От принца-Щелкунчика до комической старухи: многогранный Николай Цискаридзе
Родился Николай Цискаридзе 31 декабря 1973 года в Тбилиси.
Мать Ламара Цискаридзе – физик-ядерщик. Есть две версии, кто был его отцом: по одной из них – это скрипач Максим Цискаридзе, по другой – один из знакомых матери, женатый человек, пожелавший остаться неизвестным.
Воспитывали Николая мать и отчим. И очень большое влияние на его становление оказала няня.
На фото: Николай Цискаридзе в детстве.
Родился Николай Цискаридзе 31 декабря 1973 года в Тбилиси.
Мать Ламара Цискаридзе – физик-ядерщик. Есть две версии, кто был его отцом: по одной из них – это скрипач Максим Цискаридзе, по другой – один из знакомых матери, женатый человек, пожелавший остаться неизвестным.
Воспитывали Николая мать и отчим. И очень большое влияние на его становление оказала няня.
На фото: Николай Цискаридзе в детстве.
В 1984-1987 годах занимался в Тбилисском хореографическом училище, но затем мать приняла решение, что сыну следует продолжить образование в Москве.
В 1992-м окончил Московское академическое хореографическое училище по классу профессора Петра Пестова, и его сразу приняли в труппу Большого театра. Поначалу исполнял партии Конферансье в "Золотом веке" Дмитрия Шостаковича, Меркуцио в "Ромео и Джульетте" Сергея Прокофьева, Принца Фортюне в "Спящей красавице" Петра Чайковского и другие.
С 1995-го – премьер балетной труппы Большого театра.
На фото: Николай Цискаридзе в роли Меркуцио, Андрей Уваров в роли Ромео в сцене дуэли Тибальта и Меркуцио из балета "Ромео и Джульетта". Декабрь 1995 года.
В 1984-1987 годах занимался в Тбилисском хореографическом училище, но затем мать приняла решение, что сыну следует продолжить образование в Москве.
В 1992-м окончил Московское академическое хореографическое училище по классу профессора Петра Пестова, и его сразу приняли в труппу Большого театра. Поначалу исполнял партии Конферансье в "Золотом веке" Дмитрия Шостаковича, Меркуцио в "Ромео и Джульетте" Сергея Прокофьева, Принца Фортюне в "Спящей красавице" Петра Чайковского и другие.
С 1995-го – премьер балетной труппы Большого театра.
На фото: Николай Цискаридзе в роли Меркуцио, Андрей Уваров в роли Ромео в сцене дуэли Тибальта и Меркуцио из балета "Ромео и Джульетта". Декабрь 1995 года.
Еще дебютантом Николай Цискаридзе завоевал одобрение и расположение мастеров балета: Юрия Григоровича, Галины Улановой, Майи Плисецкой и многих других. Одной из наставниц танцовщика была Марина Тимофеевна Семенова.
"Я был в ранге внука, правнука, подруги самой близкой, мальчика для битья. Мы обсуждали все. Она мне рассказывала много интимных и подробных вещей. Первое разочарование в любви я проживал вместе с Мариной Тимофеевной рядом", – вспоминал позднее Цискаридзе.
Но помимо личных были еще отношения учителя и ученика, и тут все было строго: "Но как Семенова меня штырила! Она заставила освоить, что учат в первом, втором и так далее классах. Но главное: я получил хореографию Петипа из первых рук!"
На фото: Марина Семенова и Николай Цискаридзе на 11-й ежегодной церемонии вручения международной премии "Балетный Бенуа". Апрель 2003 года.
Еще дебютантом Николай Цискаридзе завоевал одобрение и расположение мастеров балета: Юрия Григоровича, Галины Улановой, Майи Плисецкой и многих других. Одной из наставниц танцовщика была Марина Тимофеевна Семенова.
