Скульптор Финский: джаз – это и есть моя малая пластика, это свобода и экспромт

© Sputnik / Юрий ИвановВыставка работ скульптора Александра Финского
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
Подписаться
Неделя завершилась в Национальном художественном музее событием пусть и не громким, но изысканным, соединив в себе два вида искусств: скульптуру и музыку.
Этаж музея, где экспонировалась выставка работ скульптора Александра Финского, посвященная его 70-летию, в этот день действительно наполнился музыкой.
Застывшая музыка скульптур, казалось, оживала под звуки произведений Баха, попурри на темы Моцарта или обработки народных и современных белорусских песен в исполнении Государственного камерного хора Республики Беларусь под управлением заслуженной артистки Натальи Михайловой.
© Sputnik / Юрий ИвановВыставка работ скульптора Александра Финского
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
Колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский задал после концерта несколько вопросов юбиляру.
– Александр Михайлович, откуда взялась идея закрыть выставку музыкальным концертом?
– С детства музыка и скульптура идут для меня параллельно. Моя жена, а она музыкант, иногда мне говорит, что неизвестно, может быть, в музыке я бы большего достиг. Музыка есть одна из моих сущностей. Я люблю симфоническую музыку, люблю джаз.
© Sputnik / Юрий ИвановВыставка работ скульптора Александра Финского
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
– Я вижу, что это и в экспонатах выставки отражается?
– Джаз – это и есть моя малая пластика, это свобода, это экспромт и вдохновение текущего часа, минуты, мига, который между прошлым и будущим. А симфоническая музыка, это нечто более фундаментальное.
© Sputnik / Юрий ИвановВыставка работ скульптора Александра Финского
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
– Вы больше 30 лет преподаете в Белорусской академии искусств. Это не мешает творчеству?
– Нет, наоборот помогает. Мы всю жизнь учимся, если, конечно, не талдычить постоянно устаревшие догмы, какая уж тут учеба? В искусстве главная задача – раскрытие личности, это и есть основной элемент учебы. В академии, мы, как правило, имеем дело с уже устоявшимися личностями. У них свой взгляд на мир. Это обогащает.
© Sputnik / Юрий ИвановВыставка работ скульптора Александра Финского
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
– Мне кажется, что только настоящий мастер может быть хорошим учителем.
– Да, в этом есть правда. Если преподаватель сам не личность, то он вряд ли что-то пробудит в ученике. Тут меч обоюдоострый.
Общение с молодежью подпитывает энергией или, наоборот, отнимает ее?
– У людей моего возраста взгляд на мир уже устоялся, и менять его кардинально – глупо. От молодежи, да, энергию получить можно, а изменить мировоззрение – нет, иначе ты сам не личность.
© Sputnik / Юрий ИвановВыставка работ скульптора Александра Финского
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
Так получилось, что начало вашего творческого пути связано с целой серией ярких монументальных произведений. Один только мемориал "Яма. Минское гетто" чего стоит или "Красный берег" комплекс детям – жертвам ВОВ. Теперь вы склоняетесь к меньшим формам. Есть объяснение?
– У меня никогда не было такого разделения. Всегда занимался малой пластикой. К тому же это все относительно: малая пластика или большая. Есть малая пластика, которая больше большой! Даже по воздействию на человека больше. Размер ничего не определяет. Есть вещи станковые, которые увеличивают до идиотских размеров, и они от этого разрушаются. А есть те, которые проявляются полностью, даже при многократном увеличении, потому что там заложено большое объемно-пространственное мышление.
© Sputnik / Юрий ИвановВыставка работ скульптора Александра Финского
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
– В каждом виде искусства есть свое пространство?
– Скульптура – вещь круглая и должна работать со всех сторон, где каждая точка воздействует на развитие идеи в пространстве. Между тем, далеко не все скульпторы могут создать действительно круглую скульптуру. Это самое сложное. Необходимо думать и представлять – формировать пространство. Если нет, скульптура начинает разрушаться в этом пространстве.
© Sputnik / Юрий ИвановВыставка работ скульптора Александра Финского
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
– Тандем архитектор-скульптор имеет место быть?
