https://sputnik.by/20240223/imya-emu-beskonechnost-ispolnyaetsya-80-let-so-dnya-rozhdeniya-olega-yankovskogo-1083827460.html
Имя ему бесконечность: исполняется 80 лет со дня рождения Олега Янковского
Имя ему бесконечность: исполняется 80 лет со дня рождения Олега Янковского
Sputnik Беларусь
Он смог сыграть все – от шофера одессита до Митрополита Филиппа. Его участие в фильмах всегда воспринималось зрителями, как наивысший знак качества – если... 23.02.2024, Sputnik Беларусь
2024-02-23T08:20+0300
2024-02-23T08:20+0300
2024-02-23T08:20+0300
олег янковский
ростислав янковский
щит и меч
ленком
культура
колумнисты
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e8/02/15/1083827222_0:25:2692:1539_1920x0_80_0_0_e635151e48cbfa90a95536f59c519f4f.jpg
Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в поселке Карсакпай в Карагандинской области в Казахстане в семье Ивана и Марины Янковских. Его отец до революции был штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал в Первой мировой войне, участвовал в Брусиловском прорыве. Для 30-х годов прошлого века происхождение Янковского-старшего было приговором – в начале 30-х он был арестован, затем освобожден. Второй арест отца Янковского был связан с тем, что он был другом Тухачевского.Ни о какой жизни в крупных городах, а тем более столице семья Янковских и мечтать не могла. Она исколесила почти весь СССР. Переезд из Джезказгана, где отец Янковского работал на плавильном комбинате, в Саратов было подарком судьбы для всех членов семьи. Олега Янковского с полным основанием можно отнести к тем, о ком пелось в популярной советской песне: "Мой адрес не дом и не улица. Мой адрес Советский Союз".Все началось с РостиславаУвлечение театром в семье началось со старшего сына в семье Ростислава, который занимался в кружке художественной самодеятельности, средний сын в театральном кружке. Семья была творческой: мать в молодости мечтала стать балериной, бабушка свободно говорила по-французски. Но в то время о дворянском происхождении было принято помалкивать. Ростислав после окончания театральной студии переехал в Минск, где служил в Русском драматическом театре. Мать с двумя его младшими братьями осталась жить в Саратове. Никаких предпосылок для актерской карьеры у Олега Янковского не было. После окончания 67-й школы в Саратове он собирался поступать в местное медицинское училище, но случайно наткнулся на объявление о приеме в Саратовское театральное училище. Прием был закончен, но его величество случай не прошел мимо Янковского. Его брат Николай поступал в это училище и был зачислен. Он уступил свое место в училище младшему Олегу, а приемная комиссия решила, что в приказе о зачислении произошла банальная ошибка. Но до этого был Минск, где у Олега Янковского – ученика минской школы состоялся театральный дебют в Русском драматическом театре.Два года в МинскеВ 1957 году Ростислав Янковский забрал к себе своего младшего брата, чтобы облегчить материальные заботы матери. Ростислав Янковский вместе с семьей жил в то время в гримерке Русского драмтеатра, своей квартиры в Минске у него не было. Ростислав Янковский дружил с художником своего театра Арменом Григорьянцем, который во время своих командировок или отпусков отдавал свою квартиру на улице Ульяновской, 29, в распоряжение семьи Янковского. Это уникальный дом, на котором сегодня всего три мемориальные доски, хотя он должен по всему периметру быть ими увешан. На первом этаже в коммунальной квартире жила семья писателя Ивана Мележа, которая делила ее с семьей писателя Николая Горулева. Напротив них в отдельной квартире жила семья Аладовых – Елена Аладова была руководителем Художественного музея, а ее муж Николай Аладов – руководителем Белорусской консерватории. На самом верхнем этаже жил художник Иван Ахремчик.Самой "боевой" квартирой в доме была квартира писателя Пилипа Пестрака: его сын Анатолий организовывал игру в войнушку, куда приглашал сына Максима Танка, сына писателя Николая Горулева Юрия и Олега Янковского. У Пилипа Пестрака были боевые револьвер и наган – знак признания его революционных заслуг в Западной Беларуси, к которым прилагались боевые патроны. Этим боевым оружием ребята играли. Юрий Николаевич Горулев, рассказавший мне эту историю, говорил о том, что он по жизни с содроганием вспоминал их детские шалости.Олег Янковский хорошо играл в футбол, был вратарем дворовой команды. Его футбольный талант был столь очевиден, что его хотели забрать в юношескую сборную Беларуси по футболу, но брат Ростислав был против. В то время Русский театр в Минске ставил пьесу Афанасия Салынского "Барабанщица". Ростислав Янковский играл в ней главную роль Федора Абрамова, демобилизованного по ранению летчика. По сюжету пьесы в ней должны были играть три подростка. Одного играл Олег Янковский, второго – девушка-травести из ТЮЗа, а третьего – гример театра. Гример играл плохо, вместо него эту роль предложили сыграть Юрию Горулеву, но он отказался. Впоследствии он сожалел об этом, хотя стал одним из самых известных советских кинодокументалистов 80-90-х годов прошлого века.