Момент истины Владимира Богомолова: к 100-летию со дня рождения писателя

© Беларусьфильм (2000)Кадр из фильма "В августе 44-го…" Михаила Пташука
Кадр из фильма В августе 44-го… Михаила Пташука - Sputnik Беларусь, 1920, 03.07.2024
Подписаться
Со дня рождения Владимира Богомолова – самого таинственного и загадочного писателя в русской и советской литературе ХХ века – 3 июля исполняется сто лет.
Владимир Богомолов и при жизни был загадкой. Его жизненный стиль не вписывался в общепринятые понятия того времени.
В последней своей книге-автобиографии "Жизнь моя, иль ты приснилась мне…" он указывает 1926 год, как год своего рождения. Зачем он это делает? Это никому не ведомо. Понять его можно было только на уровне интуиции через его главный роман "Момент истины".

Жизнь под тремя фамилиями

Владимир Иосифович Войтинский родился 3 июля 1924 года в деревне Кирилловка Московской губернии. С фамилией своего отца он прошел всю войну, но в 1948 году взял фамилию матери Богомолец. В 1958 году он вошел в русскую литературу после публикации повести "Иван" под фамилией Богомолов.
Своего отца, который покинул семью сразу после его рождения, он никогда не видел. Позже он узнал, что его отец известный советский юрист, профессор Московского университета был репрессирован. Смена фамилии для него была естественным внутренним протестом. Он не захотел войти в новую послевоенную жизнь с фамилией человека, которого он не знал и который бросил его ребенком.
Понять факт смены года рождения с 1924 на 1926 год можно по его дневниковой записи: что "тяжело сознавать, я на десять лет отстал от своих сверстников". Он бросил школу после окончания семилетки в 1938 году и пошел работать, чтобы помочь матери и сестре. С 1938 по 1941 годы Владимир Богомолов работал матросом-мотористом в Азово-Черноморском "Рыбтресте". Это была попытка хотя бы на два года отдалиться от своего поколения и совпасть с новым, более везучим.

Военная биография не подлежит сомнению

После смерти писателя в феврале 2005 года в "Комсомольской правде" вышла статья журналистки, человеческая и профессиональная репутация которой никем не ставилась под сомнение. Она называлась "Кем на самом деле был писатель Богомолов?" Журналистка не могла ответить на самые простые, с ее точки зрения, вопросы: почему нигде нет его фотографий и почему он не вступил в Союз писателей.
Отсутствие ответов на эти вопросы ставили под сомнение его личную военную биографию – что является правдой и что Богомолов о себе придумал сам. В его военной биографии все правда. Есть военный билет, который подтверждает все факты его жизни: июнь-октябрь 1941 года – курсант Воздушно-десантной школы; с ноября 1941-го по апрель 1942-го – командир отделения разведки 6-го гвардейского Воздушно-десантного полка; с апреля 1942-го по июль 1943 года – лечение после ранения в Бугульме. 12 января 1944 года вторично ранен.
После войны откомандирован сначала на Дальний Восток, затем на Украину – бороться с бандеровцами. Затем был арест, и более года он был под следствием, но сумел доказать свою невиновность и отделался только увольнением из армии.
Он был физически очень сильным человеком, когда работал матросом, проплывал в Черном море по 8 километров. Когда на него в подъезде его дома напали четверо грабителей в середине 1990-х (ему в это время было за 70), двоих он уложил, а двое предпочли удрать.
А еще у Богомолова была феноменальная память: он помнил в деталях практически все события своей военной жизни и логика аргументов в свою защиту на следствии помогла ему выйти из тюрьмы.

Главный роман его жизни

В 1951 году у Владимира Богомолова появляется замысел написать военно-приключенческую книгу для юношества "Осенью сорок четвертого". Он начинает подготовительную работу и к 1953 году определяет место действия повести: граница Беларуси и Литвы на левобережье Немана. После этого набрасывает сюжетную канву и меняет название произведения на "Позывные КОАД". Тогда же на страницах его дневников появляются фамилии будущих героев – Егоров, Блинов, Таманцев и Алехин.
Весной 1956 года Богомолов разрабатывает "основные положения, которым должен следовать и придерживаться, чтобы избежать наиболее частых штампов в детективной литературе". Особое внимание он уделяет фактологической точности произведения, с дотошностью картографа привязывается к месту действия романа.
Для этого в августе-сентябре 1956 года он приезжает сначала в Минск: "Пешком отправляюсь смотреть Минск. Особенно хорош проспект Сталина, бывшая Советская улица. Иду проспектом на Комаровку, на базар, где я не был с лета 1944 года. По дороге захожу на Мопровскую (МОПР – Международная организация помощи борцам революции, после этого улица носила имя Калинина, а в настоящее время Коммунистическая –Sputnik) ул. Мопра,95 – и несколько минут разглядываю это здание, такое знакомое и изменившееся. Старо-Слободской и Старо-Виленской прохожу на Торговую, стараюсь найти здание Управления, которое в 1945 году строили баптисты".
На Мопра, 95, с момента освобождения Минска до 1945 года располагалось Управление контрразведки 3-го Белорусского фронта, затем – разведуправление штаба Белорусского военного округа. Сейчас это место находится возле гостиницы "Беларусь", само здание было снесено в 1990-е годы.
После Минска Богомолов отправился в Волковыск, где в Шумиловичском лесу проводил "натурную" проверку сюжета.
Свой роман Владимир Богомолов закончил в 1973 году и отдал два экземпляра рукописи Борису Полевому для издания его в журнале "Юность". Полевой боялся напечатать роман и затягивал с ответом Богомолову. Возник конфликт, после которого Богомолов потребовало вернуть ему рукописи. Один экземпляр рукописи ему вернули, а второй оказался на даче у военного цензора.
Используя все свои навыки военного разведчика, Богомолов умудрился забрать вторую рукопись, на которой на полях страниц были пометки цензоров. Более глупых и несуразных замечаний со стороны цензоров придумать было невозможно. Эти материальные улики позволили Богомолову отбить все 130 поправок, которые требовало от него Главное военно-политическое управление СА и ВМФ.
Роман "Момент истины" ("В августе сорок четвертого…") вышел в последних трех номерах журнала "Новый мир" в 1974 году и сразу стал сенсацией. Он выдержал более 110 переизданий в разных странах и остается самым популярным военным детективом до сегодняшнего дня.

