Фото

Приговоренный врачами и судом: Андрей Туполев и его самолеты

Подписаться
Историю советской авиации без Туполева сложно представить. Под его руководством спроектировано свыше 100 типов воздушных судов, на его самолетах установлено 78 мировых рекордов. История жизни выдающегося авиаконструктора – в фотоленте Sputnik Беларусь.
Первый приговор Туполеву вынесли врачи: в 1918-м из-за туберкулеза легких ему удалили одно легкое. По мнению докторов, жить ему после такого оставалось недолго.
Второй приговор был в 1937-м – Туполева арестовали по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации, шпионаже и приговорили к 15 годам лишения свободы.
Но несмотря на все удары судьбы авиаконструктор продолжал работать – и прожил еще не один десяток лет.
© Sputnik

Андрей Туполев родился 10 ноября 1888 года, он был шестым ребенком в семье Николая и Анны Туполевых. Отец – из сибирских казаков, мать родилась в семье судебного следователя.

Мальчика назвали в честь прадеда, который удостаивался чести избираться казацкой вольницей в атаманы.

Андрей учился в приходской школе трех ступеней в Усгиново. В 1900 году со второго раза поступил в Тверскую гимназию. Учился средне: были проблемы с иностранными языками и чистописанием. Однако в математике, физике, географии и истории равных ему не было.

На фото: Андрей Туполев в 1925 году.

Андрей Туполев родился 10 ноября 1888 года, он был шестым ребенком в семье Николая и Анны Туполевых. Отец – из сибирских казаков, мать родилась в семье судебного следователя. Мальчика назвали в честь прадеда, который удостаивался чести избираться казацкой вольницей в атаманы.Андрей учился в приходской школе трех ступеней в Усгиново. В 1900 году со второго раза поступил в Тверскую гимназию. Учился средне: были проблемы с иностранными языками и чистописанием. Однако в математике, физике, географии и истории равных ему не было.На фото: Андрей Туполев в 1925 году. - Sputnik Беларусь
1/13

Андрей Туполев родился 10 ноября 1888 года, он был шестым ребенком в семье Николая и Анны Туполевых. Отец – из сибирских казаков, мать родилась в семье судебного следователя.

Мальчика назвали в честь прадеда, который удостаивался чести избираться казацкой вольницей в атаманы.

Андрей учился в приходской школе трех ступеней в Усгиново. В 1900 году со второго раза поступил в Тверскую гимназию. Учился средне: были проблемы с иностранными языками и чистописанием. Однако в математике, физике, географии и истории равных ему не было.

На фото: Андрей Туполев в 1925 году.

© Sputnik

Летом 1908 года Туполев окончил гимназию и поступил в Московское императорское техническое училище. Еще абитуриентом он попал на воздухоплавательную выставку, где познакомился с устроившим экспозицию профессором Николаем Жуковским – основоположником гидро- и аэродинамики. Результатом знакомства стало приглашение Туполева на курс лекций "Основы воздухоплавания".

В 1910 году по прошению Жуковского была создана аэродинамическая лаборатория. Именно в ней Туполев создал плоскую аэродинамическую трубу, в которой можно было экспериментировать с воздушным потокам скоростью 16-20 м в секунду. Тогда же в Лефортовском парке он провел испытания планера, спроектированного им самим.

На фото: первый планер конструкции Андрея Туполева, на котором он совершил первый полет.

Летом 1908 года Туполев окончил гимназию и поступил в Московское императорское техническое училище. Еще абитуриентом он попал на воздухоплавательную выставку, где  познакомился с устроившим экспозицию профессором Николаем Жуковским – основоположником гидро- и аэродинамики. Результатом знакомства стало приглашение Туполева на курс лекций "Основы воздухоплавания". В 1910 году по прошению Жуковского была создана аэродинамическая лаборатория. Именно в ней Туполев создал плоскую аэродинамическую трубу, в которой можно было экспериментировать с воздушным потокам скоростью 16-20 м в секунду. Тогда же в Лефортовском парке он провел испытания планера, спроектированного им самим.На фото: первый планер конструкции Андрея Туполева, на котором он совершил первый полет. - Sputnik Беларусь
2/13

Летом 1908 года Туполев окончил гимназию и поступил в Московское императорское техническое училище. Еще абитуриентом он попал на воздухоплавательную выставку, где познакомился с устроившим экспозицию профессором Николаем Жуковским – основоположником гидро- и аэродинамики. Результатом знакомства стало приглашение Туполева на курс лекций "Основы воздухоплавания".

