Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин"
© SputnikГибель парохода "Челюскин" во льдах Чукотского моря
© Sputnik
Подписаться
За операцией по спасению 104 членов экипажа советского парохода "Челюскин", затонувшего в Чукотском море, следил весь мир. По своему масштабу эта операция сравнима только с полетом Юрия Гагарина в космос.
Для нескольких поколений минчан парк культуры имени Челюскинцев – культовое место. При этом ответ на вопрос, в честь кого назван парк, опросив прохожих, мы еще можем получить. Но если попросить назвать фамилии наших земляков – участников северной экспедиции, то кроме Отто Юльевича Шмидта вряд ли мы услышим другие фамилии.
Но помимо Шмидта на пароходе "Челюскин" было еще шесть выходцев из Беларуси: матрос 2-го класса Александр Миронов, уроженец Брагина Борис Могилевич, бывший завхозом на пароходе, уроженцы Витебщины матрос 1-го класса Николай Ломоносов, кочегар 1-го класса Иосиф Мальховский, старший водолаз Алексей Харкевич и помощник завхоза, бывший балтиец и участник Гражданской войны Александр Канцын.
Челюскин
В середине ХVIII века на Крайнем Севере России работала Великая северная экспедиция, состоявшая из нескольких морских и сухопутных отрядов. Одним из них командовал морской моряк Семен Челюскин, который 17 мая 1742 года открыл и описал самую северную оконечность Евразийского материка, с тех пор носящего его имя: мыс Челюскин в проливе Вильницкого, отделяющем материк от архипелага Северная Земля.
В годы Первой мировой войны имя Челюскина было присвоено грузовому пароходу, который просуществовал недолго. Груженный взрывчаткой, он дошел от Лондона до Архангельска и был взорван кайзеровскими диверсантами. Об этом чудовищном взрыве в Архангельске до сих пор ходят легенды: он разрушил почти треть города на берегах Северной Двины.
В советское время в Дании построили пароход, предназначенный для северного судоходства. Это был лучший корабль того времени среди экспедиционных суден: длина 100 метров, ширина 16,6 метра, грузоподъемность 4700 тонн. Мог развивать скорость до 11-12 миль в час. Он был приписан к Владивостокскому порту и первоначально назывался "Лена", однако потом был переименован в "Челюскин". О морском поверье, что называть новое судно именем погибшего корабля – дурной знак, не вспомнили.
© SputnikПароход "Челюскин" перед отплытием из Ленинграда, 13 июля 1933 года
Пароход "Челюскин" перед отплытием из Ленинграда, 13 июля 1933 года
© Sputnik
С оркестром, песнями и знаменами
16 июля 1933 года после митинга на набережной под приветственные речи ленинградской общественности пароход "Челюскин" отправился в свое арктическое плавание.
20 июля корабль бросил якорь в Копенгагене, где в течение шести суток датская компания, его построившая, устранила технические недочеты. 26 июля "Челюскин" покинул Копенгаген и 1 августа в 0 часов 20 минут отдал якорь на мурманском рейде.
На борту было 112 человек. Самым колоритным можно было назвать художника Федора Решетникова. Репродукции его картин "Опять двойка", "Прибыл на каникулы" и "Переэкзаменовка" в советское время можно было увидеть практически во всех Домах культуры.
Вскоре обнаружился и заяц – архангельский кочегар Михаил Субботин, который во время остановки в Мурманске пробрался в угольный бункер и просидел там двое суток, пока "Челюскин" не вышел в открытое море. Непрошенному гостю пришлось покинуть корабль у входа Карского моря, когда "Челюскин" встретился с лесовозом "Аркос", дремавшим в ожидании "Челюскина". Вердикт капитана "Челюскина" Владимира Воронина был строг – лишний пассажир ему был не нужен, Михаилу Субботину пришлось покинуть корабль.
Родившаяся в море
Дора Васильева, жена геодезиста Василия Васильева, которая отправлялась вместе с мужем на зимовку на остров Врангеля, 31 августа родила дочь. Девочку назвали Кариной в честь Карского моря, в котором в то время находился корабль.
В судовом журнале "Челюскина появилась запись: "31 августа. 5 час. 30 мин., у супругов Васильевых родился ребенок, девочка. Счислимая широта 75°46’51’’ сев., долгота 91°06’ вост. Глубина моря 52 метра".
Новому члену экипажа отвели специальное место в стенгазете к приближающемуся празднику – Международному юношескому дню. Федор Решетников нарисовал смешного карапуза с соской во рту, а Зинаида Рыцк под рисунком аккуратно написала "Обязательства Карины": "Обязуюсь, кроме слова "мама", больше никаких матерных слов не употреблять…", "обязуюсь до шестнадцати лет и дальше не употреблять никаких крепких напитков, кроме молока…".
В надежде на удачу
С первыми льдинами "Челюскин" встретился в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. Помог ледокол "Красин", и к 1 сентября пароход достиг мыса Челюскин. В Чукотском море помочь не смог никто – 23 сентября "Челюскин" оказался полностью заблокированным льдинами и начал дрейфовать.
Дрейф корабля вместе с экипажем продолжался почти пять месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами "Челюскин" вошел в Берингов пролив. До чистого моря оставалось полтораста миль, но удача отвернулась от корабля – начался дрейф в обратном северо-западном направлении.