Никогда не торопился и всегда все успевалАртистическая карьера Олега Янковского шла незаметно для него самого. На втором курсе училища он познакомился с Людмилой Зориной, которая училась на курс старше, они поженились в 1965 году. После окончания училища Зорину пригласили в Саратовский драматический театр, и она настояла на том, чтобы в труппу после окончания училища был зачислен и Янковский. Она сразу стала звездой театра, а Янковскому доставались только эпизодические роли. Удача пришла к Янковскому во Львове, где Саратовский театр находился на гастролях. Жена режиссера Владимира Басова, который в то время снимал фильм "Щит и меч", заметила Янковского и предложила мужу попробовать его в роли Генриха Шваркопфа. Басов взглянув на Янковского и не поверил, что тот профессиональный актер. Он мог представить его в любой профессии кроме актерской.За первой удачей последовала и вторая. В роли князя Мышкина его заметил актер Московского театра имени Ленинского комсомола Евгений Леонов и предложил Марку Захарову присмотреться к нему. Захаров специально для этого ездил в Саратов посмотреть спектакль с участием Янковского и принял решение пригласить Янковского в свой театр. Евгений Леонов сыграл в судьбе Янковского и другую, возможно, самую главную роль. Он посоветовал не торопиться с переездом в московские театры, а сняться по возможности как можно больше в кино, чтобы оказаться в Москве уже известным на всю страну актером. Янковский так и поступил.Имя ему бесконечностьВ московском "Ленкоме" у Марка Захарова все актеры и он сам были людьми публичными. Но актеров, которых можно назвать театральными звездами и которые вошли в историю российского театрального искусства, на мой взгляд, было двое – Инна Чурикова и Олег Янковский. Захаров с Янковским мог поставить все. Сыграть роль Ленина в пьесе Михаила Шатрова "Синие кони на красной траве" без грима и внешнего сходства в 1978 году мог только Янковский. Поставленная в не самое лучшее для театров время в 1994 году чеховская "Чайка", где Янковский играет Тригорина, а Чурикова Аркадину, стала общественным событием. Тригорин Янковского стал одним из канонов чеховской классики.Анализировать сыгранные роли Олегом Янковским невозможно. В фильме Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен" он сыграл представителя своего поколения. В фильме Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву" он первым честно и искренне обозначил проблему среднего возраста у мужчин. После роли в фильме Эмиля Лотяну "Мой ласковый и нежный зверь" по мотивам повести Чехова "Драма на охоте", где он сыграл следователя Сергея Камышева, Олег Янковский стал секс-символом в СССР. Фактором, обеспечившим успех этого фильма, была роль, сыгранная Янковским и вальс, написанный Евгением Догой, который после первого показа стал музыкальной классикой.Самые знаковые роли Янковский сыграл у Андрея Тарковского. Финал фильма "Ностальгия", где Янковский идет по тоннелю со свечой, которая гаснет, и он ее затем зажигает и ставит к стене, у многих вызывала дрожь. Его роли в фильмах Тарковского и в "Цареубийце" Карена Шахназарова всегда были за пределами осязаемого, полным соприкосновением с мистикой. Многие считают, что эти роли, связанные с прикосновением с мистикой, стали причиной ранней смерти Олега Янковского. Он умер далеко не старым человеком в возрасте 65 лет в 2009 году. Про Янковского с полным основанием можно сказать – имя ему бесконечность.Мнение автора может не совпадать с позицией редакцииСамые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Игорь Козлов
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103334/92/1033349272_864:0:4320:3456_100x100_80_0_0_fe2543f73452ce16cd759b4d00c5fb09.jpg
Игорь Козлов
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103334/92/1033349272_864:0:4320:3456_100x100_80_0_0_fe2543f73452ce16cd759b4d00c5fb09.jpg
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e8/02/15/1083827222_0:0:2692:2019_1920x0_80_0_0_a83a6af32d801248dd403109e87ffb4b.jpgSputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Игорь Козлов
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103334/92/1033349272_864:0:4320:3456_100x100_80_0_0_fe2543f73452ce16cd759b4d00c5fb09.jpg
олег янковский, ростислав янковский, щит и меч, ленком, культура , колумнисты
олег янковский, ростислав янковский, щит и меч, ленком, культура , колумнисты
Имя ему бесконечность: исполняется 80 лет со дня рождения Олега Янковского
Он смог сыграть все – от шофера одессита до Митрополита Филиппа. Его участие в фильмах всегда воспринималось зрителями, как наивысший знак качества – если играет Янковский, фильм стоит посмотреть.
Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в поселке Карсакпай в Карагандинской области в Казахстане в семье Ивана и Марины Янковских. Его отец до революции был штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал в Первой мировой войне, участвовал в Брусиловском прорыве. Для 30-х годов прошлого века происхождение Янковского-старшего было приговором – в начале 30-х он был арестован, затем освобожден. Второй арест отца Янковского был связан с тем, что он был другом Тухачевского.
Ни о какой жизни в крупных городах, а тем более столице семья Янковских и мечтать не могла. Она исколесила почти весь СССР. Переезд из Джезказгана, где отец Янковского работал на плавильном комбинате, в Саратов было подарком судьбы для всех членов семьи. Олега Янковского с полным основанием можно отнести к тем, о ком пелось в популярной советской песне: "Мой адрес не дом и не улица. Мой адрес Советский Союз".
Все началось с Ростислава
Увлечение театром в семье началось со старшего сына в семье Ростислава, который занимался в кружке художественной самодеятельности, средний сын в театральном кружке.
Семья была творческой: мать в молодости мечтала стать балериной, бабушка свободно говорила по-французски. Но в то время о дворянском происхождении было принято помалкивать.
Ростислав после окончания театральной студии переехал в Минск, где служил в Русском драматическом театре. Мать с двумя его младшими братьями осталась жить в Саратове. Никаких предпосылок для актерской карьеры у Олега Янковского не было. После окончания 67-й школы в Саратове он собирался поступать в местное медицинское училище, но случайно наткнулся на объявление о приеме в Саратовское театральное училище.
Прием был закончен, но его величество случай не прошел мимо Янковского. Его брат Николай поступал в это училище и был зачислен. Он уступил свое место в училище младшему Олегу, а приемная комиссия решила, что в приказе о зачислении произошла банальная ошибка. Но до этого был Минск, где у Олега Янковского – ученика минской школы состоялся театральный дебют в Русском драматическом театре.
В 1957 году Ростислав Янковский забрал к себе своего младшего брата, чтобы облегчить материальные заботы матери. Ростислав Янковский вместе с семьей жил в то время в гримерке Русского драмтеатра, своей квартиры в Минске у него не было.
Ростислав Янковский дружил с художником своего театра Арменом Григорьянцем, который во время своих командировок или отпусков отдавал свою квартиру на улице Ульяновской, 29, в распоряжение семьи Янковского. Это уникальный дом, на котором сегодня всего три мемориальные доски, хотя он должен по всему периметру быть ими увешан.
На первом этаже в коммунальной квартире жила семья писателя Ивана Мележа, которая делила ее с семьей писателя Николая Горулева. Напротив них в отдельной квартире жила семья Аладовых – Елена Аладова была руководителем Художественного музея, а ее муж Николай Аладов – руководителем Белорусской консерватории. На самом верхнем этаже жил художник Иван Ахремчик.
Самой "боевой" квартирой в доме была квартира писателя Пилипа Пестрака: его сын Анатолий организовывал игру в войнушку, куда приглашал сына Максима Танка, сына писателя Николая Горулева Юрия и Олега Янковского. У Пилипа Пестрака были боевые револьвер и наган – знак признания его революционных заслуг в Западной Беларуси, к которым прилагались боевые патроны. Этим боевым оружием ребята играли. Юрий Николаевич Горулев, рассказавший мне эту историю, говорил о том, что он по жизни с содроганием вспоминал их детские шалости.