В 1910 году по прошению Жуковского была создана аэродинамическая лаборатория. Именно в ней Туполев создал плоскую аэродинамическую трубу, в которой можно было экспериментировать с воздушным потокам скоростью 16-20 м в секунду. Тогда же в Лефортовском парке он провел испытания планера, спроектированного им самим.

На фото: первый планер конструкции Андрея Туполева, на котором он совершил первый полет.

© Sputnik

Беда пришла, откуда не ждали: приятели-революционеры с разрешения Туполева присылали на его московский адрес нелегальную литературу. В марте 1911-го будущего авиаконструктора арестовали. После недолгого пребывания за решеткой отчислили из ИМТУ и выслали из Москвы с запретом жить "в столицах, столичных губерниях и городах, где имеются высшие учебные заведения, на 1 год".

Какое-то время он провел в родном селе Пустомазово, но не выдержал и уехал в Москву, где в то время был настоящий авиационный бум. Наказанием стало отлучение от учебы на 3 года.

По сути это был крест на карьере. Но началась Первая мировая война, в которой впервые огромную роль стала играть авиация. И по настоянию Жуковского Туполеву разрешили вернуться в ИМТУ и продолжить учебу.

На фото: Туполев (пятый слева) у своего первого самолета.

Беда пришла, откуда не ждали: приятели-революционеры с разрешения Туполева присылали на его московский адрес нелегальную литературу. В марте 1911-го будущего авиаконструктора арестовали. После недолгого пребывания за решеткой отчислили из ИМТУ и выслали из Москвы с запретом жить "в столицах, столичных губерниях и городах, где имеются высшие учебные заведения, на 1 год".Какое-то время он провел в родном селе Пустомазово, но не выдержал и уехал в Москву, где в то время был настоящий авиационный бум. Наказанием стало отлучение от учебы на 3 года.По сути это был крест на карьере. Но началась Первая мировая война, в которой впервые огромную роль стала играть авиация. И по настоянию Жуковского Туполеву разрешили вернуться в ИМТУ и продолжить учебу.На фото: Туполев (пятый слева) у своего первого самолета. - Sputnik Беларусь
3/13

Беда пришла, откуда не ждали: приятели-революционеры с разрешения Туполева присылали на его московский адрес нелегальную литературу. В марте 1911-го будущего авиаконструктора арестовали. После недолгого пребывания за решеткой отчислили из ИМТУ и выслали из Москвы с запретом жить "в столицах, столичных губерниях и городах, где имеются высшие учебные заведения, на 1 год".

Какое-то время он провел в родном селе Пустомазово, но не выдержал и уехал в Москву, где в то время был настоящий авиационный бум. Наказанием стало отлучение от учебы на 3 года.

По сути это был крест на карьере. Но началась Первая мировая война, в которой впервые огромную роль стала играть авиация. И по настоянию Жуковского Туполеву разрешили вернуться в ИМТУ и продолжить учебу.

На фото: Туполев (пятый слева) у своего первого самолета.

© Sputnik

1 декабря 1918 года на базе Аэродинамической лаборатории Жуковского был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Заместителем директора стал Туполев.

Ему же в те годы принадлежала идея аэродинамической трубы, в которой сегодня проходят рабочие испытания все модели самолетов в любой точке планеты.

Кажется, судьба идет на взлет, но... У него диагностировали туберкулез легких, одно легкое удалили. Приговор был однозначен: жить осталось недолго и в максимально щадящем режиме.

Но авиаконструктор решил наоборот: работать изо всех сил, чтобы успеть хоть что-то.

На фото: гидроплан "МК-1" конструкции Андрея Туполева. Эксплуатировался до 1937 года. На нем было установлено несколько мировых рекордов для гидросамолетов.

1 декабря 1918 года на базе Аэродинамической лаборатории Жуковского был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Заместителем директора стал Туполев.Ему же в те годы принадлежала идея аэродинамической трубы, в которой сегодня проходят рабочие испытания все модели самолетов в любой точке планеты.Кажется, судьба идет на взлет, но... У него диагностировали туберкулез легких, одно легкое удалили. Приговор был однозначен: жить осталось недолго и в максимально щадящем режиме. Но авиаконструктор решил наоборот: работать изо всех сил, чтобы успеть хоть что-то. На фото: гидроплан "МК-1" конструкции Андрея Туполева. Эксплуатировался до 1937 года. На нем было установлено несколько мировых рекордов для гидросамолетов. - Sputnik Беларусь
4/13

1 декабря 1918 года на базе Аэродинамической лаборатории Жуковского был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Заместителем директора стал Туполев.