© SputnikЧелюскин в тяжелых льдах, 25 января 1934 года
Челюскин в тяжелых льдах, 25 января 1934 года
© Sputnik
"Челюскин" оказался в самом "проклятом" полярными моряками месте – в самой глубине Колючинской губы. Здесь погиб самый известный американский полярный летчик Эйельсон, который был зафрахтован известным торговцем мехами Свенсоном. В 1931 году при сильном сжатии здесь утонула советская шхуна "Чукотка".
К концу ноября 1933 года Владимиру Воронину и Отто Шмидту стало ясно, что полярной зимовки экипажу не избежать и нужно проводить эвакуацию людей на материк. 26 ноября в бухту Провидения на Чукотке прибыл пароход "Смоленск", доставивший два больших самолета "АНТ-4" и летный отряд Ляпидевского и Конкина.
© SputnikОтто Юльевич Шмидт на борту "Челюскина" во время арктической экспедиции.
Отто Юльевич Шмидт на борту "Челюскина" во время арктической экспедиции.
© Sputnik
Для приемки самолетов нужно было расчистить посадочную площадку длиной 800 и шириной 300 метров. Но полярный день уменьшился до полутора часов в сутки и у Ляпидевского и Конкина не было никаких шансов поднять машины в воздух.
Эвакуация всего необходимого на льдину проводилась заблаговременно по ночам. Командой эвакуаторов руководил Отто Шмидт. Из заранее выгруженных кирпичей и досок строительная бригада построила временные бараки.
© SputnikЛагерь участников арктической экспедиции на пароходе "Челюскин"
Лагерь участников арктической экспедиции на пароходе "Челюскин"
© Sputnik
13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия "Челюскин" был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Последними на бортике корабля оставались капитан Владимир Воронин и завхоз Борис Могилевич. Со льдины им все кричали: "Прыгайте".
Когда Воронин спрыгнул с корабля, рядом с ним упало скатившееся с палубы бревно. А Могилевич стоял на борту, сжимая в зубах давно потухшую трубку. Корма поднялась так высоко, что палуба стала отвесной. Трубка выпада из зубов завхоза, он метнулся ниже к спардеку, где было вровень с поверхностью льда. В это мгновение с кормы на него обрушились бочки с горючим, ящики, кирпичи. В тот же миг он исчез вместе с "Челюскиным" под вздыбленным льдом.
Чудо спасения
После катастрофы "Челюскина" на льду оказалось 104 человека (несколько человек по разным причинам сошли с парохода около острова Колючин в Карском море). 15 февраля в Москве была создана комиссия под руководством Валериана Куйбышева по спасению экипажа "Челюскина".
© SputnikСамолет спасателя "челюскинцев" Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. Он совершил 29 поисковых полетов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружил лагерь потерпевших крушение парохода, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и двоих детей.
Самолет спасателя "челюскинцев" Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. Он совершил 29 поисковых полетов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружил лагерь потерпевших крушение парохода, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и двоих детей.
© Sputnik
Первым к лагерю челюскинцев пробился летчик Анатолий Ляпидевский. 5 марта 1934 года с сигнальной вышки самолет заметил штурман Марков, который на шлюпке собрал команду из 20 самых сильных ребят и переправил их через полынью к приземлившемуся самолету. В составе первой спасательной команды помимо Ляпидевского были штурман Петров, второй пилот Конкин и бортмеханик Руковский. Первыми со льдины эвакуировали 10 женщин и двоих детей.
Следующий рейс удалось совершить только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнев и Иван Доронин вывезли на материк всех оставшихся челюскинцев.
© SputnikЧлены экипажа парохода "Челюскин" под командованием Отто Юльевича Шмидта во время вынужденной зимовки на льдине в Северном Ледовитом океане. 25 марта 1934 года
Члены экипажа парохода "Челюскин" под командованием Отто Юльевича Шмидта во время вынужденной зимовки на льдине в Северном Ледовитом океане. 25 марта 1934 года
© Sputnik
Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем.
За спасением челюскинцев следил весь мир. Все западные газеты того времени писали, что челюскинцы обречены на гибель. В успех спасательной операции не верили.
© SputnikМосква торжественно встречает участников полярной экспедиции на пароходе "Челюскин". 19 июня 1934 года
Москва торжественно встречает участников полярной экспедиции на пароходе "Челюскин". 19 июня 1934 года
© Sputnik
После всего этого было триумфальный переезд через всю страну на литерном поезде в Москву и чествование героев. 19 июня 1934 года челюскинцам была устроена торжественная встреча с руководителями СССР и москвичами. 24 июня их встречал Ленинград – город, в котором началась ледовая эпопея "Челюскина".
Летописец событий
Воспоминаний о челюскинской эпопее осталось достаточно много. На мой взгляд, самые непредвзятые, беспафосные из них принадлежат нашему земляку Александру Миронову. На "Челюскине" он был матросом 2-го класса.
Он был профессиональным моряком, а после службы стал писателем. Его школьным учителем был классик белорусской детской литературы Янка Мавр. В Минске его квартира находилась в знаменитом доме напротив цирка, хотя мемориальной доски в его честь там нет.
В 1950 году Миронов купил дачу в Коктебеле. На деньги Янки Мавра к даче была пристроена веранда и многочисленные семейства Янки Мавра и породнившегося с ним Якуба Коласа (они были сватами) всегда были желанными гостями у Миронова. Могилы Миронова в Минске нет. По завещанию его прах был развеян над Черным морем. Море всегда было его страстью и смыслом жизни.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!