Игры гения: в Минске открылась выставка работ Александра Кищенко
Игры гения: в Минске открылась выставка работ Александра Кищенко
Sputnik Беларусь
Раскроют ли код таланта Кищенко и найдут ли в Беларуси место для самого большого в мире гобелена, узнавал Sputnik накануне 90-летия со дня рождения художника. 12.05.2023, Sputnik Беларусь
Директор Национального художественного музея Беларуси Владимир Прокопцов уверен, что в Беларуси когда-нибудь появится место, где вывесят "Гобелен века" – легендарную работу белорусского художника Александра Кищенко, и оно станет сакральным местом паломничества.Директор музея, который лично знал художника, рассказал корреспонденту Sputnik Тамаре Беляевой о гении Кищенко, его картинах, трудоспособности и пророческом портрете Лукашенко, а также о выставке "Небо и земля Александра Кищенко", которая начала работу в Минске. Торжественная церемония открытия пройдет 13 мая, в день рождения художника.Мощь таланта"Александр Михайлович Кищенко – выдающийся художник, человек, который опережал время. Уникальность его таланта в том, что он впитал в себя культуры трех стран – родился в России, учился на Украине, а жил и работал в Беларуси", - рассказывает Владимир Прокопцов.По его словам, Кищенко являлся основоположником белорусского гобелена, но самые знаменитые его работы широкой публике просто так увидеть нельзя – один из гобеленов висит в здании ООН, другие находятся во многих административных зданиях Беларуси, в том числе, Совета министров. А самый большой гобелен в мире вообще лежит в свернутом виде в хранилище Национального художественного музея.Сакральный гобеленВ настоящее время "Гобелен века", который из-за своих размеров, веса и уникальности внесен в Книгу рекордов Гиннеса, хранится в Национальном художественном музее Беларуси, рассказывает директор музея."Это уникальное произведение декоративно-прикладного искусства, такого нет в мире. Жаль, что архитекторы некоторых зданий изначально не продумали, не учли то, что в Беларуси есть такой шедевр. Для него нужно очень высокое здание, ведь высота гобелена более 18 метров", - говорит Прокопцов.По его мнению, "Гобелен века" мог бы находиться и во Дворце Независимости, если бы архитекторы на начальном этапе спроектировали соответствующую стену."Он был бы там очень уместным. По мощи, по силе, по таланту сейчас такого гобелена уже никто не сделает. Это такое сакральное произведение. Если бы ему нашлось достойное место, гобелен бы мог стать местом паломничества. Как "Мона Лиза" в Лувре. Тем более, что там изображены все известные политики ХХ века", - сказал Прокопцов.Директор музея считает, что мощь рукотворного "Гобелена века" такова, что, если бы ему нашли достойное место для экспозиции, он "сакрально бы держал все здание".По словам Прокопцова, в настоящее время "Гобелен века" хранится в музее в свернутом виде."Раз в год мы его разворачиваем, дезинфицируем. Как-то выставляли в высоком здании одного из банков. Но выставлять, а потом снимать такого размера гобелен – чревато. Могут быть повреждения. Поэтому, я считаю, что "Гобелен века" должен занять достойное и постоянное место", - подчеркнул Прокопцов.Искрометный талант КищенкоРассказывая о Кищенко, с которым он был близко знаком, директор музея отмечает, что это был уникальный, универсальный художник, который талантливо работал как в станковой живописи, так и монументально-декоративном искусстве."Это был человек, который искрометно создавал все свои произведения – в том числе мозаичные работы на высотках в Зеленом Луге напротив Национальной библиотеки, на гостинице "Турист" и другие монументальные вещи. Они не устарели за прошедшие десятилетия, потому что он находил художественный код к своим произведениям, опережая время", - сказал Прокопцов.По его словам, Кищенко был талантлив не только как мастер, но и как педагог, который воспитал не одно поколение художников-монументалистов."