Следы немецкой оккупации: бункеры и ДОТы в Минске
08:01 03.05.2023 (обновлено: 17:47 06.05.2024)
© Sputnik / Виктор ТолочкоБункеры и ДОТы в Минске
© Sputnik / Виктор Толочко
Подписаться
Эксклюзив
Столица Беларуси после войны и сейчас – два разных города. Но и теперь остались постройки времен оккупации. О них знают любители местной истории, а большинство минчан даже не догадываются, что два военных объекта гитлеровцев есть и в центре Минска.
Один из немецких объектов времен Второй мировой войны, сохранившийся в столице, – бывший бункер связи. Место, где его построили, раньше было окраиной города. Бункер вдается в склон на берегу Свислочи и заметен не сразу. Рядом находятся гостиница "Беларусь" и офис крупного банка. После оккупации объект перешел к советским военным.
Sputnik нашел ветерана войск связи, который служил в этом бункере – полковника в отставке Ивана Зайцева.
Военное детство
Иван Ильич родился в деревне Лучки Орловской области в 1936 году. Когда началась война, ему было всего пять лет. Отец ушел на фронт. А семья не успела убежать от оккупантов. Немцы забрали всех: сестру, двух братьев, маму, бабушку и самого Ивана.
Их увезли в концлагерь в литовском Алитусе. Мама периодически ходила там на принудительные работы, а бабушка - оставалась с детьми.
"Когда мы туда ехали на товарном поезде, люди умирали. Там я впервые увидел трупы. Хоронили, где пришлось… А моя сестра умерла в Алитусе от голода. Мы с братьями там похудели. Стали как дистрофики", - вспоминает Иван Ильич.
В 1944 году Красная Армия наступала, и людей из лагеря стали отдавать в качестве работников литовским "помещикам". Семью Ивана никто не хотел брать: две женщины и маленькие голодные дети. Бабушка плакала и думала, что пришел конец. Но охранники силой заставили какого-то литовца забрать семью к себе. Жена хозяина оказалась доброй и подкармливала детей небольшими кусочками хлеба и сала.
"Я тогда не понимал, почему она так мало давала. Оказывается, нам нельзя было сразу много еды давать из-за истощения", - рассказал Иван Ильич.
© Photo : из личного архива Ивана ЗайцеваИван Зайцев во время учебы в Горьковском военном училище техников связи
Иван Зайцев во время учебы в Горьковском военном училище техников связи
© Photo : из личного архива Ивана Зайцева
Когда пришли свои, можно было уехать домой, что семья и сделала. Отца с фронта дождались. Он брал Кенигсберг и был награжден медалью "За боевые заслуги". К сожалению, получил серьезное ранение, после войны прожил совсем недолго. Он так и не узнал, что сын будет служить офицером, и его удостоят двух орденов Красной Звезды, ордена "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени и многих других наград и почетных званий.
Но это было все потом, а сначала жизнь требовала от Ивана доучиться в школе. Это были непростые послевоенные годы. Школа находилась в семи километрах от дома, и часто путь совершать приходилось в неподходящей обуви - несколько лет мальчик проходил в лаптях.
Потом был перерыв в учебе. Семье не хватало денег, и нужно было работать. Иван пошел в помощники пастуха. Затем снова школа, ее окончание. А после выпускника Зайцева призвали в армию.
Бункер
Ивану Ильичу уже за 80, но он хорошо помнит, как в 1960-м пришел служить в бывший немецкий бункер. В общей сложности армии он отдал 53 года. На объект в Минске попал не сразу. Во время "срочки" в 1955 году прошел учебку в России. В 1956-м Ивана перевели в БССР связистом в авиационную часть в Щучине. Оттуда через год он уехал в Горьковское военное училище техников связи, стал офицером. После училища распределяли в разные уголки СССР.
"А я кроме Беларуси тогда ничего не знал, и попросился сюда. Думал, снова в Щучин отправят", - поделился Иван Ильич.
© Sputnik / Виктор ТолочкоЭтот немецкий бункер достаточно долго после войны оставался одной из важных точек связи в Минске
Этот немецкий бункер достаточно долго после войны оставался одной из важных точек связи в Минске
© Sputnik / Виктор Толочко
Сегодня вокруг бункера, куда направили когда-то служить Ивана, современные многоэтажки, совсем рядом банк и гостиница. Тогда же здесь просто стоял барак, где жили офицеры и сверхсрочники, было еще несколько зданий, о которых уже мало кто помнит, а вот церковь и хлебозавод остались.
