Перебитые номера и "Перехват": как боролись с угонщиками в начале 2000-х

© SputnikВетеран Витебского уголовного розыска Виталий Волков
Ветеран Витебского уголовного розыска Виталий Волков - Sputnik Беларусь, 1920, 06.10.2023
Подписаться
Эксклюзив
С конца 90-х и до середины 2000-х годов в Витебской области, по сравнению с остальными регионами Беларуси, совершалось больше всего угонов транспорта.
Ветеран Витебского уголовного розыска Виталий Волков, с которым удалось поговорить корреспонденту Sputnik, был первым и последним руководителем отдела по раскрытию преступлений в сфере автобизнеса.
Тяжело ли найти угнанный автомобиль, какое время, с точки зрения милиционера, является наиболее безопасным для жизни, и почему иногда инспекторы ГАИ останавливают водителей для проверки документов – в материале.

Начало карьеры

Виталий Волков ушел на пенсию из милиции в 2007 году в звании подполковника. До этого почти 20 лет Волков проработал в уголовном розыске, "пройдя" все 90-е в должности оперативника. О том времени ветеран вспоминать не любит, говоря, что хватало всего.
"Помню, киллера брали возле одного из рынков. Тогда за рынки постоянно сражались, причем, не простые жулики, а авторитетные бандиты, у которых хватало ресурсов на организацию заказных убийств и прочего. Мы знали, что готовится очередная "заказуха", но не могли вычислить исполнителя. В итоге нашли: выдало его масляное пятно от автомата, который он носил под полами плаща", – поделился воспоминаниями Волков.
По словам собеседника, для эффективной работы нужно было уметь договариваться с преступниками. Это не раз помогало раскрывать дела.
Долгое время милиционер работал в отделе по борьбе с карманными кражами, которых в 90-е в Витебске было с избытком. Сложность борьбы с карманниками заключается в том, что они должны быть пойманы с поличным – в противном случае доказать вину не получится.
"К нам пришла женщина с заявлением, что у нее украли кошелек. Вора мы поймали быстро, но он к тому времени кошелек успел сбросить. Пять часов я с ним разговаривал, в итоге удалось убедить, он сам принес украденное", – рассказал бывший милиционер.
Наряду с угонщиками, одними из самых умных преступников Волков считает именно карманников. Мало того, что они должны постоянно тренироваться, чтобы не утратить навыки, так еще нужна хорошая смекалка, чтобы их не поймали и даже не заподозрили.
По воспоминаниям собеседника, по утрам карманники приходили к зданию их отдела и смотрели, кто заходит внутрь, запоминая лица сотрудников.
"Честно говоря, работы было очень много, причем, работали практически круглые сутки, когда я возглавил отдел по угонам, работы прибавилось в разы", – признался Волков.

Первый и последний

Виталий Волков – первый и последний руководитель отдела по борьбе с угонами автомобилей. Отдел создали в 2002 году, когда в Витебской области ежедневно угоняли по 15 автомобилей. Витебщина была на последнем месте по раскрытию этих преступлений.
По словам Волкова, угоняли машины отовсюду: со стоянок, из гаражей, из дворов, даже самая навороченная сигнализация не могла защитить владельца авто.
Больше всего от угонов страдали Полоцкий и Оршанский районы, куда заезжали российские "гастролеры": оттуда было ближе угонять автомобили в соседнее государство.
"Мы сразу стали сотрудничать с коллегами из Псковской и Смоленской областей, у нас даже совместные планы "Перехват" были, когда угоняли машину. Кстати, объявляли "Перехват" почти каждый раз при угоне, не было разницы: угнали дорогую машину или старый жигуль. Ведь кто-то на этот жигуль работал всю жизнь, поэтому людям хотелось помочь", – подчеркнул собеседник.
Отдел Волкова расследовал угоны по всей области, поэтому милиционер почти не вылезал из командировок, иногда с ним ездили сотрудники СОБРа, а несколько раз и сотрудники "Алмаза". Операции по задержанию длились по несколько дней и далеко не всегда оканчивались успехом.
"Вообще, угнанное авто найти крайне тяжело. Мы находили лишь половину угнанного транспорта. Если удавалось схватить преступников, машина к тому времени часто "растворялась" на территории соседнего государства", – объяснил ветеран.