Кищенко своим творчеством и силой оказал влияние и на многих известных художников, в том числе на Михаила Андреевича Савицкого. Они делали вместе роспись в Мисхоре, и гобелены. Значительная роль в создании этих произведений принадлежит Александру Кищенко", - считает Прокопцов.Пророческий портрет ЛукашенкоДиректор Национального художественного музея рассказал о том, как президенту Беларуси Александру Лукашенко вдова Кищенко художница Нина Кухаренко подарила его портрет, написанный незадолго до смерти художника.Это было в 1999 году, когда глава государства посещал музей. Кищенко уже не было в живых два года."Как художник, как искусствовед, я видел много портретов Лукашенко, которые писали современные белорусские художники. Но такого портрета никто не написал. Это портрет президента, где на линии горизонта рыцарь в доспехах и с мечом. Это очень пророческое произведение, в котором художник предвидел, что президент защищает свою страну и свой народ как рыцарь", - отметил Прокопцов.Как МулявинДиректор музея считает, что по силе таланта и тому культурному наследию, которое стране оставил Кищенко, он может быть сравним с музыкантом Владимиром Мулявиным."Я преклоняюсь перед памятью Кищенко за то наследство, ту "спадчыну", которую он оставил Беларуси. Это действительно художник с большой буквы. И патриот. Я считаю, что такая личность как он – сродни Мулявину", - сказал Прокопцов.По его словам, уникальность таланта Кищенко в том, что он изобрел свой живописный код – поэтому его произведения не устарели, хотя написаны 50 лет назад.Юбилейная выставкаКорреспондентов Sputnik по выставке произведений Кищенко провел научный сотрудник выставочного отдела Национального художественного музея Франц Корзун.По его словам, на этой вставке представлены, в первую очередь, его живописные работы – от самых ранних, где он экспериментировал с формой предметов, до поздних – сложных философских композиций.Франц Корзун особо отметил работы Кищенко, посвященные семье – его автопортрет, портрет жены Нины и сына Максима. Картины были написаны в 1995 году, буквально перед смертью художника.На выставке есть и портрет известной оперной певицы Елены Образцовой, с которой Кищенко был хорошо знаком. Также представлены портреты молодых людей, его студентов, которых он писал, как представителей нового поколения, рассказывает искусствовед.Отмечая мастерство Кищенко как тонкого портретиста, Франц Корзун сказал, что, к примеру, женские портреты кисти Кищенко интересны тем, что в них нет внешнего сходства, но при этом они узнаваемы.На выставке рядом висят два женских портрета, написанные совсем молодым Кищенко и уже в конце жизни."Мы видим портрет конца 50-х годов, в котором есть что-то от кубизма, а что-то от Эль Греко. А рядом более реалистичный и яркий портрет конца 80-х", - рассказывает он.По словам Корзуна, уникальность портретной живописи Кищенко – в его жизнеутверждающей мощи. Создается впечатление, что картины писал молодой современник.Титульным произведением, которое открывает юбилейную выставку Кищенко в Национальном художественном музее Беларуси, является гобелен с двойным названием "Море" или "Волна". Это уже поздний Кищенко середины 1990-х годов.Торжественная церемония открытия выставки пройдет 13 мая, в день рождения мастера. Планируется, что на открытие выставки придет вдова и муза Кищенко, художница Нина Кухаренко.Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!Также на Sputnik:
новости беларуси, александр кищенко, владимир прокопцов, александр лукашенко, культура , национальный художественный музей беларуси, выставка, художник, эксклюзив
новости беларуси, александр кищенко, владимир прокопцов, александр лукашенко, культура , национальный художественный музей беларуси, выставка, художник, эксклюзив
Игры гения: в Минске открылась выставка работ Александра Кищенко
Раскроют ли код таланта Кищенко и найдут ли в Беларуси место для самого большого в мире гобелена, узнавал Sputnik накануне 90-летия со дня рождения художника.