Ему же в те годы принадлежала идея аэродинамической трубы, в которой сегодня проходят рабочие испытания все модели самолетов в любой точке планеты.

Кажется, судьба идет на взлет, но... У него диагностировали туберкулез легких, одно легкое удалили. Приговор был однозначен: жить осталось недолго и в максимально щадящем режиме.

Но авиаконструктор решил наоборот: работать изо всех сил, чтобы успеть хоть что-то.

На фото: гидроплан "МК-1" конструкции Андрея Туполева. Эксплуатировался до 1937 года. На нем было установлено несколько мировых рекордов для гидросамолетов.

© Sputnik

Первый туполевский самолет поднялся в воздух 21 октября 1923 года. Конструктор проводил его в полет, стоя у края взлетной полосы. С тех пор это стало традицией.

В мае 1924 года взлетает АНТ-2, первый советский самолет, построенный целиком из металла.

В 1925 году Туполев создал цельнометаллический двухмоторный самолет ТБ-1, который отличался высокими летными данными и считался в мире одним из лучших бомбардировщиков.

На фото: один из первых советских многоместных пассажирских самолетов АНТ-9 "Крылья советов" конструкции А.Н. Туполева на аэродроме Лондона. На этом самолете летчик-испытатель Михаил Громов с бортмехаником В.П. Русаковым с 10 июля по 8 августа 1929 года совершили круговой перелет по маршруту Москва – Берлин – Париж – Рим – Лондон – Варшава – Москва за 53 часа летного времени.

Первый туполевский самолет поднялся в воздух 21 октября 1923 года. Конструктор проводил его в полет, стоя у края взлетной полосы. С тех пор это стало традицией.В мае 1924 года взлетает АНТ-2, первый советский самолет, построенный целиком из металла.В 1925 году Туполев создал цельнометаллический двухмоторный самолет ТБ-1, который отличался высокими летными данными и считался в мире одним из лучших бомбардировщиков.На фото: один из первых советских многоместных пассажирских самолетов АНТ-9 "Крылья советов" конструкции А.Н. Туполева на аэродроме Лондона. На этом самолете летчик-испытатель Михаил Громов с бортмехаником В.П. Русаковым с 10 июля по 8 августа 1929 года совершили круговой перелет по маршруту Москва – Берлин – Париж – Рим – Лондон – Варшава – Москва за 53 часа летного времени.  - Sputnik Беларусь
5/13

Первый туполевский самолет поднялся в воздух 21 октября 1923 года. Конструктор проводил его в полет, стоя у края взлетной полосы. С тех пор это стало традицией.

В мае 1924 года взлетает АНТ-2, первый советский самолет, построенный целиком из металла.

В 1925 году Туполев создал цельнометаллический двухмоторный самолет ТБ-1, который отличался высокими летными данными и считался в мире одним из лучших бомбардировщиков.

На фото: один из первых советских многоместных пассажирских самолетов АНТ-9 "Крылья советов" конструкции А.Н. Туполева на аэродроме Лондона. На этом самолете летчик-испытатель Михаил Громов с бортмехаником В.П. Русаковым с 10 июля по 8 августа 1929 года совершили круговой перелет по маршруту Москва – Берлин – Париж – Рим – Лондон – Варшава – Москва за 53 часа летного времени.

© Sputnik

Еще один успех Туполева – низкоплан АНТ-25, также известный как рекорд дальности. Первый беспосадочный перелет по маршруту Москва – Северный полюс – Сан-Франциско не удался. Но два года спустя, 18-20 июня 1937 года, экипаж самолета АНТ-25 в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова совершил первый в мировой истории беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку.

Наградой за успешный перелет Чкалова для Туполева стала командировка в Западную Европу и Америку, где он представлял новинки советской техники и изучал зарубежные новинки.

На фото: встреча советских авиаторов на аэродроме военной базы Барракс в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон).