"Я был в ранге внука, правнука, подруги самой близкой, мальчика для битья. Мы обсуждали все. Она мне рассказывала много интимных и подробных вещей. Первое разочарование в любви я проживал вместе с Мариной Тимофеевной рядом", – вспоминал позднее Цискаридзе.
Но помимо личных были еще отношения учителя и ученика, и тут все было строго: "Но как Семенова меня штырила! Она заставила освоить, что учат в первом, втором и так далее классах. Но главное: я получил хореографию Петипа из первых рук!"
На фото: Марина Семенова и Николай Цискаридзе на 11-й ежегодной церемонии вручения международной премии "Балетный Бенуа". Апрель 2003 года.
"Когда я говорю о звезде мирового балета, о блистательном танцовщике Николае Цискаридзе, я говорю о близком и родном человеке, о любимом партнере, друге и помощнике", – так отзывается о Цискаридзе Илзе Лиепа, с которой они станцевали вместе не одну партию.
На фото: солисты балета Большого театра России Илзе Лиепа (слева) и Николай Цискаридзе. Май 2003 года.
"Когда я говорю о звезде мирового балета, о блистательном танцовщике Николае Цискаридзе, я говорю о близком и родном человеке, о любимом партнере, друге и помощнике", – так отзывается о Цискаридзе Илзе Лиепа, с которой они станцевали вместе не одну партию.
На фото: солисты балета Большого театра России Илзе Лиепа (слева) и Николай Цискаридзе. Май 2003 года.
В 2003 году во время подготовки к премьере балета "Клавиго" в парижской "Гранд-опера" Цискаридзе поскользнулся и получил тяжелую травму колена. Она повлекла за собой несколько сложных операций и поставила под вопрос не только дальнейшую карьеру артиста, но и его жизнь: Николаю диагностировали сепсис.
Однако в итоге танцовщик не только отправился, но и вернулся на сцену.
"Перед выпиской медсестры – Сильве и Рене – подарили мне шприц, которым меня кололи последний раз. На нем фломастером они написали свои имена и дату 18.12.03, то есть 18 декабря 2003 года, дату выписки. Напоследок обломали у этого шприца носик. Сказали, есть такая примета, чтоб не было дороги обратно, в клинику. Теперь шприц у меня дома лежит на видном месте, в назидание, чтобы я не забывал, что такое по-настоящему "плохо", – так описал завершение этой непростой страницы своей жизни сам Цискаридзе в мемуарах "Мой театр. Книга вторая".
Его первый выход на сцену после операции – исполнение па-де-де из "Раймонды" на гала-концерте "Benois de la Danse" в Большом театре в апреле 2004 года.
"Было истинным наслаждением слышать, как горячо и восторженно ему аплодировали зрители, переполнившие театр в тот вечер", – вспоминала прима парижской национальной Оперы Элизабет Платель.
На фото: Элизабет Платель и Николай Цискаридзе, апрель 2004 года.
В 2003 году во время подготовки к премьере балета "Клавиго" в парижской "Гранд-опера" Цискаридзе поскользнулся и получил тяжелую травму колена. Она повлекла за собой несколько сложных операций и поставила под вопрос не только дальнейшую карьеру артиста, но и его жизнь: Николаю диагностировали сепсис.
Однако в итоге танцовщик не только отправился, но и вернулся на сцену.
"Перед выпиской медсестры – Сильве и Рене – подарили мне шприц, которым меня кололи последний раз. На нем фломастером они написали свои имена и дату 18.12.03, то есть 18 декабря 2003 года, дату выписки. Напоследок обломали у этого шприца носик. Сказали, есть такая примета, чтоб не было дороги обратно, в клинику. Теперь шприц у меня дома лежит на видном месте, в назидание, чтобы я не забывал, что такое по-настоящему "плохо", – так описал завершение этой непростой страницы своей жизни сам Цискаридзе в мемуарах "Мой театр. Книга вторая".
Его первый выход на сцену после операции – исполнение па-де-де из "Раймонды" на гала-концерте "Benois de la Danse" в Большом театре в апреле 2004 года.