Директор Национального художественного музея Беларуси Владимир Прокопцов уверен, что в Беларуси когда-нибудь появится место, где вывесят "Гобелен века" – легендарную работу белорусского художника Александра Кищенко, и оно станет сакральным местом паломничества.
Директор музея, который лично знал художника, рассказал корреспонденту Sputnik Тамаре Беляевой о гении Кищенко, его картинах, трудоспособности и пророческом портрете Лукашенко, а также о выставке "Небо и земля Александра Кищенко", которая начала работу в Минске. Торжественная церемония открытия пройдет 13 мая, в день рождения художника.
Мощь таланта
"Александр Михайлович Кищенко – выдающийся художник, человек, который опережал время. Уникальность его таланта в том, что он впитал в себя культуры трех стран – родился в России, учился на Украине, а жил и работал в Беларуси", - рассказывает Владимир Прокопцов.
По его словам, Кищенко являлся основоположником белорусского гобелена, но самые знаменитые его работы широкой публике просто так увидеть нельзя – один из гобеленов висит в здании ООН, другие находятся во многих административных зданиях Беларуси, в том числе, Совета министров. А самый большой гобелен в мире вообще лежит в свернутом виде в хранилище Национального художественного музея.
Сакральный гобелен
В настоящее время "Гобелен века", который из-за своих размеров, веса и уникальности внесен в Книгу рекордов Гиннеса, хранится в Национальном художественном музее Беларуси, рассказывает директор музея.
"Это уникальное произведение декоративно-прикладного искусства, такого нет в мире. Жаль, что архитекторы некоторых зданий изначально не продумали, не учли то, что в Беларуси есть такой шедевр. Для него нужно очень высокое здание, ведь высота гобелена более 18 метров", - говорит Прокопцов.
По его мнению, "Гобелен века" мог бы находиться и во Дворце Независимости, если бы архитекторы на начальном этапе спроектировали соответствующую стену.
"Он был бы там очень уместным. По мощи, по силе, по таланту сейчас такого гобелена уже никто не сделает. Это такое сакральное произведение. Если бы ему нашлось достойное место, гобелен бы мог стать местом паломничества. Как "Мона Лиза" в Лувре. Тем более, что там изображены все известные политики ХХ века", - сказал Прокопцов.
Директор музея считает, что мощь рукотворного "Гобелена века" такова, что, если бы ему нашли достойное место для экспозиции, он "сакрально бы держал все здание".
Высота "Гобелена века" – 19 м, ширина – 14 м. Вес произведения – 286 кг. Длина нити – 806 км. Соткан вручную из натуральной овечьей шерсти на комбинате декоративно-прикладного искусства в Борисове. Гобелен создавали 5 лет. Над ним трудились 11 ткачих. На полотне около 100 фигур – практически все великие люди планеты Земля за весь ХХ век. На самом верху гобелена художник изобразил себя и президента Беларуси Александра Лукашенко.
По словам Прокопцова, в настоящее время "Гобелен века" хранится в музее в свернутом виде.
"Раз в год мы его разворачиваем, дезинфицируем. Как-то выставляли в высоком здании одного из банков. Но выставлять, а потом снимать такого размера гобелен – чревато. Могут быть повреждения. Поэтому, я считаю, что "Гобелен века" должен занять достойное и постоянное место", - подчеркнул Прокопцов.
Искрометный талант Кищенко
Рассказывая о Кищенко, с которым он был близко знаком, директор музея отмечает, что это был уникальный, универсальный художник, который талантливо работал как в станковой живописи, так и монументально-декоративном искусстве.
"Это был человек, который искрометно создавал все свои произведения – в том числе мозаичные работы на высотках в Зеленом Луге напротив Национальной библиотеки, на гостинице "Турист" и другие монументальные вещи. Они не устарели за прошедшие десятилетия, потому что он находил художественный код к своим произведениям, опережая время", - сказал Прокопцов.
По его словам, Кищенко был талантлив не только как мастер, но и как педагог, который воспитал не одно поколение художников-монументалистов.
