Требуют запретить работу русских: как поляки наступили на грабли санкций ЕС

© Sputnik / Инна ГришукПункт пропуска "Бобровники" на белорусско-польской границе
Пункт пропуска Бобровники на белорусско-польской границе - Sputnik Беларусь, 1920, 22.03.2023
Подписаться
Сначала польские перевозчики добились внеплановых проверок для транспортных компаний с русским и белорусским капиталом, а теперь и вовсе требуют их запретить.
МИНСК, 22 мар – Sputnik, Инна Гришук. Польские международные перевозчики хотят добиться запрета на работу транспортных фирм с российским и белорусским капиталом в Польше. Рассчитывают, что метод запретов поможет им вернуть прибыльное восточное направление и российский рынок в международных перевозках. Польские фирмы начали его терять из-за вступления в силу европейских санкций и закрытия пунктов пропуска на границе, которые сами же инициировали.

Бастуют против русских

О серьезности своих требований к польскому правительству группа независимых перевозчиков решила заявить с помощью предупредительной забастовки, которая прошла в среду, 22 марта, в Варшаве.
Забастовку организовала группа независимых польских перевозчиков. Более двухсот фур до полудня среды двигались по Варшавской кольцевой дороге. В страйке участвовали польские перевозчики из регионов, расположенных рядом с белорусско-польской и белорусско-украинской границами. На плакатах, которые были закреплены на участвующих в страйке фурах, и транспарантах можно было видеть надписи: "Нет для фирм из Беларуси и России", "Дорожный транспорт – для наших фирм", "Требуем вернуть разрешения для UA".
Польские перевозчики выдвинули несколько требований к правительству. Два из них – антирусские – запретить белорусским и российским полуприцепам въезжать в Польшу, запретить деятельность транспортных компаний с российским и белорусским капиталом в Польше. Еще одно против украинских перевозчиков, которые получили право ездить по территории ЕС без разрешительных документов и сильно снизили тарифы на грузоперевозки.
"Когда государство без какого-либо объявления, без учета каких-либо аспектов, связанных с экономикой, решает предпринять шаги, которые фактически блокируют возможности транспорта. Неудивительно, что перевозчики, непосредственно затронутые последствиями таких решений, решили протестовать", – говорит президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Польши Ян Бучек в сообщении на сайте ассоциации.
В феврале ассоциация польских перевозчиков добилась от местной власти начать комплексные проверки транспортных компаний с белорусским и российским капиталом, зарегистрированных в Польше.

ЕС ввел санкции, а виноваты россияне и белорусы?

Главная претензия польских перевозчиков к русским и белорусам – это конкуренция за прибыльное восточное направление в международных грузоперевозках. Проблема появилась в прошлом году, когда начал действовать запрет на перемещение по территории ЕС фур из Беларуси и России. Белорусская и российская стороны приняли зеркальные меры. С весны прошлого года фуры, зарегистрированные в ЕС, могут перемещаться по территории республики от пунктов пропуска до расположенных в приграничье мест перецепки и перегрузки. Вглубь России и Беларуси грузы могут везти местные перевозчики.
В итоге логистические цепочки стали меняться. Польские компании, которые до санкций напрямую возили грузы российским заказчикам, вынуждены были искать посредников на территории России и Беларуси. Или придумывать другие схемы, чтобы восстановить досанкционные объемы перевозок, но, видимо, не совсем удачно.
Российские и белорусские транспортные компании нашли решение такой проблемы. Они начали создавать филиалы своих компаний в Польше или арендовать европейские тягачи. Фирмы зарегистрированы официально в соответствие с польским законодательством. В итоге сформировалась новая логистическая схема доставки грузов из ЕС в Россию и Беларусь. Так, "голова" фуры на европейских номерах везет прицеп с грузом через польскую границу, а тягач той же фирмы, но на белорусских номерах, везет дальше на восток.
Польские перевозчики не смогли вовремя отреагировать на действия европейских санкций, новые логистические цепочки у них создать не получилось. В итоге польские транспортные компании начали терять заказы на перевозки в восточном направлении, а оно всегда считалось прибыльным и занимало большой объем в корзине заказов польских перевозчиков.
В результате появилось требование ввести запрет на работу транспортных компаний с русским и белорусским капиталом в Польше.

Закрытые границы – проблема для поляков

Ситуацию в отрасли международных грузоперевозок Польши ухудшили и те радикальные решения, которые после начала СВО на Украине принимало польское правительство и ЕС. Санкции и запреты, по задумке, должны были стать ударом под дых восточным соседям, а стали причиной ухудшения финансового состояния польских транспортных фирм.
Серьезной проблемой стало внезапное закрытие польскими властями крупного перехода "Бобровники" на белорусско-польской границе. Сейчас большегрузы из Польши могут пересекать границу в восточном направлении только через один пункт пропуска в Корощине.
По информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Польши, после этого шага польские транспортные компании теряют не только российский рынок, но и рынки Казахстана, Узбекистана, Монголии. Эти страны до недавнего времени были польской специализацией. Польские международные автоперевозчики совершали через Россию поездки в Иран и многие другие страны Кавказа. Сегодня, как уверяют в ассоциации, большая часть этих заказов перешла белорусским и российским операторам.

Что говорят цифры?

Утверждения польской стороны, что белорусские и российские транспортные фирмы стали главным врагом транспортной отрасли Польши, сильно преувеличены. По статистическим данным, более серьезно теснят польских перевозчиков украинцы.
В 2022 году в Польше было зарегистрировано 11,5 тысяч фирм с иностранным капиталом, приводит цифры польский логистический портал. Почти половина из них – около 5 тысяч – фирмы с украинским капиталом. Фирм с белорусским капиталом – около 1,8 тысяч. У большинства из них основным видом деятельности являются международные перевозки.
Кроме того, в Европе действуют льготные условия для работы украинских перевозчиков. Фурам из Украины разрешено ездить по территории ЕС без специальных разрешений, связанных с минимальными техническими требованиями к транспорту. В итоге украинские грузовики заполнили польский рынок, это привело к снижению тарифов на перевозки. При этом расходы на перемещение грузов через границу у польских фирм увеличиваются, а доходы падают.
По информации специализированного логистического портала Польши, в январе нынешнего года ставки на автомобильные грузовые перевозки снизились на 2,4 пункта по сравнению с четвертым кварталом 2022 года. В нынешнем году они могут упасть на 3-5 процентов.

Запрет по национальному признаку – очень по-европейски

Решение проблемы польских транспортных компаний, казалось бы, лежит на поверхности – для начала хотя бы открыть пункты пропуска на белорусско-польской границе, чтобы избавить своих же перевозчиков от многочасовых ожиданий в очередях, которые увеличивают расходы на перевозки.
Правда, в требованиях бастующих польских перевозчиков об этом не упоминается. Возможно, потому что антирусские требования в Европе и Польше теперь в тренде. А критика странных решений польского правительства – нет.
Требования польских перевозчиков запретить деятельность фирм с белорусским и российским капиталом на территории страны – это проявлением сегрегации по национальному признаку. И это происходит в Польше, которая называет себя европейской демократической страной, но принципы равенства и свободы выполняет лишь на словах.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
В ГПК рассказали, как растут очереди на границе Беларуси с ЕС
Статистика Польши по пропускам фур не соответствует действительности – ГПК
Лукашенко: Запад и Восток недовольны мерами Польши в отношении пропуска фур
Лента новостей
0