Запечатлевший множество эпох: к 180-летию со дня рождения Ильи Репина

© Sputnik / Э. КоганХудожник Илья Репин
Художник Илья Репин - Sputnik Беларусь, 1920, 05.08.2024
Подписаться
Со дня рождения Ильи Репина – одного из самых узнаваемых российских художников – 5 августа исполняется 180 лет.
Илья Репин пережил четырех российских императоров и умер после революции в Куоккале на территории Финляндии.
На своих холстах он изобразил всю литературную, музыкальную, научную и политическую элиту России конца ХIХ – начала ХХ века. Репродукции картин Репина "Бурлаки на Волге", "Арест пропагандиста", "Крестный ход в Курской губернии", "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", "Не ждали", "Запорожцы" висели во всех домах культуры в СССР, их можно было увидеть в учебниках по русской литературе или истории.

Все началось с иконописи

Илья Репин родился 5 августа 1844 года в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье Ефима Репина и Татьяны Бочаровой. По воспоминаниям Ильи Репина, его отец за время службы в Чугуевском уланском полку участвовал в трех войнах и имел награды. После службы в армии он стал "билетным солдатом", вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и пригонял оттуда табуны лошадей на продажу.
В 11 лет родители отдали Илью на учебу в школу топографов, где готовили чертежников для геодезической службы. Но через два года, когда школу упразднили, 13-летний Илья Репин поступил в иконописную мастерскую к художнику Ивану Бунакову. В 16 лет он перешел на работу в кочевую иконописную артель, которая расписывала церкви во всей средней полосе России.
Летом 1863 года в Воронежской губернии недалеко от города Острогожска молодой Репин познакомился с художником Иваном Крамским. Общение с ним для Репина стало поворотным – он отправился учиться в Академию художеств в Петербурге.
Восьмилетний петербургский период для Ильи Репина оказался плодотворным. Он приобрел немало друзей и стал узнаваемым в мире художников. Самыми близкими его друзьями в то время стали Василий Поленов, который тепло принял его в своем доме, и Марк Антокольский, прибывший на учебу в Академию из Вильни.

"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"

Картина Репина, которую часто ошибочно называют "Иван Грозный убивает своего сына", дважды подвергалась актам вандализма. В 1913 году старообрядец Балашов, проникнув в Третьяковскую галерею, нанес по картине три удара ножом.
Илья Репин узнал об этом за обедом, будучи в своей усадьбе в Куоккале. Он был уверен, что картина уничтожена безвозвратно и нет никакой возможности реставрировать ее, но был предельно спокоен.
© Sputnik / Павел Балабанов / Перейти в фотобанкРепродукция картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"
Репродукция картины Ильи Репина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года - Sputnik Беларусь, 1920, 31.07.2024
Репродукция картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"
После подтверждения по телефону от редакции газеты "Русское слово" о повреждении картины, Репин собрался и уехал в Петербург, а оттуда отправился в Москву. Талантливый реставратор при деятельном участии ученика Репина Игоря Грабаря, который был попечителем Третьяковской галереи, возродил картину.
27 октября 1913 года в ресторане "Прага" в Москве состоялось чествование Репина по этому поводу. На него собрались только близкие люди – писатели, художники и артисты во главе с Шаляпиным и Буниным. На обратном пути в Петербург Илья Репин мгновенно забыл о первопричине встречи и говорил сопровождавшему его Корнею Чуковскому только о Шаляпине, набрасывая в альбоме его будущий портрет.
В мае 2018 года картина пострадала во второй раз: уроженец Воронежа Игорь Подпорин ударил по картине стойкой металлического ограждения, в результате было разбито стекло, защищавшее полотно, и порван холст в трех местах. Картину вновь восстановили, и сегодня ее безопасность находится на особом контроле.

"Бурлаки на Волге"

Идея написать картину "Бурлаки на Волге" возникла у Репина, когда он поехал со своими товарищами на пароходе за город по Неве. На берегу, среди празднично веселящейся публики, он увидел идущих бечевой бурлаков.
© Sputnik / Александр Гальперин / Перейти в фотобанкЖенщина у картины Ильи Репина "Бурлаки на Волге"
Женщина у картины Ильи Репина Бурлаки на Волге - Sputnik Беларусь, 1920, 31.07.2024
Женщина у картины Ильи Репина "Бурлаки на Волге"
К равнодушию Репин никогда не был склонен и увиденное никак не ассоциировал только с Россией.
В Италии, где все остальные художники традиционно восхищались красотами, Репин, только приехав туда, отыскал таких же бурлаков, задавленных тяжелой непосильной работой людей. Больше всего его угнетало в Италии равнодушие людей, цинично наблюдавших, как погонщики ослов с Кастеламара поспевают наравне с лошадьми десятки, сопровождая господ, пожелавших сделать прогулку верхами.