"Кищенко своим творчеством и силой оказал влияние и на многих известных художников, в том числе на Михаила Андреевича Савицкого. Они делали вместе роспись в Мисхоре, и гобелены. Значительная роль в создании этих произведений принадлежит Александру Кищенко", - считает Прокопцов.
Директор Национального художественного музея рассказал о том, как президенту Беларуси Александру Лукашенко вдова Кищенко художница Нина Кухаренко подарила его портрет, написанный незадолго до смерти художника.
Это было в 1999 году, когда глава государства посещал музей. Кищенко уже не было в живых два года.
"Как художник, как искусствовед, я видел много портретов Лукашенко, которые писали современные белорусские художники. Но такого портрета никто не написал. Это портрет президента, где на линии горизонта рыцарь в доспехах и с мечом. Это очень пророческое произведение, в котором художник предвидел, что президент защищает свою страну и свой народ как рыцарь", - отметил Прокопцов.
Как Мулявин
Директор музея считает, что по силе таланта и тому культурному наследию, которое стране оставил Кищенко, он может быть сравним с музыкантом Владимиром Мулявиным.
"Я преклоняюсь перед памятью Кищенко за то наследство, ту "спадчыну", которую он оставил Беларуси. Это действительно художник с большой буквы. И патриот. Я считаю, что такая личность как он – сродни Мулявину", - сказал Прокопцов.
По его словам, уникальность таланта Кищенко в том, что он изобрел свой живописный код – поэтому его произведения не устарели, хотя написаны 50 лет назад.
Юбилейная выставка
Корреспондентов Sputnik по выставке произведений Кищенко провел научный сотрудник выставочного отдела Национального художественного музея Франц Корзун.
По его словам, на этой вставке представлены, в первую очередь, его живописные работы – от самых ранних, где он экспериментировал с формой предметов, до поздних – сложных философских композиций.
Франц Корзун особо отметил работы Кищенко, посвященные семье – его автопортрет, портрет жены Нины и сына Максима. Картины были написаны в 1995 году, буквально перед смертью художника.
На выставке есть и портрет известной оперной певицы Елены Образцовой, с которой Кищенко был хорошо знаком. Также представлены портреты молодых людей, его студентов, которых он писал, как представителей нового поколения, рассказывает искусствовед.
Отмечая мастерство Кищенко как тонкого портретиста, Франц Корзун сказал, что, к примеру, женские портреты кисти Кищенко интересны тем, что в них нет внешнего сходства, но при этом они узнаваемы.
На выставке рядом висят два женских портрета, написанные совсем молодым Кищенко и уже в конце жизни.
"Мы видим портрет конца 50-х годов, в котором есть что-то от кубизма, а что-то от Эль Греко. А рядом более реалистичный и яркий портрет конца 80-х", - рассказывает он.
По словам Корзуна, уникальность портретной живописи Кищенко – в его жизнеутверждающей мощи. Создается впечатление, что картины писал молодой современник.
Титульным произведением, которое открывает юбилейную выставку Кищенко в Национальном художественном музее Беларуси, является гобелен с двойным названием "Море" или "Волна". Это уже поздний Кищенко середины 1990-х годов.
Торжественная церемония открытия выставки пройдет 13 мая, в день рождения мастера. Планируется, что на открытие выставки придет вдова и муза Кищенко, художница Нина Кухаренко.
Народный художник Беларуси Александр Кищенко (1933–1997) родился в селе Белый Колодезь Воронежской области. Учился в Львовском институте прикладного и декоративного искусства, в начале 60-х приехал работать в Минск.
Автор ряда монументальных работ в техниках мозаики, росписи, ткачества.
При жизни его называли гением, сравнивали с великим Сикейросом.
По словам вдовы, Кищенко запретил ей продавать свои работы в частные коллекции, завещал, чтобы они оставались в музеях.
Награжден медалью Франциска Скорины. Дважды лауреат Государственной премии Беларуси.