Еще один успех Туполева –  низкоплан АНТ-25, также известный как рекорд дальности. Первый беспосадочный перелет по маршруту Москва – Северный полюс – Сан-Франциско не удался. Но два года спустя, 18-20 июня 1937 года, экипаж самолета АНТ-25 в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова совершил первый в мировой истории беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку.Наградой за успешный перелет Чкалова для Туполева стала  командировка в Западную Европу и Америку, где он представлял новинки советской техники и изучал зарубежные новинки.На фото: встреча советских авиаторов на аэродроме военной базы Барракс в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон). - Sputnik Беларусь
6/13

Еще один успех Туполева – низкоплан АНТ-25, также известный как рекорд дальности. Первый беспосадочный перелет по маршруту Москва – Северный полюс – Сан-Франциско не удался. Но два года спустя, 18-20 июня 1937 года, экипаж самолета АНТ-25 в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова совершил первый в мировой истории беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку.

Наградой за успешный перелет Чкалова для Туполева стала командировка в Западную Европу и Америку, где он представлял новинки советской техники и изучал зарубежные новинки.

На фото: встреча советских авиаторов на аэродроме военной базы Барракс в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон).

© Sputnik

По возвращении из поездки его ждал еще один тяжелый жизненный поворот. В октябре 1937 года Туполева арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Франции. Приговор – 15 лет исправительно-трудовых лагерей, 5 лет поражения в правах и конфискация имущества. Для человека с одним легким пережить такой срок было совершенно нереально. Но...

Вместе с ведущими специалистами конструкторского бюро, которые проходили по его делу, и другими авиастроителями он попал на спецобъект НКВД – в "шарагу", тюрьму для особо одаренных. Работать надо было по 10 часов в сутки, но кормили неплохо и условия жизни были приемлемые.

По поручению руководства "шарашки" Туполев составил список нужных ему для работы людей – 200 человек, которых сняли с этапа и передали в распоряжение начальника арестантского КБ. В числе спасенных этим списком – Сухой, Мясищев, Петляков...

На фото: Андрей Туполев во время испытания гидросамолета.

По возвращении из поездки его ждал еще один тяжелый жизненный поворот. В октябре 1937 года Туполева арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Франции. Приговор – 15 лет исправительно-трудовых лагерей, 5 лет поражения в правах и конфискация имущества. Для человека с одним легким пережить такой срок было совершенно нереально. Но...Вместе с ведущими специалистами конструкторского бюро, которые проходили по его делу, и другими авиастроителями он попал на спецобъект НКВД – в "шарагу", тюрьму для особо одаренных. Работать надо было по 10 часов в сутки, но кормили неплохо и условия жизни были приемлемые.По поручению руководства "шарашки" Туполев составил список нужных ему для  работы людей – 200 человек, которых сняли с этапа и передали в распоряжение начальника арестантского КБ. В числе спасенных этим списком – Сухой, Мясищев, Петляков...На фото: Андрей Туполев во время испытания гидросамолета. - Sputnik Беларусь
7/13

По возвращении из поездки его ждал еще один тяжелый жизненный поворот. В октябре 1937 года Туполева арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Франции. Приговор – 15 лет исправительно-трудовых лагерей, 5 лет поражения в правах и конфискация имущества. Для человека с одним легким пережить такой срок было совершенно нереально. Но...

Вместе с ведущими специалистами конструкторского бюро, которые проходили по его делу, и другими авиастроителями он попал на спецобъект НКВД – в "шарагу", тюрьму для особо одаренных. Работать надо было по 10 часов в сутки, но кормили неплохо и условия жизни были приемлемые.

По поручению руководства "шарашки" Туполев составил список нужных ему для работы людей – 200 человек, которых сняли с этапа и передали в распоряжение начальника арестантского КБ. В числе спасенных этим списком – Сухой, Мясищев, Петляков...

На фото: Андрей Туполев во время испытания гидросамолета.

© Sputnik / Алексей Межуев

Цвет советского авиастроения в "шарашке" работал вполне успешно. Был запущен в производство скоростной фронтовой бомбардировщик ТУ-2 (лучший из самолетов своего класса).

Благодаря этому всех сотрудников освободили, судимость с них сняли. Хотя окончательно Туполева реабилитировали только в 1955 году.

На фото: академики Игорь Курчатов (справа) и Андрей Туполев (слева) на борту крейсера "Орджоникидзе" отправляются в Великобританию в составе советской правительственной делегации.