Сложности экранизации

Экранизация двух основных произведений Владимира Богомолова повести "Иван" и романа "Момент истины" проходили крайне сложно. Первая попытка экранизировать повесть "Иван" в 1960 году режиссером Иваном Абаловым на "Мосфильме" провалилась – картина не вышла в прокат. В 1962 году Андрею Тарковскому удалось снять фильм "Иваново детство" по этой повести. Трудности общения с Богомоловым во время съемок и сдачи фильма, которые пережил Тарковский он охарактеризовал предельно коротко: в его жизни было два самых сложным автора – Станислав Лем и Владимир Богомолов.
В 1975 году культовый роман "Момент истины" попытался экранизировать литовский режиссер Витаутас Жалакявичус. Сложности у режиссера с Богомоловым начались сразу после начала съемок. Богомолов требовал переснять практически каждую сцену. Формальной причиной остановки съемок стала смерть Бронюса Бабкаускаса, который играл роль генерала Егорова.
"В августе сорок четвертого…" со второй попытки удалось снять Михаилу Пташуку на "Беларусьфильме" в 2000 году. Последним аргументом для Владимира Богомолова для согласия на экранизацию романа стала личная встреча с актером Евгением Мироновым, который исполнил главную роль капитана Алехина. Миронов буквально очаровал Богомолова.
Сюжет фильма и романа спрессован во времени. Группа разведчиков Алехин, Таманцев и Блинов должны найти и обезвредить разведгруппу противника, которая из белорусских лесов передает точные данные о дислокации и численности советских войск. Если они не выполнят эту задачу, то будет проведена дорогостоящая общевойсковая операция по поимке шпионов.
Богомолов точен в деталях: тайные знаки о настоящих советских удостоверениях и типографские ляпы, которые были непонятны немцам, он описывает в мельчайших подробностях. Разведка во время войны, по Богомолову, это настоящая партитура для оркестра. Финальная часть, когда Алехин "прокачивает" Мищенко, длится всего пять минут, но в романе занимает 20 страниц текста. Без героики и лишнего пафоса Богомолов показал войну, как хитрую и опасную тактическую игру военных профессионалов.
Фильм Пташука вышел после скандала с Богомоловым, который отказался ставить свою фамилию в качестве сценариста. Он не захотел принять аргументы Пташука, что у кинематографа свои законы и его деталировка любой сцены с точки зрения профессионального разведчика "неснимаема" с точки зрения операторского искусства – будет сплошной темный фон. Но премьера фильма "В августе сорок четвертого…" была триумфальной. Факт конфликта режиссера и автора романа обеспечил ей дополнительный зрительский ажиотаж. И массовый зритель в итоге был на стороне Михаила Пташука.

Удел единиц

Владимир Богомолов прожил свою жизнь по своему собственному сценарию. Это удел гениальных единиц.
В официальной информации указано, что он был награжден шестью боевыми наградами, включая четыре или пять орденов. Но в своей автобиографической книге он пишет о том, что у него было две награды – орден Знак Почета, который он получил за сценарий фильма "Иваново детство" в 1967 году, и золотая медаль ЮНЕСКО "За выдающийся вклад в мировую литературу" – "за гуманизацию жестокого военного ремесла" в 2003 году. Лично я больше доверяю официальной информации – не мог фронтовой разведчик, прошедший всю войну, вернуться с нее без наград.
Почему Богомолов так поступил? Возможно потому, что не со всем в своей военной жизни он был согласен – и это был знак его внутреннего покаяния: он не хотел принимать никаких наград и званий. Орден Знак Почета Богомолов получил через два года после выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР. Не шел на вручение, ссылаясь на болезнь. В 1969 году он пошел на вручение ордена после того, как за ним обещали прислать машину с врачом и привезти в Кремль.
Владимир Богомолов был единственным известным писателем, который не был членом Союза писателей СССР. Вступить в него его приглашали самые маститые литераторы того времени. Аргументами для вступления были поликлиника, дома творчества, авансы на новые книги, зарубежные поездки, талоны на покупку автомобиля. От всего этого он отказался. В 1975 и 1985 годах Владимира Богомолова выдвигали на Государственную премию СССР. Но и здесь он ответил отказом.
У его главного романа было несколько разных названий. Какое из них главное? Я думаю, что "Момент истины". Именно эта надпись выбита на надгробном памятнике на его могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0