– Мы занимаемся одним и тем же делом, только архитектура имеет большую утилизацию. А поэтому имеет ограничения. Надо учитывать, что в жилом доме должны жить люди. То же и с дизайном.
– Я знаю, что вы скульптор, который работает с разным материалом, а он для вас служит своеобразным инструментом. Это так?
– Даже более того, он – соавтор! Если ты не понимаешь пластических возможностей материала , то он будет тебе палки в колеса вставлять, а если ты это понимаешь, чувствуешь… Это как в оркестре, представьте, что музыкант не слышит свой инструмент?
© Sputnik / Юрий ИвановВыставка работ скульптора Александра Финского
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
– А много тонн глины вы перемесили своими руками?
– Много! Ну, я не один работаю. Есть у нас понятие, авторский слой, вот тут да, нужен мастер, только он один может создать из заготовки произведение.
– Вы создали надгробный памятник и памятную доску знаменитому скульптору Аникейчику. Это дар ученика учителю?
– Анатолий Александрович Аникейчик – это моя судьба. Я заканчивал школу. На сдаче диплома он как раз присутствовал и очень высоко охарактеризовал мою работу. Думаю, что и в Академию я поступил по его протекции. Поэтому точно, судьба!
© Sputnik / Юрий Иванов
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь
1/5
© Sputnik / Юрий Иванов
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь
2/5
© Sputnik / Юрий Иванов
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь
3/5
© Sputnik / Юрий Иванов
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь
4/5
© Sputnik / Юрий Иванов
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь
5/5
1/5
2/5
3/5
4/5
5/5
– Почему дерево один из ваших любимых материалов?
– Потому что его нельзя тиражировать, то есть эти работы всегда эксклюзивны! Другое дело – бронза. Вылепил форму, и лей сколько хочешь. К слову, немцы любят делать скульптуры из дуба, можно сказать вечный материал.
© Sputnik / Юрий ИвановВыставка работ скульптора Александра Финского
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
Выставка работ скульптора Александра Финского
– И все-таки, почему малые формы, если энергетические затраты сопоставимы?
– Проявляется накопление невысказанности. Сейчас привлекают небольшие работы, там мне комфортней. Вот выставил графическую серию, опосредованно затрагивающую тему войны. Еще хочется создать скульптурную серию, посвященную белорусским поэтам разных эпох. Начало есть.
© Sputnik / Юрий ИвановСкульптор Александр Финский с семьей
Скульптор Александр Финский с семьей - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
Скульптор Александр Финский с семьей
Для справки. Александр Михайлович Финский родился 2 января 1953 года в д. Весёлый Гай Пуховичского района Минской области. В 1977 защитил диплом в Белорусском государственном театрально-художественном институте (ныне – Белорусская государственная академия искусств) по специальности "скульптура". Учился у выдающихся профессоров А. Бембеля, А. Аникейчика, А. Артимовича. Является членом Белорусского союза художников с 1984 года. С 1991 года преподает в Белорусской государственной академии искусств и в настоящее время является профессором кафедры скульптуры.
Александру Финскому присуждена первая премия Белорусского союза архитекторов в области монументального искусства (2001), специальная премия Президента Республики Беларусь за "Духовное возрождение" и вклад в развитие международных культурных связей (2002), Государственная премия Республики Беларусь (2011), а также вручен диплом республиканского конкурса "Человек Года культуры" (2017). Он награжден медалью Франциска Скорины (2014), золотой медалью и дипломом "Vermeil"ART-SCIENSE-LETTRES (2016, Париж). В 2022 году А. Финский удостоен почетного звания "Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь".
© Sputnik / Юрий ИвановВыставка работ скульптора Александра Финского
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
© Sputnik / Юрий ИвановВыставка работ скульптора Александра Финского
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
© Sputnik / Юрий ИвановВыставка работ скульптора Александра Финского
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
© Sputnik / Юрий ИвановВыставка работ скульптора Александра Финского
Выставка работ скульптора Александра Финского - Sputnik Беларусь, 1920, 06.03.2023
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в нашем канале в Дзен!
Лента новостей
0