"Было истинным наслаждением слышать, как горячо и восторженно ему аплодировали зрители, переполнившие театр в тот вечер", – вспоминала прима парижской национальной Оперы Элизабет Платель.
На фото: Элизабет Платель и Николай Цискаридзе, апрель 2004 года.
"Он очень разумно выбирает роли. Я никогда не видел его в партиях, которые ему не подходят. Это танцовщик с ярко выраженной индивидуальностью, обладающий прекрасными внешними данными и завидной элегантностью. У него лучезарное лицо и красивый силуэт. Он занимает важное место в современном мире танца, потому что это яркая, богатая и сильная личность. Его невозможно сравнивать с кем-то из больших артистов, так как его талант очень своеобразный и необычайно многогранный", – так отзывался о Цискаридзе Юг Галь, директор Парижской оперы в 1995–2004 годах.
На фото: Николай Цискаридзе готовится к выходу в гримерной, Москва, 27 апреля 2005 года.
"Он очень разумно выбирает роли. Я никогда не видел его в партиях, которые ему не подходят. Это танцовщик с ярко выраженной индивидуальностью, обладающий прекрасными внешними данными и завидной элегантностью. У него лучезарное лицо и красивый силуэт. Он занимает важное место в современном мире танца, потому что это яркая, богатая и сильная личность. Его невозможно сравнивать с кем-то из больших артистов, так как его талант очень своеобразный и необычайно многогранный", – так отзывался о Цискаридзе Юг Галь, директор Парижской оперы в 1995–2004 годах.
На фото: Николай Цискаридзе готовится к выходу в гримерной, Москва, 27 апреля 2005 года.
Николай Цискаридзе исполнял различные партии в балетных постановках Государственного академического Мариинского театра (Санкт-Петербург), Парижской национальной оперы (Франция), Нового национального театра Токио (Япония), Латвийской национальной оперы (г. Рига) и др.
На фото: "Короли танца", Николай Цискаридзе из Большого театра (слева), Анхель Корелла из Американского театра балета (второй слева), Йохан Кобборг из Королевского балета (второй справа), а также Итан Стифель из American во время генеральной репетиции нью-йоркской премьеры песни Кристофера Уилдона "For 4", 22 февраля 2006 года, Нью-Йорк.
Николай Цискаридзе исполнял различные партии в балетных постановках Государственного академического Мариинского театра (Санкт-Петербург), Парижской национальной оперы (Франция), Нового национального театра Токио (Япония), Латвийской национальной оперы (г. Рига) и др.
На фото: "Короли танца", Николай Цискаридзе из Большого театра (слева), Анхель Корелла из Американского театра балета (второй слева), Йохан Кобборг из Королевского балета (второй справа), а также Итан Стифель из American во время генеральной репетиции нью-йоркской премьеры песни Кристофера Уилдона "For 4", 22 февраля 2006 года, Нью-Йорк.
В Большом на его счету около 30 ведущих партий, среди которых Ротбарт и Король в "Лебедином озере" Петра Чайковского, Принц Дезире в "Спящей красавице" Петра Чайковского, Ферхад в "Легенде о любви" Арифа Меликова, Граф Альберт в "Жизели" Адольфа Адана, Солор в "Баядерке" Людвига Минкуса и многие другие.
На фото: Николай Цискаридзе, прима Парижской оперы Элизабет Платель (на первом плане) и премьер Парижской оперы Лоран Илер (на втором плане), май 2007 года.
В Большом на его счету около 30 ведущих партий, среди которых Ротбарт и Король в "Лебедином озере" Петра Чайковского, Принц Дезире в "Спящей красавице" Петра Чайковского, Ферхад в "Легенде о любви" Арифа Меликова, Граф Альберт в "Жизели" Адольфа Адана, Солор в "Баядерке" Людвига Минкуса и многие другие.
На фото: Николай Цискаридзе, прима Парижской оперы Элизабет Платель (на первом плане) и премьер Парижской оперы Лоран Илер (на втором плане), май 2007 года.
