Полчаса мата и шесть раундов – Лукашенко рассказал о переговорах с Пригожиным
15:29 27.06.2023 (обновлено: 18:32 27.06.2023)
© Photo : Пресс-служба президента БеларусиАлександр Лукашенко
© Photo : Пресс-служба президента Беларуси
Подписаться
По словам белорусского президента, он уговорил Путина не торопиться с жестким решением по Пригожину и провести переговоры.
МИНСК, 27 июн – Sputnik. Президент России Владимир Путин сообщал президенту Беларуси Александру Лукашенко в субботу, 24 июня, что ситуация на фронте "лучше, чем когда-либо". Об этом белорусский лидер рассказал на встрече с силовиками и журналистами.
"Задал (Путину – Sputnik) несколько вопросов, в том числе и про противодействие этому, и понял, что ситуация сложная. Не буду конкретизировать эту часть разговора", – цитирует Лукашенко его пресс-служба.
По словам Лукашенко, 24 июня в 8:00 к нему поступила "тревожная информация о ситуации в России".
"Через ФСБ и наш Комитет госбезопасности, генерала Тертеля мне докладывают: президент Путин хочет связаться. Пожалуйста. Договорились в полдесятого, что мы переговорим в любое удобное для него время. Когда в 10 он выступил, в 10:10 позвонил и подробнейшим образом проинформировал меня о ситуации, которая происходит в России", – рассказал Лукашенко.
Белорусский президент отметил, что Путин принял "жесткое решение".
"Я также понял: принято жестокое решение, оно и прозвучало подтекстом в выступлении Путина, – мочить. Я предложил Путину не торопиться. Давай, говорю, поговорим с Пригожиным, с командирами его. На что он мне сказал: "Слушай, Саша, бесполезно. Он даже трубку не берет, ни с кем разговаривать не хочет", – пояснил белорусский президент.
Лукашенко на это ответил российскому коллеге, что худой мир лучше любой войны.
"Не торопись. Я попробую с ним связаться. Он в очередной раз говорит: "Это бесполезно". Я говорю: "Хорошо, подожди. Где-то мы разговаривали, наверное, с полчаса. Потом он меня проинформировал, что на фронте. Помню его слова: "Ты знаешь, а на фронте, как ни странно, лучше, чем когда-либо было". Я говорю: "Вот видишь, не все так печально", – раскрыл Лукашенко детали разговора с Путиным.
Затем белорусской стороне, по словам Лукашенко, удалось установить к середине дня 24 июня три канала, по которым "можно было разговаривать с Ростовом".
Защищать Москву
Лукашенко, по его словам, заявил Пригожину во время переговоров, что белорусские военные готовы защищать Москву и могут прийти на помощь России. Президент отметил, что долго убеждал своего собеседника.
"И в конце сказал: "Знаешь, ты как хочешь можешь поступать. Но на меня не обижайся. Бригада подготовлена к переброске в Москву. И, как в 41-м (ты же книжки читаешь, образованный, умный человек), мы будем защищать Москву. Потому что данная ситуация не только в России. Это и не только потому, что это вот наше Отечество. А потому что, не дай бог, вот эта смута пошла бы по всей России, а предпосылки для этого были колоссальные, следующими были мы", – рассказал президент Беларуси.
По его мнению, если бы мятеж в РФ продолжился, это повлияло бы на Беларусь, важно было предпринять совместные с Россией действия.
"Я говорю: "Женя, никто тебе ни Шойгу, ни Герасимова, никого не отдаст, особенно в этой ситуации. Ты же знаешь Путина не меньше, чем я. Во-вторых, он с тобой не то что встречаться – по телефону разговаривать не будет в силу этой обстановки". Молчит. "Но мы хотим справедливости! Нас хотят задушить! Мы пойдем на Москву!" Я говорю: "На полпути тебя просто как клопа раздавят. Несмотря на то что войска (мне об этом Путин долго говорил) отвлечены на соответствующем фронте". Подумай, говорю, об этом. "Нет" – такая вот эйфория", – сказал Лукашенко.
Знаю работу Шойгу
По мнению Лукашенко, конкуренция между армией и ЧВК существовала уже давно. Затем "межличностный конфликт между известными людьми перерос в эту драку". Когда эта ситуация начала развиваться, Лукашенко и Путин, по словам белорусского президента, упустили ситуацию, "думали, что рассосется".
"И вот тут я еще хотел бы сделать одно замечание, почему своим СМИ, пресс-секретарю поручил ни в коем случае не делать из меня героя, из Путина и Пригожина. Потому что мы прошлепали эту ситуацию. Мы ее упустили. А потом, когда она начала развиваться, мы видели и думали, что рассосется, – и я, и Путин. Но я в меньшей степени, если уж откровенно говорить. Но тем не менее. А оно не рассосалось. И столкнулись практически два человека, которые воевали на фронте. Я, опять же, в этой теме, в этом котле был постоянно. Я знаю работу Шойгу. Незаслуженно его порой критикуют", – отметил белорусский лидер.
Лукашенко подчеркнул, что не может сообщить СМИ, о чем они говорили с Шойгу.
"Мы с ним вели очень серьезные переговоры. Генерал Хренин (глава минобороны Беларуси Виктор Хренин – Sputnik) с ним встречался не единожды, и мы спокойно поддерживали чем могли, а могли многое, и многое сделали. И в этом отношении Шойгу немало сделал. То есть он занял свою нишу там, где он может чего-то сделать", – вспомнил президент Беларуси.
Что было в Ростове
Лукашенко также рассказал, что по своим каналам, в том числе от КГБ, получил информацию о том, что ЧВК "Вагнер" заняли штаб военного округа в Ростове-на-Дону.
