Есть жизнь, а есть гримасы: что происходит с театральными фестивалями

© Галина Гаврилович / МогилевоблисполкомМеждународный молодежный театральный форум "М.art.контакт" в Могилеве
Международный молодежный театральный форум М.art.контакт в Могилеве - Sputnik Беларусь, 1920, 21.03.2023
Подписаться
Последняя неделя марта в Беларуси вот уже шестнадцать лет сопровождается одним из ярких театральных фестивалей "Март-контакт" в Могилеве.
Только один раз из-за пандемии "Март-контакт" пришлось отменить. В этом году все обещает вернуться на круги своя.
Накануне профессионального праздника — Международного дня театра, театральный критик Татьяна Орлова рассуждает о таком явлении как театральный фестиваль.

Фестивалей — масса. Есть жизнь, а есть гримасы

Многие из праздников искусства, которые сегодня называют фестивалями, таковыми не являются. У серьезного и почти недельного феста, рассчитанного на внимание целого города, должен быть свод всевозможных мероприятий, направленных на развлечение, обучение и завязывание творческих контактов. Иными словами — концепция. И это, прежде всего, образовательная работа для поднятия престижа такого искусства как театр. Само слово "фестиваль" означает достижения, а концепция — это система взглядов. Потому праздник включает спектакли, семинары, лекции специалистов, мастер-классы, экскурсии по городу и театральным местам.
Подготовительная работа иногда занимает целый год, приглашаются эксперты и члены жюри. Они не должны быть "свадебными генералами", приехавшими отдохнуть и покрасоваться. Если имеют всем известную репутацию и имя, должны хорошо разбираться в сути конкретной программы праздника. Часто показывают экспериментальные спектакли, которые являются борьбой театра со зрителем. Ему сложно сходу понять манеру и смысл театральной игры, где много абсурдности, клоунады, нет привычного диалога. И тогда оценки зрителей и судей могут резко расходиться.
В сценарии фестивалей закладывается огромная информационная работа. Это реклама, сообщения на сайте театра, выпуск красочных буклетов с историей создания спектаклей, фотографиями, биографической справкой о создателях, отзывами в СМИ. Надо знать, куда плывет корабль, потому что каждый город, объявляя фестиваль, желает позиционировать себя, привлекать туристов. Понятие "элитной тусовки", как думают некоторые, обязательно перерастает в серьезную цель — двинуть театральное дело вперед путем творческого общения.

Фестивальная индустрия, или История международная

Нет смысла вспоминать античные олимпийские игры на театральном поле. Прообраз нынешних фестивалей возник 200 лет назад в Германии. Фантазия создателей городских праздников искусства подпитывалась карнавалами на площадях, единением зрителей и обязательной музыкой. Значительно позже стали спорить о статусе, содержании и последствиях такого праздника.
В двадцатые годы прошлого века к немецким форумам присоединился Париж. Французов поддержали англичане со своим шекспировским фестивалем, и уже после Второй мировой войны примером, достойным подражания стал знаменитый Авиньонский театральный фестиваль. Он и сформировал содержание и значение таких праздников театра, в основе которых должны были быть представлены те спектакли, которые приобщали к истинным духовным ценностям. Поэтическая концепция театрального искусства, несмотря на все кризисы и политические события, должна была сохранять свою жизнеспособность. Это должна быть одна из форм современной общественной жизни. Позже стали появляться фестивали экспериментального искусства.
Как сказал когда-то известнейший кукольник Сергей Образцов:
"Каждый фестиваль — кратковременные курсы по повышению квалификации. Они должны заканчиваться горячим диспутом без скидок на установки и авторитеты".
Более полувека в истории известен международный фестиваль Театра Нации, который успешно шествует по Европе и формирует повестку дня.
Стали появляться фестивали моноспектаклей. Немногочисленные, уютные праздники для одиночек. В Перми их назвали "Вначале было слово", и это справедливо, так как это тщательная работа с текстами, своеобразная лаборатория, а вовсе не состязание и не чтецкая программа.
Очень важно придумать имя фестивалю, которое станет фигурировать в театральном пространстве. Например: "Балтийский дом", "Золотая маска", "Радуга", "Арлекин", "Сибирский транзит", "Белая вежа", "Март-контакт".
От инициатора, организатора и хорошего "родителя" театрального праздника зависит очень многое. Это отбор спектаклей, присуждение премий, радушный прием гостей для налаживания дальнейших театральных связей, возможность заработать деньги.