Вся политическая элита на одном холсте

В советское время картину Репина "Юбилейное заседание Государственного совета" критики воспринимали с точки зрения классовых позиций и шедевром не считали. Это был личный заказ Николая II к столетию Госсовета Российской империи. Картина на самом деле знаковая и триумфальная – в едином полотне собраны 60 портретов (всего на картине 81 человек) политической элиты России того времени. К этой срочной работе Репин привлек двух своих учеников – Бориса Кустодиева и Ивана Куликова.
© Sputnik / Юрий КаплунРепродукция картины "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения". Холст, масло,1903 год. Художник Илья Ефимович Репин. Государственный Русский музей.
Репродукция картины Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. Холст, масло,1903 год. Художник Илья Ефимович Репин. Государственный Русский музей. - Sputnik Беларусь, 1920, 31.07.2024
Репродукция картины "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения". Холст, масло,1903 год. Художник Илья Ефимович Репин. Государственный Русский музей.
Сложность выполнения заказа заключалась в том, что на натурные сеансы высших чиновников Репину выделялось не более 3-4 сеансов. Константин Победоносцев и некоторые другие и вовсе посетили мастерскую художника лишь один раз.
Окончание работы над картиной совпало в началом русско-японской войны. В качестве помощи флоту десять тысяч рублей своего гонорара (корова в то время стоила пять рублей) Репин направил на нужды флота.
Судьба этой картины и ее этюдов оказалась счастливой, они не сгинула в эпоху борьбы "с наследием царизма". До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце, часть этюдов приобрел музей Александра III. Сегодня картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Ненаписанные картины

В 1864 году царское правительство подвергло Николая Чернышевского унизительному обряду "гражданской казни". На Мытнинской площади в Петербурге был возведен эшафот, привязали цепями к столбу Чернышевского, а затем сломали над его головой шпагу. Узнавший об этом Герцен призвал русских художников написать картину, представляющую Чернышевского у позорного столба.
Внучка Чернышевского Нина Михайловна рассказывала, что в 1905 году Репин приезжал к ее отцу и расспрашивал о подробностях этой казни. Также Нина Чернышевская вспоминала, с каким волнением Репин читал письма Чернышевского из Сибири к родным, которые впервые были изданы в 1913 году.
© SputnikГости художника Ильи Репина в Пенатах. На снимке: второй слева сидит Илья Репин, рядом с ним справа - художник Василий Матэ, в центре сидит - артист Федор Шаляпин, справа стоит жена Репина - Наталья Борисовна Нордман-Северова. Репродукция фотографии из журнала "Москва" № 6, 1964 год.
Гости художника Ильи Репина в Пенатах. На снимке: второй слева сидит Илья Репин, рядом с ним справа - художник Василий Матэ, в центре сидит - артист Федор Шаляпин, справа стоит жена Репина - Наталья Борисовна Нордман-Северова. Репродукция фотографии из журнала Москва № 6, 1964 год. - Sputnik Беларусь, 1920, 31.07.2024
Гости художника Ильи Репина в Пенатах. На снимке: второй слева сидит Илья Репин, рядом с ним справа - художник Василий Матэ, в центре сидит - артист Федор Шаляпин, справа стоит жена Репина - Наталья Борисовна Нордман-Северова. Репродукция фотографии из журнала "Москва" № 6, 1964 год.
Чернышевский во многом сформировал мировоззрение Репина. Он ценил его роман "Что делать?" и знал наизусть "Третий сон Веры Павловны". В преклонные годы он писал: "Недавно в письмах Чернышевского мне представился весь ужас заживо погребенного в нем русского гения". До конца своих дней он сожалел, что не смог выполнить завет Герцена и не написал эту картину.
Второй ненаписанной картиной был портрет Владимира Маяковского. Репин подобрал холст, кисти и краски и все время повторял Маяковскому, что хочет изобразить его "вдохновенные" волосы. Но Маяковский, идя на сеанс позирования, нарочно зашел в парикмахерскую и обрил свои волосы. Репин на это только вздохнул: "Я хотел изобразить вас народным трибуном, а вы…". Вместо большого холста он взял маленький и стал писать безволосую голову. Где теперь этот репинский набросок, неизвестно.