Олег Янковский хорошо играл в футбол, был вратарем дворовой команды. Его футбольный талант был столь очевиден, что его хотели забрать в юношескую сборную Беларуси по футболу, но брат Ростислав был против.
В то время Русский театр в Минске ставил пьесу Афанасия Салынского "Барабанщица". Ростислав Янковский играл в ней главную роль Федора Абрамова, демобилизованного по ранению летчика. По сюжету пьесы в ней должны были играть три подростка. Одного играл Олег Янковский, второго – девушка-травести из ТЮЗа, а третьего – гример театра. Гример играл плохо, вместо него эту роль предложили сыграть Юрию Горулеву, но он отказался. Впоследствии он сожалел об этом, хотя стал одним из самых известных советских кинодокументалистов 80-90-х годов прошлого века.
Никогда не торопился и всегда все успевал
Артистическая карьера Олега Янковского шла незаметно для него самого. На втором курсе училища он познакомился с Людмилой Зориной, которая училась на курс старше, они поженились в 1965 году. После окончания училища Зорину пригласили в Саратовский драматический театр, и она настояла на том, чтобы в труппу после окончания училища был зачислен и Янковский. Она сразу стала звездой театра, а Янковскому доставались только эпизодические роли.
Удача пришла к Янковскому во Львове, где Саратовский театр находился на гастролях. Жена режиссера Владимира Басова, который в то время снимал фильм "Щит и меч", заметила Янковского и предложила мужу попробовать его в роли Генриха Шваркопфа. Басов взглянув на Янковского и не поверил, что тот профессиональный актер. Он мог представить его в любой профессии кроме актерской.
За первой удачей последовала и вторая. В роли князя Мышкина его заметил актер Московского театра имени Ленинского комсомола Евгений Леонов и предложил Марку Захарову присмотреться к нему. Захаров специально для этого ездил в Саратов посмотреть спектакль с участием Янковского и принял решение пригласить Янковского в свой театр.
Евгений Леонов сыграл в судьбе Янковского и другую, возможно, самую главную роль. Он посоветовал не торопиться с переездом в московские театры, а сняться по возможности как можно больше в кино, чтобы оказаться в Москве уже известным на всю страну актером. Янковский так и поступил.
В московском "Ленкоме" у Марка Захарова все актеры и он сам были людьми публичными. Но актеров, которых можно назвать театральными звездами и которые вошли в историю российского театрального искусства, на мой взгляд, было двое – Инна Чурикова и Олег Янковский.
Захаров с Янковским мог поставить все. Сыграть роль Ленина в пьесе Михаила Шатрова "Синие кони на красной траве" без грима и внешнего сходства в 1978 году мог только Янковский. Поставленная в не самое лучшее для театров время в 1994 году чеховская "Чайка", где Янковский играет Тригорина, а Чурикова Аркадину, стала общественным событием. Тригорин Янковского стал одним из канонов чеховской классики.
Анализировать сыгранные роли Олегом Янковским невозможно. В фильме Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен" он сыграл представителя своего поколения. В фильме Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву" он первым честно и искренне обозначил проблему среднего возраста у мужчин.
После роли в фильме Эмиля Лотяну "Мой ласковый и нежный зверь" по мотивам повести Чехова "Драма на охоте", где он сыграл следователя Сергея Камышева, Олег Янковский стал секс-символом в СССР. Фактором, обеспечившим успех этого фильма, была роль, сыгранная Янковским и вальс, написанный Евгением Догой, который после первого показа стал музыкальной классикой.
Самые знаковые роли Янковский сыграл у Андрея Тарковского. Финал фильма "Ностальгия", где Янковский идет по тоннелю со свечой, которая гаснет, и он ее затем зажигает и ставит к стене, у многих вызывала дрожь. Его роли в фильмах Тарковского и в "Цареубийце" Карена Шахназарова всегда были за пределами осязаемого, полным соприкосновением с мистикой.
Многие считают, что эти роли, связанные с прикосновением с мистикой, стали причиной ранней смерти Олега Янковского. Он умер далеко не старым человеком в возрасте 65 лет в 2009 году.
Про Янковского с полным основанием можно сказать – имя ему бесконечность.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!