На фото: Николай Цискаридзе на генеральной репетиции балета французского хореографа Ролана Пети "Кармен-соло", 27 октября 2007 года
На фото: Николай Цискаридзе на генеральной репетиции балета французского хореографа Ролана Пети "Кармен-соло", 27 октября 2007 года
На фото: Николай Цискаридзе и Нина Капцова в одноактной пьесе Эжена Ионеско на музыку Жоржа Делерю "Урок". Мариинский театр Санкт-Петербурга, ноябрь 2007 года.
На фото: Николай Цискаридзе и Нина Капцова в одноактной пьесе Эжена Ионеско на музыку Жоржа Делерю "Урок". Мариинский театр Санкт-Петербурга, ноябрь 2007 года.
Танцовщик славится яркими и хлесткими высказываниями:
"Балет есть только русский. Все остальное — это вариации".
"Любовь в балете — это что? Долго таскать тетку".
"Если тебя не переваривают, значит просто не смогли сожрать".
"Случается, что привязанность к человеку застилает глаза и одурманивает разум, и мы до последнего невидим, что этот человек из себя представляет на самом деле… Когда соединяешь свою жизнь с мусорным ведром, не удивляйся, что к тебе относятся как к мусору".
На фото: балет выступает на праздничном представлении на Красной площади, посвященное Дню города. Слева - Николай Цискаридзе. Сентябрь 2011 года.
Танцовщик славится яркими и хлесткими высказываниями:
"Балет есть только русский. Все остальное — это вариации".
"Любовь в балете — это что? Долго таскать тетку".
"Если тебя не переваривают, значит просто не смогли сожрать".
"Случается, что привязанность к человеку застилает глаза и одурманивает разум, и мы до последнего невидим, что этот человек из себя представляет на самом деле… Когда соединяешь свою жизнь с мусорным ведром, не удивляйся, что к тебе относятся как к мусору".
На фото: балет выступает на праздничном представлении на Красной площади, посвященное Дню города. Слева - Николай Цискаридзе. Сентябрь 2011 года.
"Когда приходит опыт, уходит прыжок" – еще одна известная цитата Николая Цискаридзе.
Прыжки прыжками, а с таким опытом со сцены просто так не уходят. В марте 2014 года состоялась премьера спектакля "Тщетная предосторожность", в котором Цискаридзе исполняет комическую партию вдовы Симоны. Балет и сейчас идет на сцене Михайловского театра Петербурга, ближайшие спектакли намечены на конец января 2024-го.
На фото: Николай Цискаридзе в роли вдовы Симоны. Май 2017 года.
"Когда приходит опыт, уходит прыжок" – еще одна известная цитата Николая Цискаридзе.
Прыжки прыжками, а с таким опытом со сцены просто так не уходят. В марте 2014 года состоялась премьера спектакля "Тщетная предосторожность", в котором Цискаридзе исполняет комическую партию вдовы Симоны. Балет и сейчас идет на сцене Михайловского театра Петербурга, ближайшие спектакли намечены на конец января 2024-го.
На фото: Николай Цискаридзе в роли вдовы Симоны. Май 2017 года.
"Я им (ученикам – Sputnik) всегда говорю: "Я вас не просто люблю, я вас обожаю. Вы для меня – самое дорогое. Но балет я люблю больше".
На фото: Николай Цискаридзе на репетиции концерта, посвященного первому выходу на сцену первоклассников Академии имени Вагановой, в театре Государственного Эрмитажа. Октябрь 2017 года.
"Я им (ученикам – Sputnik) всегда говорю: "Я вас не просто люблю, я вас обожаю. Вы для меня – самое дорогое. Но балет я люблю больше".
На фото: Николай Цискаридзе на репетиции концерта, посвященного первому выходу на сцену первоклассников Академии имени Вагановой, в театре Государственного Эрмитажа. Октябрь 2017 года.