Цвет советского авиастроения в "шарашке" работал вполне успешно. Был запущен в производство скоростной фронтовой бомбардировщик ТУ-2 (лучший из самолетов своего класса).Благодаря этому всех сотрудников освободили, судимость с них сняли. Хотя окончательно Туполева реабилитировали только в 1955 году. На фото: академики Игорь Курчатов (справа) и Андрей Туполев (слева) на борту крейсера "Орджоникидзе" отправляются в Великобританию в составе советской правительственной делегации. - Sputnik Беларусь
8/13

Цвет советского авиастроения в "шарашке" работал вполне успешно. Был запущен в производство скоростной фронтовой бомбардировщик ТУ-2 (лучший из самолетов своего класса).

Благодаря этому всех сотрудников освободили, судимость с них сняли. Хотя окончательно Туполева реабилитировали только в 1955 году.

На фото: академики Игорь Курчатов (справа) и Андрей Туполев (слева) на борту крейсера "Орджоникидзе" отправляются в Великобританию в составе советской правительственной делегации.

© Sputnik / Владимир Акимов

В послевоенные годы под руководством Туполева был создан ряд военных и гражданских самолетов. Среди них стратегический бомбардировщик ТУ-4, первый советский реактивный бомбардировщик ТУ-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик ТУ-22; первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ-104; первый турбовинтовой межконтинентальный самолет ТУ-114, и среднемагистральные самолеты ТУ-124, ТУ-134, ТУ-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144.

На фото: "ТУ-134", разработанный в ОКБ А.Н. Туполева. Серийный выпуск с 1965 по 1985 годы на Харьковском авиационном производственном объединении.

В послевоенные годы под руководством Туполева был создан ряд военных и гражданских самолетов. Среди них стратегический бомбардировщик ТУ-4, первый советский реактивный бомбардировщик ТУ-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик ТУ-22; первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ-104; первый турбовинтовой межконтинентальный самолет ТУ-114, и среднемагистральные самолеты ТУ-124, ТУ-134, ТУ-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144.На фото: "ТУ-134", разработанный  в ОКБ А.Н. Туполева. Серийный выпуск с 1965 по 1985 годы на Харьковском авиационном производственном объединении. - Sputnik Беларусь
9/13

В послевоенные годы под руководством Туполева был создан ряд военных и гражданских самолетов. Среди них стратегический бомбардировщик ТУ-4, первый советский реактивный бомбардировщик ТУ-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик ТУ-22; первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ-104; первый турбовинтовой межконтинентальный самолет ТУ-114, и среднемагистральные самолеты ТУ-124, ТУ-134, ТУ-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144.

На фото: "ТУ-134", разработанный в ОКБ А.Н. Туполева. Серийный выпуск с 1965 по 1985 годы на Харьковском авиационном производственном объединении.

© Sputnik

С 1956 года Туполев – генеральный авиаконструктор СССР.

Всего под его руководством было спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно.

На фото: Никита Хрущев (слева) беседует с генеральным конструктором Андреем Туполевым в пассажирском салоне турбовинтового самолета "ТУ-114" на Внуковском аэродроме.

С 1956 года Туполев – генеральный авиаконструктор СССР. Всего под его руководством было спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно.На фото: Никита Хрущев (слева) беседует с генеральным конструктором Андреем Туполевым в пассажирском салоне турбовинтового самолета "ТУ-114" на Внуковском аэродроме. - Sputnik Беларусь
10/13

С 1956 года Туполев – генеральный авиаконструктор СССР.

Всего под его руководством было спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно.

На фото: Никита Хрущев (слева) беседует с генеральным конструктором Андреем Туполевым в пассажирском салоне турбовинтового самолета "ТУ-114" на Внуковском аэродроме.

© Sputnik / Владимир Акимов

В 1950 году авиаконструктор был выдвинут кандидатом в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР. На протяжении долгого времени был членом комиссии Верховного Совета по иностранным делам и не раз переизбирался на эту должность впоследствии.

При этом в КПСС не состоял.

На фото: депутаты ВС СССР летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин (справа), авиаконструктор Андрей Туполев (в центре) и заместитель председателя Госплана Василий Рябиков в зале заседания.