Любитель холода

Репин спал на свежем воздухе у себя на балконе под высоким стеклянным навесом даже в январе и феврале. К этому его приучил студент-москвич, который в конце 70-х годов ХIХ века посоветовал ему спать при открытых окнах. Студент был медиком и проповедовал сон на морозе как средство от всех болезней.
Дети Репина с возрастом не могли удержаться от дрожи, вспоминая, как в жуткую стужу Илья Ефимович заставлял спать всю семью вместе с ним на морозе. Были сшиты длинные – заячьего меха – мешки, в которых они отправлялись спать в "холодную" – так называлась комната с открытыми окнами. Для Репина ночевка в помещении даже с открытыми окнами, а тем более в натопленном купе поезда были большим испытанием – он не мог уснуть.
С этой привычкой был связан и выбор мест для жительства: сначала в Здравнево в Витебской губернии, а затем в Куоккале на берегу Финского залива. На Витебщине Репин проводил практически все лето, делая этюды для своих работ.
Сон на морозе приносил Репину несомненную пользу. Он не знал бронхитов и гриппа, до 70 лет на его щеках сохранялся румянец. У художника была отличная наследственность: отец дожил до 90-летнего возраста.

Обеды из сена

По средам Репин принимал гостей: в Пенаты в Куоккале могли приехать князья и рабочие, миллионеры и нищие. Чтобы не было местничества, он предлагал гостям жребий, где кому сидеть за круглым столом. Часто бывало так, что рядом с ним сидел землекоп-белорус, а вдали – знаменитый ученый.
Обеды у Репина были особенные, петербургская пресса больше писала об этих обедах, нежели о его картинах и называла их "обедами из сена". Вторая жена Репина Наталья Нордман-Северова была пропагандисткой вегетарианской пищи и угощала всех наварами из трав. Эти супы из сена в то время были популярными в обывательских массах. Многие ради этого приезжали к нему в гости.
© Sputnik / Б.МанушинСтоловая в Музее-усадьбе художника И. Е. Репина ''Пенаты'' в Ленинградской области
Столовая в Музее-усадьбе художника И. Е. Репина ''Пенаты'' в Ленинградской области. - Sputnik Беларусь, 1920, 31.07.2024
Столовая в Музее-усадьбе художника И. Е. Репина ''Пенаты'' в Ленинградской области
Корней Чуковский, постоянный гость в доме Репина, вспоминал, что писатель Влас Дорошевич, князь Барятинский и артистка Яворская привезли в Пенаты с собой ветчину и тайно от Репина ели ее после обеда.
Сенсацией для газетчиков стал и его круглый стол. Его средняя часть вращалась на круглом винте, который позволял без помощи слуг достать любое блюдо – моченые яблоки, соленые огурцы, баклажаны, вареную картошку, "куропатку из репы" и многое другое. Подобные столы можно увидеть и сегодня, но мало кто знает, что их "архитектором" был Илья Репин.

Репинский канон белоруса

Для Беларуси каноническим полотном Ильи Репина остается его картина "Белорус", на которой он в импрессионисткой манере изобразил крестьянина Сидора Шаврова.
© Photo : Public Domain / WikipediaКартина Ильи Репина "Белорус"
Картина Ильи Репина Белорус - Sputnik Беларусь, 1920, 31.07.2024
Картина Ильи Репина "Белорус"
Усадьба-музей в Витебской области и сегодня одно из самых туристических мест Витебщины. Здесь установлен памятник Илье Репину, а во время проведения "Славянского базара" проводятся культурные мероприятия, посвященные художнику.
В советскую Россию, несмотря на уговоры властей, Репин так и не вернулся. Наверняка это было правильное решение. Портрет Александра Керенского и картину "Большевики", которая отражала новую власть не в самом лучшем свете, ему бы не простили.
Он умер в Куоккале 29 сентября 1930 года – в то время она находилась на территории Финляндии. Сегодня это поселок Репино в составе Курортного района Санкт-Петербурга
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0