"Тут же в СМИ: "Ай-ай-ай, захватили, уже мародерство, еще чего-то", – вкидывают. Особенно украинцы оттоптались на этой теме. Я начал уточнять. Я говорю: "Ты чего, убил кого-то там из гражданских, военных, которые тебе не противостояли?" – "Александр Григорьевич, я вам клянусь, мы никого не тронули. Мы заняли штаб. Вот я тут нахожусь". И это оказалось правдой. Это было очень важно. Заметьте, это было очень важно, что они, зайдя в Ростов, никого не тронули", – вспомнил президент Беларуси.
Никакого кровопролития
Глава государства рассказал, что в какой-то момент разговора с Пригожиным понял, что тот готов пойти на уступки. И предупредил его, что ни в коем случае не нужно допускать кровопролития. Пригожин пообещал, что не допустит этого.
"Разговаривая во второй или третий раз, я его предупредил. Я уже вижу, что он готов отступиться, но я его предупреждаю: "Евгений, никакого кровопролития. Как только ты нарочно, ненарочно убьешь хоть одного человека, особенно гражданского, - все, никаких с тобой переговоров не будет, и я с тобой разговаривать не буду". Он мне поклялся. У нас, говорит, такой цели нет, и я вам клянусь, что этого не будет", – сказал Лукашенко.
Президент рассказал, что переговоры шли в течение дня, и было шесть или семь раундов. Во время одной из бесед Пригожин сказал, что не будет требовать от Путина "отдать" ему Герасимова и Шойгу.
"Я свою позицию высказал. Больше не звонил ему. Шесть раз, по-моему, он уже на меня выходил. Советовался, предлагал и прочее. Когда он мне сказал: "Александр Григорьевич, я не буду требовать от президента, чтобы он отдал Шойгу и Герасимова, и встречи даже просить не буду", я говорю: "Ну и хорошо. Это очень хороший шаг. Не надо в этой ситуации, напрягая обстановку, требовать неисполнимое", – отметил белорусский президент.
Затем Лукашенко договорился о том, чтобы Пригожин остановил колонну своих бойцов.
"Я говорю: "Вот ты представляешь, я – президент. Ты у меня министр обороны. И какой-то бандит…" –"Я не бандит" –"Я говорю к примеру: какой-то бандит требует отдать Хренина с Гулевичем. Я на это никогда не пойду. Сам погибну, но не пойду" – "Да, я понимаю" – "Раз понимаешь, давай действовать". Он говорит: "Скажите, что сейчас?" Я говорю: "Нужно остановить колонну". То есть он пошел на то, чтобы договариваться", –рассказал глава белорусского государства.
Пригожин, по словам Лукашенко, просил разрешения посоветоваться со своими командирами.
"Он говорит: "Разрешите мне собрать командиров и посоветоваться". Я говорю: "Конечно, ты с ними посоветуйся, чтобы потом тебя не обвинили", –вспомнил президент.
Гарантии для Пригожина
Затем глава ЧВК "Вагнер" принял все условия, которые ему предложил Лукашенко. Президент рассказал все в подробностях.
"В пятом часу вечера он мне позвонил и говорит: "Александр Григорьевич, я принимаю все ваши условия. Но... Что мне делать? Останавливаемся – они начнут нас мочить". Я говорю: "Не начнут. Я тебе гарантирую. Это я беру на себя". В контакте были с руководством России, ФСБ занималось в основном этим вопросом, с Бортниковым. Я просто настоятельно просил этого не делать. Бортников умный человек. Он сказал: "Александр Григорьевич, ну я же не дурак, я же понимаю, что может быть", –рассказал Лукашенко.
По словам Лукашенко, Пригожин боялся, что у российских силовиков будет искушение ударить по колонне "Вагнера", когда она остановится.
"Если они где-то остановятся, колонна сожмется… Она в кучу соберется… Чтобы не было, знаете, желания и искушения взять и ее тут накрыть. Пообещали: этого не будет. Я и сказал Пригожину: "Это – гарантия" – "Что дальше?" – "Вплоть до того, что я выведу тебя в Беларусь и гарантирую тебе полную безопасность. И твоим ребятам, которые вот сюда продвинулись этой колонной" –"Да, я вам верю. Я верю". –"Хорошо, в этом направлении будем действовать", – добавил президент Беларуси.
Перевернуть страницу
Глава государства призвал извлечь из этой ситуации уроки, потому что мятеж мог привести к войне на два фронта и смуте по всей стране.
"Это не Пригожин. Пригожин – спусковой крючок. Началась бы эта смута по всей России. И это был бы открыт второй фронт. И тут действительно, как во времена гражданской войны", – сказал Лукашенко.
Он обратился с просьбой к россиянам – "ура-агитаторам и патриотам" – с призывом "перевернуть эту страницу".
"Придет время, если будет необходимо, вернемся к этой истории. Но сейчас надо остыть. Не надо накалять обстановку и кого-то упрекать", – сказал президент.
Пригожин в Беларуси
Глава государства также сообщил, что Пригожин в данный момент находится в Беларуси. По словам Лукашенко, глава ЧВК сегодня прибыл в республику самолетом. Ему были предоставлены гарантии безопасности, которые были обещаны со стороны президента России Владимира Путина.
Белорусский лидер сообщил, что предложил Пригожину помощь в том, чтобы "перекантоваться и прочее" в Беларуси, разумеется, за счет ЧВК.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Золотов не исключает, что в подготовке мятежа замешаны спецслужбы Запада
Путин рассказал, кто должен быть в руководстве Минобороны
Нет в этом деле героев: Лукашенко о переговорах с Пригожиным