"У немцев здесь был центральный узел связи на этом направлении их наступления. Отсюда была прямая связь с Винницей с одной из ставок Гитлера", - пояснил Иван Ильич.
Бункер был построен качественно. Советская авиация его бомбила, но повредить объект не удалось. Неотапливаемая постройка отличалась и еще одним уникальным свойством: и зимой, и летом в бункере всегда держалась температура плюс 18 градусов. Возможно, причиной этому была особая система вентиляции. Естественно, до наших дней она не сохранилась, как и другая "начинка", рассказывает полковник в отставке.
После освобождения Минска от бункера сразу потянулись подземные кабели. Одна из линий, к примеру, шла в Масюковщину, а другая - к штабу Белорусского военного округа. Задействовали и линии, сооруженные немцами, - такая, к примеру, шла через Свислочь в район улицы Карла Маркса. По словам Ивана Ильича, бункер был одной из важных точек связи белорусской столицы при Брежневе.
Использовалось достаточно долго и оборудование, брошенное немцами в бункере - дизель и особые телефонные аппараты, которые проектировались для подлодок вермахта. Была и аппаратура Siemens - ее потом забрали в другое место.
Конечно, оснащали и своей новой, и Иван Ильич был одним из первых, кто заменял старые аппараты Бодо на ЗАС (засекречивающую аппаратуру связи).
Ему рассказывали, что был какой-то ход из бункера к реке. Сейчас его не видно. Возможно, засыпан землей.
"Есть даже предположение, что ход шел под рекой на другую сторону", - добавил ветеран войск связи.
"Каравелла" Помпиду
Связисты из бункера работали не только на армию, иногда помогали и гражданским. Например, они обеспечивали аудиотрансляцию переговоров генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева и президента Франции Жоржа Помпиду.
Визит французского лидера состоялся в январе 1973 года, и с ним связано несколько историй. Как помнит Иван Ильич, гость из-за рубежа прибыл на одной из разновидностей французского самолета Caravelle ("Каравелла"). Примерно такой же борт привез и пул журналистов.
Оба лайнера приземлились в Мачулищах. "Взлетку" беспрерывно чистили от снега, и один из срочников от усталости заснул за рулем спецмашины. Он врезался прямо в "Каравеллу" Помпиду. Был большой скандал. По слухам, в разбирательстве участвовал сам Брежнев, а гостя пришлось увозить на борту для журналистов. Поврежденный лайнер еще долго был в БССР, его ремонтировали.
Второй случай касался непосредственно связистов, обеспечивающих трансляцию звука.
"Так получилось, что по всем каналам прошел голос нашего Коли Потапова: "Але, Пари. Але, Пари", - смеется Иван Ильич.
Из-за этого тоже "посыпались" разборки. Все писали объяснительные. Позже выяснилось, что это был эффект так называемого переходного затухания. В общем, из-за технической накладки советский журналист Потапов "задавил" своим голосом то, что шло в эфир французов. В итоге его услышали все зрители зарубежного ТВ.
Разных случаев за годы службы у Ивана Ильича было множество. В бункере он работал с десяток лет и потом еще долго контактировал с коллегами из подразделения.
© Photo : из личного архива Ивана ЗайцеваИван Зайцев ушел в отставку в звании полковника
Иван Зайцев ушел в отставку в звании полковника
© Photo : из личного архива Ивана Зайцева
Однако город наступал, да и для военных с течением времени бункер становился все менее подходящим объектом. В итоге из него связисты ушли. Иван Ильич точно не помнит, в каком году. В общей сложности, по его словам, узлом связи пользовались около 30 лет.
Под занавес не обошлось без попыток проникновения в бункер посторонних, потому что кто-то пустил слух, что в нем хранится золото, рассказывает собеседник. Потом там было нечто похожее на склад до распада СССР. Сейчас бункер - фактически заброшенный объект с заваренными входами.
К слову, Иван Зайцев после бункера служил не только в Беларуси. Пришлось в срочном порядке налаживать связь для ракетчиков в лесах Чехословакии из-за обострения отношений с Западом. И в Молдавской ССР он тоже выполнял военные задачи. Как раз в самое беспокойное время, когда распадался Союз, и в этой республике были волнения. Но это уже другая история.
Странный конус
В Минске есть и другие немецкие военные объекты, сохранившиеся со времен Великой Отечественной войны.
