https://sputnik.by/20231006/u-belorusskogo-kino--vdokhnovlyayuschee-proshloe-a-chto-s-buduschim-1079999443.html
У белорусского кино – вдохновляющее прошлое, а что с будущим?
У белорусского кино – вдохновляющее прошлое, а что с будущим?
Sputnik Беларусь
Об успехах и проблемах кинематографической отрасли размышляет бывший секретарь по оргвопросам Союза кинематографистов БССР колумнист Sputnik Евгений... 06.10.2023, Sputnik Беларусь
2023-10-06T09:57+0300
2023-10-06T09:57+0300
2023-10-06T09:57+0300
культура
новости беларуси
беларусьфильм
кино
колумнисты
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101341/23/1013412399_0:0:2861:1609_1920x0_80_0_0_8aec7ac1464c8cb9e9e96b99672b7a68.jpg
Роскошь иметь собственный национальный кинематограф дана не многим странам. В Беларуси он есть и отмечен великими фильмами и творцами. Два Валерия, Рубинчик и Рыбарев, явили неизвестный в свое время в республике киноязык "гиперреализма", как его позже назовут кинокритики. Рыбарев снял картины картин "Живой срез", "Чужая вотчина", "Свидетель", "Меня зовут Арлекино", "Прикованный". Рубинчик до отъезда в 1990-м в Москву снял на "Беларусьфильме" ленты "Последнее лето детства", "Венок сонетов", "Дикая охота короля Стаха", "Комедия о Лисистрате" и ряд других.Нельзя не назвать работы Вячеслава Никифорова и их вершину – экранизацию романа Тургенева "Отцы и дети", удостоенную Госпремии СССР.Знаковым белорусским фильмом считается картина режиссера Льва Голуба "Девочка ищет отца" выпущенная в 1959 году и показанная почти в сотне стран мира. Географический лидер белорусского кино.Один из шедевров белорусского кино – фильм "Альпийская баллада" по рассказу Василя Быкова снял в 1965 году режиссер Борис Степанов, получив за него множество международных наград."Люди на болоте"– 1984 год, по одноименному роману Ивана Мележа. Режиссер Виктор Туров – лауреат Госпремии СССР. Красиво, традиционно, очень по-белорусски. Зрителя однозначно зацепило."Иди и смотри" – режиссер Элем Климов по сценарию Алеся Адамовича. Один из самых страшных и правдивых фильмов о войне. Его просмотрели около 30 миллионов зрителей. Был признан лучшим фильмом 1986 года."Белые Росы". Сценарий Алексея Дударева. Снял режиссер Игорь Добролюбов. Посмотрело свыше 36 миллионов зрителей. Лучшая комедия года в СССР и навсегда самая народная.Конь и трепетная ланьСтранным образом новый язык, собиравший многомиллионные залы, у нас как бы не прижился. Рыбареву просто не давали снимать, Рубинчика элегантно выдавили в Россию. Ну не нужен оказался тогда создатель "Дикой охоты короля Стаха" белорусскому кино! А потом его не стало. Горько!Еще в мою бытность секретарем СК БССР по организационным вопросам союз кинематографистов предложил отделить творчество от производства, справедливо полагая, что "в одну упряжку впрячь не можно коня и трепетную лань".Добились! Разделение произошло. Большинством голосов "трепетной ланью" назначили производство, а творческую часть отправили "конем" пастись на вольные хлеба, мол, творите и предлагайте студии свои проекты, а мы, вместе с Министерством культуры, будем выбирать лучшее и организовывать съемочный процесс. Как вы, уважаемые творцы, и хотели.Вот так и получается, что гениальные Рыбаревы, Рубинчики и иже с ними, которые без кулаков, тщетно пытались пробить свои проекты, а бездарности действительно прорывались сами. А в результате глава государства раз за разом повторял и повторяет, что нет в стране достойных исторических фильмов, кассовых и интересных сериалов, да и успешной отрасли кино в целом.А что в ответ? Тишина! Назначенный "ланью" "конь" жует государственный овес и в целом доволен жизнью. Разве что иногда понервничает при очередной смене директора студии, но и только. Творцы обивают пороги студии, но реализовать свои проекты не могут, уж больно много развелось "кулакастых", никак не пробиться.Что делать? Первое – вернуть достоинство "трепетной лани". Как? Вместо одной общей структуры Беларусьфильма – две: БелФильм фабрика и БелФильм студия. И студия ответственно и креативно будет осуществлять по-государственному убедительную репертуарную политику. Тогда сценарные портфели наполнятся качественными произведениями, писать сценарии и снимать их будут лучшие драматурги, режиссеры, операторы, художники, актеры, то есть те, кто учился этой профессии и достиг в ней совершенства. Что впереди?Круглые даты – это всегда подведение итогов и планы на будущее. Есть оно у белорусского кино? Хочется верить, что да! Залогом тому кинематографические шедевры белорусских мастеров кино: Голуба, Рубинчика, Рыбарева, Турова, Добролюбова, Никифорова, Ефремова… Прибавьте сюда блестящих белорусских актеров, операторов, художников, кинокритиков, композиторов. А также усильте этот отряд желанием и стратегией руководства республики сделать кинематографическую отрасль современной, а значит – прибыльной для государства и привлекательной для зрителей.Успех обязательно придет тогда, когда наши "конь" и "лань" окажутся не в одной упряжке, но будут делать общее дело – снимать настоящее белорусское кино!Мнение автора может не совпадать с позицией редакцииСамые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
новости беларуси
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Евгений Огурцов-Кржижановский
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103758/94/1037589486_510:0:1977:1467_100x100_80_0_0_1a1c58bf4bbec71472ad82046c44376b.jpg
Евгений Огурцов-Кржижановский
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103758/94/1037589486_510:0:1977:1467_100x100_80_0_0_1a1c58bf4bbec71472ad82046c44376b.jpg
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101341/23/1013412399_130:0:2861:2048_1920x0_80_0_0_7c924143b503ea71f56973c4736e7198.jpgSputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Евгений Огурцов-Кржижановский
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103758/94/1037589486_510:0:1977:1467_100x100_80_0_0_1a1c58bf4bbec71472ad82046c44376b.jpg
культура , новости беларуси, беларусьфильм, кино, колумнисты
культура , новости беларуси, беларусьфильм, кино, колумнисты
У белорусского кино – вдохновляющее прошлое, а что с будущим?