В 1950 году авиаконструктор был выдвинут кандидатом в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР. На протяжении долгого времени был членом комиссии Верховного Совета по иностранным делам и не раз переизбирался на эту должность впоследствии.При этом в КПСС не состоял.На фото: депутаты ВС СССР летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин (справа), авиаконструктор Андрей Туполев (в центре) и заместитель председателя Госплана Василий Рябиков в зале заседания. - Sputnik Беларусь
11/13

В 1950 году авиаконструктор был выдвинут кандидатом в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР. На протяжении долгого времени был членом комиссии Верховного Совета по иностранным делам и не раз переизбирался на эту должность впоследствии.

При этом в КПСС не состоял.

На фото: депутаты ВС СССР летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин (справа), авиаконструктор Андрей Туполев (в центре) и заместитель председателя Госплана Василий Рябиков в зале заседания.

© Sputnik / Евгений Умнов

Туполев воспитал целую плеяду авиаконструкторов и ученых, среди них Владимир Петляков, Павел Сухой, Владимир Мясищев, Михаил Миль, Семен Лавочкин, Александр Шенгардт и многие другие.

Пошел по его стопам и сын Алексей, участвовавший в разработке самолетов Ту – 134, 154, 160, 204, 123, 129, а также космического корабля "Буран". Главный конструктор Ту-142, Ту-144.

На фото: генеральный конструктор Андрей Туполев (слева) и главный конструктор Алексей Туполев.

Туполев воспитал целую плеяду авиаконструкторов и ученых, среди них Владимир Петляков, Павел Сухой, Владимир Мясищев, Михаил Миль, Семен Лавочкин, Александр Шенгардт и многие другие. Пошел по его стопам и сын Алексей, участвовавший в разработке самолетов Ту –  134, 154, 160, 204, 123, 129, а также космического корабля "Буран". Главный конструктор Ту-142, Ту-144.На фото: генеральный конструктор Андрей Туполев (слева) и главный конструктор Алексей Туполев. - Sputnik Беларусь
12/13

Туполев воспитал целую плеяду авиаконструкторов и ученых, среди них Владимир Петляков, Павел Сухой, Владимир Мясищев, Михаил Миль, Семен Лавочкин, Александр Шенгардт и многие другие.

Пошел по его стопам и сын Алексей, участвовавший в разработке самолетов Ту – 134, 154, 160, 204, 123, 129, а также космического корабля "Буран". Главный конструктор Ту-142, Ту-144.

На фото: генеральный конструктор Андрей Туполев (слева) и главный конструктор Алексей Туполев.

© Sputnik / Лев Поликашин

У Туполева было множество наград и почетных званий. Так, он был почетным членом королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики. Ему присуждены премия Н.Е. Жуковского (1958), золотая авиационная медаль (1958), премия им. Леонардо Да Винчи (1971), золотая медаль Общества Основоположников авиации Франции (1971). Трижды получал звание Героя социалистического труда (1945, 1957, 1972). В Париже удостоен звания Почетного гражданина.

Он умер 23 декабря 1972-го, когда ему было 84 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

На фото: воздушные лайнеры авиаконструктора, академика Андрея Николаевича Туполева на Внуковском аэродроме.

У Туполева было множество наград и почетных званий. Так, он был почетным членом королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики. Ему присуждены премия Н.Е. Жуковского (1958), золотая авиационная медаль (1958), премия им. Леонардо Да Винчи (1971), золотая медаль Общества Основоположников авиации Франции (1971). Трижды получал звание Героя социалистического труда (1945, 1957, 1972). В Париже удостоен звания Почетного гражданина.Он умер 23 декабря 1972-го, когда ему было 84 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.На фото: воздушные лайнеры авиаконструктора, академика Андрея Николаевича Туполева на Внуковском аэродроме. - Sputnik Беларусь
13/13

У Туполева было множество наград и почетных званий. Так, он был почетным членом королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики. Ему присуждены премия Н.Е. Жуковского (1958), золотая авиационная медаль (1958), премия им. Леонардо Да Винчи (1971), золотая медаль Общества Основоположников авиации Франции (1971). Трижды получал звание Героя социалистического труда (1945, 1957, 1972). В Париже удостоен звания Почетного гражданина.

Он умер 23 декабря 1972-го, когда ему было 84 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

На фото: воздушные лайнеры авиаконструктора, академика Андрея Николаевича Туполева на Внуковском аэродроме.

Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0