Белорусы отрезали солидный кусок призового пирога, а клубному биатлону – быть

© Sputnik / Александр Вильф / Перейти в фотобанкБиатлонисты на тренировке в Ханты-Мансийске
Биатлонисты на тренировке в Ханты-Мансийске - Sputnik Беларусь, 1920, 19.11.2023
Подписаться
Итак, в Ханты-Мансийске состоялась премьера биатлонного сезона-2023/2024. Новый соревновательный проект – Кубок Международной лиги клубного биатлона – привлек на свои исторические дебютные старты почти всех сильнейших стреляющих лыжников России и Беларуси.
Как отмечает колумнист Sputnik Руслан Васильев, манкая особенность Кубка МЛКБ имеет двойную подоплеку.

О деньгах и не только

Во-первых, надо понимать, что "клубная система" давно обсуждается в биатлонной среде и часто ассоциируется с парадизом, в котором развитие этого зимнего вида спорта получит новый импульс. Во-вторых, уже сейчас в Ханты-Мансийске на кону стоял очень солидный призовой пирог в 8 миллионов российских рублей, от которого белорусские биатлонисты отрезали солидный кусок. Почти половину, между прочим. А именно 3 миллиона 425 тысяч.
Так, Антон Смольский, ставший вторым в субботнем масс-старте и первым в сегодняшней гонке преследования, заработал больше всех среди мужчин – полтора миллиона (500 тысяч + 1 миллион). Так же ударно потрудилась в столице Югры и Анна Сола, скопировавшая успех капитана белорусской сборной – и она самая богатая по итогам премьеры МЛКБ.
Под стать им оказался еще один наш лидер Никита Лобастов – 250 тысяч за третье место в масс-старте и 125 тысяч за четвертую позицию в "догонялках". Наконец, отличная воскресная стрельба Ирины Лещенко позволила ей финишировать шестой в "догонялках" и заработать 50 тысяч. Это может стать затравкой подлинной мотивации для олимпийской чемпионки. Свое шестое место она защищала отчаянно, а потом запомнилась счастливой улыбкой на церемонии награждения.
Но деньги деньгами, они все равно не сделают биатлон биатлоном, не будь зрительского интереса. А он был, причем, значительный, какой всегда сопровождает премьерные старты сезона.

Нам интересно!