Евгений Огурцов-Кржижановский
Об успехах и проблемах кинематографической отрасли размышляет бывший секретарь по оргвопросам Союза кинематографистов БССР колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский.
Роскошь иметь собственный национальный кинематограф дана не многим странам. В Беларуси он есть и отмечен великими фильмами и творцами.
Два Валерия, Рубинчик и Рыбарев, явили неизвестный в свое время в республике киноязык "гиперреализма", как его позже назовут кинокритики. Рыбарев снял картины картин "Живой срез", "Чужая вотчина", "Свидетель", "Меня зовут Арлекино", "Прикованный". Рубинчик до отъезда в 1990-м в Москву снял на "Беларусьфильме" ленты "Последнее лето детства", "Венок сонетов", "Дикая охота короля Стаха", "Комедия о Лисистрате" и ряд других.
Нельзя не назвать работы Вячеслава Никифорова и их вершину – экранизацию романа Тургенева "Отцы и дети", удостоенную Госпремии СССР.
Знаковым белорусским фильмом считается картина режиссера Льва Голуба "Девочка ищет отца" выпущенная в 1959 году и показанная почти в сотне стран мира. Географический лидер белорусского кино.
Один из шедевров белорусского кино – фильм "Альпийская баллада" по рассказу Василя Быкова снял в 1965 году режиссер Борис Степанов, получив за него множество международных наград.
"Люди на болоте"– 1984 год, по одноименному роману Ивана Мележа. Режиссер Виктор Туров – лауреат Госпремии СССР. Красиво, традиционно, очень по-белорусски. Зрителя однозначно зацепило.
"Иди и смотри" – режиссер Элем Климов по сценарию Алеся Адамовича. Один из самых страшных и правдивых фильмов о войне. Его просмотрели около 30 миллионов зрителей. Был признан лучшим фильмом 1986 года.
"Белые Росы". Сценарий Алексея Дударева. Снял режиссер Игорь Добролюбов. Посмотрело свыше 36 миллионов зрителей. Лучшая комедия года в СССР и навсегда самая народная.
Странным образом новый язык, собиравший многомиллионные залы, у нас как бы не прижился. Рыбареву просто не давали снимать, Рубинчика элегантно выдавили в Россию. Ну не нужен оказался тогда создатель "Дикой охоты короля Стаха" белорусскому кино! А потом его не стало. Горько!
Еще в мою бытность секретарем СК БССР по организационным вопросам союз кинематографистов предложил отделить творчество от производства, справедливо полагая, что "в одну упряжку впрячь не можно коня и трепетную лань".
Добились! Разделение произошло. Большинством голосов "трепетной ланью" назначили производство, а творческую часть отправили "конем" пастись на вольные хлеба, мол, творите и предлагайте студии свои проекты, а мы, вместе с Министерством культуры, будем выбирать лучшее и организовывать съемочный процесс. Как вы, уважаемые творцы, и хотели.
Вот так и получается, что гениальные Рыбаревы, Рубинчики и иже с ними, которые без кулаков, тщетно пытались пробить свои проекты, а бездарности действительно прорывались сами. А в результате глава государства раз за разом повторял и повторяет, что нет в стране достойных исторических фильмов, кассовых и интересных сериалов, да и успешной отрасли кино в целом.
А что в ответ? Тишина! Назначенный "ланью" "конь" жует государственный овес и в целом доволен жизнью. Разве что иногда понервничает при очередной смене директора студии, но и только. Творцы обивают пороги студии, но реализовать свои проекты не могут, уж больно много развелось "кулакастых", никак не пробиться.
Что делать? Первое – вернуть достоинство "трепетной лани". Как? Вместо одной общей структуры Беларусьфильма – две: БелФильм фабрика и БелФильм студия. И студия ответственно и креативно будет осуществлять по-государственному убедительную репертуарную политику. Тогда сценарные портфели наполнятся качественными произведениями, писать сценарии и снимать их будут лучшие драматурги, режиссеры, операторы, художники, актеры, то есть те, кто учился этой профессии и достиг в ней совершенства.
Круглые даты – это всегда подведение итогов и планы на будущее. Есть оно у белорусского кино? Хочется верить, что да! Залогом тому кинематографические шедевры белорусских мастеров кино: Голуба, Рубинчика, Рыбарева, Турова, Добролюбова, Никифорова, Ефремова…
Прибавьте сюда блестящих белорусских актеров, операторов, художников, кинокритиков, композиторов. А также усильте этот отряд желанием и стратегией руководства республики сделать кинематографическую отрасль современной, а значит – прибыльной для государства и привлекательной для зрителей.
Успех обязательно придет тогда, когда наши "конь" и "лань" окажутся не в одной упряжке, но будут делать общее дело – снимать настоящее белорусское кино!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!