Одна из наиболее заметных долговременных немецких огневых точек расположена вблизи Министерства труда и соцзащиты и банка "БелВЭБ". Не все горожане знают, что это за конструкция. С виду это обычный бетонный конус с металлическим наконечником. Это довольно редкий вид немецких укреплений, сохранившихся на территории бывшего СССР.
Считалось, что конусообразные ДОТы и бомбоубежища лучше обычных защищены от попадания боеприпасов. Например, авиабомба должна, по задумке инженеров, скатываться по конусу без детонации. И надо отметить, что ДОТ действительно уцелел, хотя неизвестно, был ли он под обстрелами и бомбежками.
© Sputnik / Виктор ТолочкоБункеры и ДОТы в Минске
Бункеры и ДОТы в Минске
© Sputnik / Виктор Толочко
Сегодня конус покрыт слоем штукатурки – поэтому ни бойниц, ни входа не видно, их попросту замазали. А почему ДОТ вообще не снесли? На краеведческих форумах обычно поясняют, что после войны местной власти было не до того. Потом рядом построили большое здание, сносить немецкий ДОТ было опасно. Решить вопрос можно было только с помощью взрывчатки, а это риск повреждения новостройки.
Скорее всего, часть ДОТа собрали из готовой бетонной формы, или это был сваренный на заводе металлический каркас, который затем бетонировали. Наверху сооружения видны "ушки" для подъемного крана.
Находился ДОТ в важной для немцев точке. Из него можно было контролировать часть границы Минского гетто, а также одну из важных дорог. Поговаривают, что из этого ДОТа было сделано несколько подземных ходов, в том числе к Свислочи.
ДОТы на окраинах
Район улицы Чернышевского когда-то был не то что окраиной Минска, а его пригородом. Недалеко находилась воинская часть. Как и сейчас. С тех времен сохранился дом номер 12. В нем жили офицеры Красной Армии, а во время войны – немецкие военные.
© Sputnik / Виктор ТолочкоСегодня жильцы одной из квартир дома, к которому немцы пристроили огневую точку, используют ДОТ как погреб для закаток
Сегодня жильцы одной из квартир дома, к которому немцы пристроили огневую точку, используют ДОТ как погреб для закаток
© Sputnik / Виктор Толочко
Именно немцы и сделали ДОТ-пристройку к одному из торцов дома. Сейчас она частично "ушла" под землю. Бойницы находятся на уровне асфальта. Жильцы одной из квартир используют бывшую огневую точку как погреб для закаток.
© Sputnik / Виктор Толочко"Утонувшее" в земле сооружение, скоре всего, служило немецким захватчикам как пулеметная точка
"Утонувшее" в земле сооружение, скоре всего, служило немецким захватчикам как пулеметная точка
© Sputnik / Виктор Толочко
Совсем рядом, у ограды бывшего детсада, куда после войны ходили дети советских военных, виднеется еще один ДОТ - он тоже немного "утонул" в земле. Это относительно небольшая постройка. Скорее всего, там была пулеметная точка.
Есть в Минске и бывшая военная постройка с адресом: проспект Независимости, 83А. Находится она во дворе дома. Похоже, что это был бункер для связи или командный пункт гитлеровцев.
© Sputnik / Виктор ТолочкоЭта бывшая немецкая постройка имеет даже адрес - проспект Независимости, 83А
Эта бывшая немецкая постройка имеет даже адрес - проспект Независимости, 83А
© Sputnik / Виктор Толочко
В любом случае, до нашего времени постройка не дожила в первозданном виде. Ее явно переделывали. Примерно 10 лет назад здесь размещался магазин антиквариата, сейчас здание не используется.
© Sputnik / Виктор ТолочкоБункеры и ДОТы в Минске
Бункеры и ДОТы в Минске
© Sputnik / Виктор Толочко
Еще один немецкий ДОТ в Минске можно увидеть в районе станции метро "Молодежная" – он расположен во дворе дома 7 на улице Николая Дрозда.
Старые входы заложены кирпичом, а бойница смотрит в сторону железной дороги. Сейчас обзор из огневой точки в этом направлении загораживают здания. Да и точка уже не огневая. Это теперь теплопункт. А другие укрепления немцев в Минске не сохранились.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Как умер главный соратник Гитлера: воспоминания белоруса, охранявшего Гесса
Работа или смерть: как Минск выживал в оккупацию
Жертвы Тростенца: погребенные дважды