Так что самый главный итог двух биатлонных дней в Ханты-Мансийске заключается в том, что проект МЛКБ сумел состояться и заслужить (надеюсь!) право на светлый завтрашний день, ну или, по крайней мере, шанс "номер два".
Конечно, не все прошло гладко, без запинок. Если цепляться, то можно легко предъявить претензии. Например, многие справедливо сожалели о невозможности отслеживать события гонки в режиме онлайн, к чему болельщику уже привыкли. Да и выдача на руки пачек наличных денег, хоть и подавалась организаторами в качестве акции, обуславливающей доверие спортсменов к новой "фирме", все-таки какой-то барский анахронизм.
Однако! Для первого блина все как раз таки прошло необычайно солидно. И если судить-рядить с колокольни белорусского биатлона, в котором внутренние старты не могут компенсировать потери отстранения от международного календаря, то мы крайне заинтересованы в этом дополнительном формате, который еще имеет потенцию стать основным, а затем и вовсе единственным, перетряхнув и системный уровень IBU.
Разумеется, досадно, что проект МЛКБ пока не позволил прорвать международную блокаду. Но как долго IBU, берущий пример с МОК, сумеет запугивать санкциями тех же китайцев? Кроме того, надо понимать, что в Зальцбурге, где находится штаб-квартира Международного союза биатлонистов, боятся не только прорыва россиянами и белорусами блокады. Сама клубная идея ужасает тамошних боссов, понимающих, какая мина закладывается под их властные полномочия.
Ведь что такое "клубная лига"? Это биатлон без IBU, замена Кубка мира на альтернативные состязания с большим финансовым поощрением, что и предопределит выбор спортсменов в пользу нового начинания. В таких игровых видах спорта, как хоккей или баскетбол, революции совершились давно. В футболе же наоборот УЕФА отбился недавно от проекта континентальной Суперлиги, и теперь репрессиями осуществляет "зачистку".
В неигровых видах спорта "лиговые" инициативы чаще всего курируются международными федерациями, чьи руководители успевали сообразоваться с классическим правилом: не можешь остановить – возглавь. Но в биатлоне не произошло даже этого, и значит, при наличии финансово крепкого тыла, перехват инициативы очень даже возможен.
Так что объяснимо, почему проект МЛКБ даже в Союзе биатлонистов России, называя вещи своими именами, встречен в штыки.
Помимо личных жестких противостояний между президентом СБР Виктором Майгуровым и закоперщиком, меценатом клубной лиги Алексеем Нуждовым, вице-президентом СБР Павлом Ростовцевым и самым энергичным пропагандистом МЛКБ телевизионным комментатором Дмитрием Губерниевым (в этой паре антагонизм в прошлом выливался в рукоприкладство), существуют и острейшие "ведомственные" противоречия. Ростовцев даже заводил речь о санкциях против тех российских биатлонистов, что согласятся выступить в Хантах. Согласитесь, это уже совсем отмороженная дичь!
Кроме того, есть совсем уж оригинальная прослойка специалистов и журналистов: разделяя целесообразность генезиса и реализации идеи МЛКБ, кое-кто в соседней стране не доверяет персонально Нуждову, испытывая к лидеру биатлона Московской области человеческую антипатию, считая, что он все погубит и дискредитирует. Или уже все погубил и дискредитировал.
Поэтому пока и невозможно дать Кубку МЛКБ громкое, привязанное к конкретной легендарной личности название. Например, Кубок Александра Тихонова. Тоже свой антагонизм.
Конечно, отсутствие подлинного согласия в биатлонном истэблишменте России смущает. Ведь нынче тамошние склоки рикошетят и по нам, как тем же соучредителям МЛКБ. В белорусских биатлонных реалиях фактически реализован византийский принцип "симфонии властей", что на современном этапе куда выигрышней, чем острая внутренняя борьба за влияние и власть.
Но, в принципе, любое новое начинание всегда и везде рождается в муках. И будем рассчитывать, что в данном конкретном случае "принцип бытийности", сформулированный болельщиком и писателем-фантастом Владимиром Савченко в романе "Открытие себя" – "лучше не поверить, чем ошибиться", не сработает. Спортсмены остались довольны премьерой в Хантах, о чем говорили открыто.
Вот слова Антона Смольского: "Призовые являются очень важной мотивацией для спортсменов высокого уровня. За две гонки здесь я заработал почти столько же, сколько за победу на Кубке мира". Теперь Никита Лобастов: "Постоянно ходили разговоры об этих стартах и хороших призовых. Будет здорово, если такие соревнования будут проводиться и дальше".
Наконец, в моем общении с Солой я поднял тему, сколь немало спортсменам высокого класса приходится тратить личных средств на фармакологию, доведения до ума, экипировки и так далее. С чем Анна согласилась: "Конечно, каждый профессиональный биатлонист много вкладывает в себя!", чтобы еще напомнить: даже сейчас на сборе в Хантах с ней находятся и дочка, которой сегодня исполнилось 11 месяцев, и супруг.

Хорошая готовность

Именно так. К премьере МЛКБ белорусы подошли в хорошей готовности, но не более того. Кстати, очень высокие скорости показал Дмитрий Лазовский, но у него не заладилась оба дня стрельба стоя. А тот же Лобастов незадолго до старта еще испытывал недомогание. Плюс, несколько наших ребят, включая Илью Авсеенко, вовсе не приняли участие в стартах: горло, температура – лечатся.
Но Смольский и Сола в условиях уже сибирских морозов – минус 10 в субботу, минус 15 в воскресенье – показали ту профессиональную зрелость, которая позволяет верно выбирать и стратегию, и тактику. Оба могли выиграть масс-старты, но соперники – жених и невеста Халили с Гореевой оказались чуть удачливее белорусов.
Например, Смольский в субботу оступился перед выездом на стадион, что и помешало Антону спуртом вырезать финиш: "Это была контактная игра. Карим сделал ход конем, сбросив скорость на подъеме. Я был готов к броску, но не успел оценить ситуацию из-за усталости". Сола же просто сделала "лишний" промах, хотя для нее три промаха на четырех огневых рубежах определенно шикарный результат.
Но еще ценнее, что оба сделали правильные выводы на воскресенье. Причем если Анна предопределила ход гонки в свою пользу уже после двух безошибочных "лежек", то в разы более острой мужской конкуренции Антон впечатлил своим стратегически выверенным раскладом, еще и с блеском воплощенным на практике.
Маэстро, да и только: "Конечно, гонка была под контролем с самого начала, но я понимал, что Карим Халили ведет себя спокойно и мне нужно не бросаться в погоню, а контролировать свои действия и спокойно работать на огневом рубеже. Немного пришлось добавить темп на четвертом круге, но это было все осознанно, чтобы навязать борьбу Кариму. Вчера я достаточно сильно прошел первые три круга, после чего потерял скорость. Это мне не позволило двигаться быстро на последних трех кругах. Из этого я извлек уроки, чтобы сегодня двигаться по нарастающей на протяжении всей гонки".
Резюме. Биатлонный сезон стартовал, клубный проект доказал свою состоятельность. Полагаю, в том числе, для спонсоров. Ждем продолжения!
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0