Экспорт вина из Беларуси в РФ пока мал, но сидр идет на ура

© Unsplash/iMattSmartПолки с вином
Полки с вином - Sputnik Беларусь, 1920, 06.08.2024
Подписаться
Эксклюзив
Экспорт – одна из основ белорусской экономики, и страна известна в этом плане на рынке мясных и молочных продуктов. Поставки за рубеж "взрослых" напитков выглядят намного скромнее, но винной отрасли тоже есть что показать покупателю.
На какие только сегменты рынка в России не нацелились белорусские предприятия. Где-то давно закрепились и успешно работают, где-то пока лишь планы. А не замахнуться ли на винный рынок? Многие в ответ рассмеются. Куда, мол, нашим виноделам. Там, в России, столько виноградников, а в республике с этим проблема.
Если же речь вести о плодово-ягодных винах, то многие скептично отнесутся к этому продукту. Насколько это обосновано? В вопросе разбирался корреспондент Sputnik.

Дешевое вино

Прокомментировать ситуацию в отрасли согласилась кандидат технических наук, завсектором винодельческой отрасли отдела технологий алкогольной и безалкогольной продукции Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию Ольга Юденко. Специалист отмечает: основное сырье в белорусском виноделии – ягоды и фрукты, выращенные в республике.
"Как и в любой стране, развитие производства из местного сырья – перспективное. В Беларуси такое сырье, в первую очередь, – фрукты и ягоды. Я понимаю, что у некоторых по поводу качества продукта скепсис, но на самом деле очень обидно за фруктовое виноделие. Ведь оно вышло сейчас на совсем другой уровень", – считает Ольга Юденко.
Эксперт подчеркнула, что сегодня качество производства фруктово-ягодных вин строго контролируется. Например, нельзя добавлять ароматизаторы и этиловый спирт. Технология строится на натуральном брожении, как и полагается в виноделии.
Внешнее оформление (этикетки и бутылки) не такое красивое, как некоторым хотелось бы. Чтобы это улучшить, нужны дополнительные затраты, а значит, производство станет дороже. Но заложить эти издержки в цену не так просто. В стране действует ценовое регулирование.
Поэтому не стоит обо всем судить по упаковке. Низкая цена не обязательно означает, что и продукт низкого качества.

"Есть у нас и вина, которые делают по спецтехнологиям. Всем известны такие виды, как портвейн, мадера, херес", – обращает внимание специалист.

Для производства некоторых вин по перечисленным технологиям принято использовать дубовые бочки. В них выдерживают виноматериал, создавая определенные условия, в том числе температурные. Бочек на предприятиях в Беларуси, как правило, нет, но есть другие способы контакта материала с древесиной дуба.
Основное сырье для отечественных предприятий – яблоко. Этот фрукт очень хорошо зарекомендовал себя в виноделии. Используются и сочетания – например, яблоко-клюква.
Всего в стране 43 действующих винодельных предприятия. На некоторых выпускают не только вино, но и кальвадос (почти то же самое, что коньяк, но из яблок). До недавнего времени производили и традиционный коньяк из локального винограда и с использованием местной дубовой щепы.
Также лицензия на фруктовое виноделие (в том числе и на сидры) есть у 29 предприятий.

Зреет виноград

Промышленное виноделие на основе местного винограда в стране пока не развито. Были попытки делать это в Пинском районе. Однако в 2000-х годах, когда закладывали виноградники, не получилось адаптировать нужные сорта под белорусские условия.
Пока выращиванием винограда и производством из него вина занимаются фермеры. Такая практика есть не только на юге страны, но, к примеру, и под Минском. Чтобы виноград был правильно подготовлен для производства, фермеров активно консультирует Институт плодоводства из системы Национальной академии наук.
Кстати, в последнее время климат в Беларуси, как и во всем мире, меняется, и у виноградарства все больше перспектив. Не исключено, что промышленное виноделие все же получит свое развитие.
А пока у белорусских специалистов есть вопросы к техническому регламенту, который был разработан в ЕАЭС и может вступить в силу в середине 2025 года. По этому регламенту вином считается только то, что изготовлено из vitis vinifera (винограда культурного).
"С нашей позиции, это не совсем правильно. К примеру, в американском виноделии широко применяется вида vitis labrusca ("лисий" виноград) с земляничными тонами, правда, в большей мере гибридный. Многие виноделы скептически к этому относятся, но в то же время не назвать эту продукцию вином – неправильно", – пояснила Ольга Юденко.
Очевидно, что Россия хочет защитить свой внутренний рынок теми методами, которые доступны.
"У них очень много автохтонных – "аборигенных" – сортов винограда… В России наблюдается тенденция называть вином именно то, что изготавливается из местных сортов. Естественно, импортная продукция тоже есть, но они защищают свой внутренний рынок. Это хорошее направление развития, и нам стоит идти в этом же направлении", – считает эксперт.

Винный туризм и экспорт

Что касается поставок на основной внешний рынок – Россию, то по вину объемы небольшие. С другой стороны, у россиян бешеный спрос на белорусские натуральные сидры.
"Предприятия не успевают перерабатывать сырье. Заказы из России просто огромные, и сидры белорусские пользуются очень большой популярностью", – отмечает Ольга Юденко.
Постепенно развивается и винный туризм, который интересен и белорусам, и гостям из-за рубежа. Алкогольные предприятия, особенно крупные, возрождают свои традиции.
"...Стараются историю своего завода воссоздать. Кто-то восстанавливает старинные погреба и так далее. Также очень модно в странах постсоветского пространства приглашать зарубежных специалистов. Потребителю приятно слышать, что вот тут был такой-то известный специалист. Конечно, это маркетинговые ходы. Заслуга наших специалистов очень большая. Кто, как не мы, будет хорошо разбираться в нашем сыре, в наших особенностях", – считает эксперт.

Что пьют технологи

"На этой работе, как правило, никто излишне не увлекается алкоголем", – подчеркивает Ольга Юденко.
Технологи воспитывают в себе культуру пития. Они знают, как правильно дегустировать напиток. Хотя они тоже люди, и у каждого есть какие-то индивидуальные предпочтения.
В целом на рынке такие тенденции, что популярными становятся вкусовые продукты.
"Если это пиво, то со вкусами. Если крепкая алкогольная продукция, то виски, кальвадос и коньяк. Но раньше, к примеру, все понимали, что молдавский коньяк – это такой цветочный ванильный оттенок, а грузинский – более харАктерный. Теперь даже от коньяка хотят чего-то новенького", – констатирует Ольга Юденко.
Она считает хорошим трендом развитие школ сомелье и кавистов. Эти курсы помогают потребителям оценить продукт, его вкус и аромат, уловить в красном или белом вине какие-то свои особенности.
На взгляд эксперта, главное, что привлечение интереса к вкусовым продуктам прививает культуру пития и позволяет получить в первую очередь эстетическое и вкусовое удовольствие.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0