадке фильма.
В последние годы актер в кино не снимается, но по-прежнему выходит на театральную сцену.
На сайте Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова, где Олег Басилашвили служит с 1959 года, указано, что он занят в трех постановках текущего репертуара: "Палачи", "Лето одного года" и Дядюшкин сон".
На фото: Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих в спектакле "Лето одного года", 2022 год.
В последние годы актер в кино не снимается, но по-прежнему выходит на театральную сцену.
На сайте Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова, где Олег Басилашвили служит с 1959 года, указано, что он занят в трех постановках текущего репертуара: "Палачи", "Лето одного года" и Дядюшкин сон".
На фото: Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих в спектакле "Лето одного года", 2022 год.