150 тысяч евро

Однажды, на 8 марта, был угнан рефрижератор, где находилось "VIP продукции" на 150 тысяч евро. Угонщиков найти удалось, но машину к тому времени успели перегнать в Ленинградскую область, где ее так и не смогли отыскать милиционеры двух стран.
По словам Волкова, преступники придумывали различные способы, чтобы спрятать угнанные автомобили. На территории области действовало несколько банд, в которых имелись свои сварщики и слесари, чтобы перебивать VIN-номера на автомобилях. Причем, делалось это настолько искусно, что милиционерам приходилось искать потайные номера, спрятанные глубоко в машине. Преступники обычно не заморачивались с перебивкой всех номеров, и меняли только те, которые на виду.
В то время угнанные машины прятали в лесах и полях. Милиционерам приходилось несколько раз просить помощи у пилотов вертолетов, чтобы прочесывать территорию, где могли быть спрятаны машины.
"Один раз нашему отделу случайно выдали чемоданчик с эндоскопом, дорогущая вещь была! Так мы за считанные дни облазили множество гаражных кооперативов, заглядывая в щели гаражей, и нашли несколько угнанных авто, которые обычным методом вряд ли бы удалось отыскать", – рассказал Волков.
По его словам, тогда при помощи эндоскопа милиционеры смогли обнаружить профессиональный гараж угонщиков, который состоял из двух соседних гаражей, между которыми была разобрана стенка. У одного из них ворота специально держали в запущенном виде, чтобы создалось впечатление, что он заброшен. Угонщики загоняли машину через разобранную стенку в "заброшенный" гараж и там машина находилась в своеобразном отстойнике.
Несмотря на то, что в отделе был свой наряд ГАИ, сотрудники тесно сотрудничали с Госавтоинспекцией. Часто, когда гаишники заступали на смену, сотрудники отдела их инструктировали, сообщали, какие машины числятся в угоне, и инспекторы проверяли документы у всех водителей, подходящих под описание авто. Это тоже приносило свои плоды.
Случались и казусы. Однажды в милицию обратился мужчина с заявлением об угоне. Объявили план "Перехват" по области. Приехали на место, мужчина начал показывать, где всегда паркует автомобиль, а потом вдруг вспомнил, что прошлым вечером оставил машину в соседнем дворе, поскольку все места рядом с домом были заняты.
За пять лет работы отдела под началом Виталия Волкова Витебская область поднялась с последнего в республике места по раскрытию преступлений, связанных с автоугонами, на второе. Как отметил собеседник, частично это связано и с тем, что угонщики получают большие сроки за свои преступления, и, в отличие от тех же карманников, которые за кражи могут отсидеть год-два и вернуться к своему "ремеслу", выходя на свободу, угонщики понимают: технологии шагнули далеко вперед. Да и возвращаться в места лишения свободы на долгий срок мало кому хочется.

Спокойное время

Отдел, который возглавлял Виталий Волков проработал с 2002 по 2006 годы, после чего был переформирован в отделение, а Виталию предложили повышение, но он решил выйти на пенсию, благо возраст позволял. После службы в милиции ветеран 11 лет проработал в службе безопасности одного из банков.
По его словам, сейчас намного безопаснее, чем в 90-х и даже в начале 2000-х. Во многом этому способствуют современные технологии, которые позволяют быстро раскрывать дела, о чем знают и преступники.
Более того, по словам Волкова, благодаря обязательной дактилоскопической регистрации в Витебской области, стали раскрываться дела, которым по 10 и более лет.
"В начале 2000-х в одном из ночных клубов убили женщину, но преступника так и не нашли. А потом, лет через 10, отпечатки убийцы всплыло в базе данных, когда он прошел регистрацию", – рассказал Волков.
По словам собеседника, сейчас наступили времена, когда люди могут чувствовать себя достаточно спокойно и безопасно, поскольку преступность уменьшилась в разы.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Лента новостей
0