Наши достижения

Что мы имеем на нашем театральном пространстве? Палитра белорусских театральных праздников довольно широкая. Мы многое попробовали. Что-то не прижилось. Для другого не хватило финансовых средств или активной и грамотной продюсерской команды.
Организаторы должны помнить, что все театры всегда хотят попасть на фестиваль. Не только для внутреннего общения. Важны успехи у критиков, получение наград и премий, чтобы повысить свой имидж, возможность засветиться на театральном небосклоне.
Практика показала, что от руководителя зависит абсолютно все.
В Беларуси продюсером, менеджером и вдохновителем театральных событий являются директора театров. Работать на этой должности очень сложно, так как надо сочетать множество умений: организаторских, экономических с доскональным пониманием особенностей театрального творчества.
По этим причинам не удержался фестиваль "Панорама" Купаловского театра, молодежный конкурс в Гродно, монофестиваль "Я", батлейка "Нябёсы", фест "Поют драматические артисты". Нерегулярно происходит "Платформа" Вячеслава Иноземцева. С трудом тлеют "Славянские театральные встречи" в Гомеле. Совсем слабенький фестиваль национальной драмы в Бобруйске.
Когда-то в девяностых годах гремел на всю Беларусь истинно белорусский фестиваль "Маладзечненская сакавіца". Праздник маленького города и его театра в Молодечно осуществлял, опекал и наполнял неожиданными событиями тогдашний руководитель городской администрации. Туда приглашали со всей Беларуси актеров-земляков и всех ведущих мастеров отечественного театра.
Тихо, без особой рекламы раз в два года проводится фестиваль театров кукол в Минске.

К счастью, Беларуси есть чем похвастаться. Благодаря двум опытным арт-директорам успешно работают два фестиваля: "Белая вежа" в Бресте и "Март-контакт" в Могилеве. Брестский праздник задумал, вырастил Александр Козак. Могилевский — создавал Андрей Новиков.

Фестиваль "Белая вежа" является Международным театральным. Проводится ежегодно с 1996 года в городе Бресте. Его участниками стали свыше 40 коллективов из 20 стран мира, от соседей по границе с Беларусью до стран Азии и Китая. Четкой концепции фестиваль не имеет. По содержанию он объединяет во вторую неделю сентября традиционную экспериментальную драму, спектакли театров кукол, уличные представления, хореографические и музыкальные проекты. На пяти брестских сценах показывают около сорока спектаклей. Победителей выбирают в девяти номинациях
Мне посчастливилось поработать в качестве эксперта и члена жюри почти на всех фестивалях "Март-контакта". Вовремя заведенный будильник исправно тикал, завораживая потрясением, что не видны были стрелки часов. Иногда наоборот, заставлял следить за временем в случае неудачного спектакля. Чаще забывалось время, место, где находишься, только успевай на встречи со студентами и молодыми актерами, на тренинг, обсуждение, чтение ежедневной газеты о фестивале, на конференцию "Современная театральная режиссура".

На фестивале 2011 года произошло настоящее волшебство театра. Председатель жюри, Народный артист Юрий Назаров прямо со сцены прошел по барьеру зрительных лож, чтобы вручить награду болгарской актрисе. Тогда она вскочила на это "гимнастическое бревно". У него — возраст. У нее — комплекция. Обнялись и стояли так на закрытии фестиваля, целуясь и обнимаясь. Зрительный зал от этого циркового трюка охнул и замер, потом разразился аплодисментами.

Практика фестиваля в Могилеве в том, что эксперты (они же члены жюри) — представители многих стран, которые имеют богатый "насмотренный" опыт. Например, живущая в Германии театровед и драматург Нина Мазур. Она владеет многими иностранными языками и за год работает не менее, чем в пяти-шести фестивалях и хорошо знает театральное дело. Она давно полюбила Беларусь и регулярно работала в жюри Бреста и Могилева.
Обычно открывают театральные фестивали министры культуры, руководители администрации города. Была свидетелем, как в Кишиневе в 2018 году открывал фестиваль театра с улицы роз президент Молдовы Игорь Додон.
Не хочется предвосхищать события, но много ждут от нынешнего XVI фестиваля "Март-контакт", хотя участвуют в нем только четыре страны: Беларусь, Россия, Казахстан и Болгария. Да и молодежная программа составлена из классики. Это "Каренина", "Фауст", "На дне", "Король Лир", "Фигаро". Обещают народные частушки, скоморошьи присказки, танцы с бубном и даже выступление Президентского оркестра.
Праздник театра все равно праздник.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Кому сегодня нужен театр?
Лента новостей
0