Платная очередь длиннее бесплатной: о чем просят водители фур на границе

© Sputnik / Инна ГришукФуры на границе
Фуры на границе - Sputnik Беларусь, 1920, 13.12.2022
Подписаться
Эксклюзив
Огромные очереди из грузовиков в последний месяц наблюдаются на въезде в ЕС и увеличиваются, самое сложное направление – Литва.
ГРОДНО, 14 дек – Sputnik, Инна Гришук. У пункта пропуска "Привалка" на белорусско-литовской границе в последний месяц появилась не одна, а целых две очереди из фур. В одной стоят большегрузы, которые имеют платные пропуска на проезд без очереди, в другой – все остальные.
Но в платной очереди машин почти в три раза больше, чем в обычной. Почему сложилась такая ситуация, рассказали дальнобойщики.

Платная очередь длиннее

На подъезде к пункту пропуска "Привалка" в последний месяц можно видеть нетипичную картину. Первое, что бросается в глаза – это стоящие на левой обочине фуры, хотя обычно большегрузы выстраиваются по правой стороне дороги. А на третьем километре от границы они припаркованы уже по обеим сторонам.

"На левой обочине стоят фуры по пропускам. Это те, кто в начале года покупал пропуска в Госпогранкомитете в надежде, что будут быстрее ездить и больше зарабатывать. Цена пропуска – 1500 евро в год. Получилось, что стало слишком много машин с пропусками, и очередь из пропусков в несколько раз больше, чем простая", – объясняет дальнобойщик.

Максим в начале года тоже купил пропуск, дающий право на проезд без очереди, но уже более двух суток ждет въезда на границу. Его машина проехала только половину пути к погранпункту.
© SputnikДальнобойщик Максим
Дальнобойщик Максим - Sputnik Беларусь, 1920, 13.12.2022
Дальнобойщик Максим

Просят пускать больше платных машин

По словам дальнобойщиков, когда появились две очереди, пограничники стали пускать на границу фуры в отношении 3 или 4 платных к одной бесплатной. Но водители уверены, что это очень мало. В итоге им приходится проводить в очередях на въезд в ЕС практически столько же, сколько проводят машины, которые ничего не платили. И здесь они видят недоработку сотрудников пограничного ведомства.
"Мы заплатили деньги, и немалые, а никто не реагирует. Как-то сотрудница-пограничница мне сказала, мол, вы обращайтесь туда, где купили пропуска. А мы их в Погранкомитете покупали. Я тогда позвонил, пожаловался, и после звонка целую смену нас пропускали по схеме семь платных и один бесплатный. Движение в нашей колейке ускорилось. А потом – снова по-старой", – рассказал дальнобойщик Павел.
Примерно такое же недовольство высказывали и другие водители фур с пропусками. Кто-то из них работает на себя и, стоя в очереди, теряет время и деньги, кто-то теряет в зарплате, а фирма не выполняет ожидаемый объем перевозок. Дальнобойщики говорят, что вопрос с платной очередью нужно решать и пропускать больше машин с приоритетом.
С другой стороны, есть водители из бесплатной очереди, которых нынешняя схема пропуска вполне устраивает.
"Если пограничники начнут пропускать семь-восемь платников и одного бесплатника, тогда наша очередь будет двигаться в два раза дольше. Придется здесь стоять больше недели. Мы тоже хотим быстрее пересекать границу", – поделился мнением водитель одной из фур на правой бесплатной обочине.

Слишком много пропусков?

Водители большегрузов говорят, что фуры с годовыми пропусками на внеочередной въезд в пункт пропуска могут пересекать границу только в нескольких погранпереходах, где нет системы электронной очереди. На литовском направлении это "Привалка" и "Видзы", но большинство с пропуском приезжает именно в "Привалку".
В прошлые годы водители большегрузов, у которых не было пропусков, жаловались, что из-за фур с приоритетом они слишком долго стоят в очередях. В начале года, когда литовские пограничники практически остановили работу по политическим причинам, на "Привалке" впервые появилось две очереди, но коммерческая была намного короче. Такая картина на границе, когда платная очередь в разы длиннее бесплатной, наблюдается впервые.
"Просто продали слишком много пропусков. И проблема появилась в конце года, когда всегда через границу едет слишком много фур. Все стараются сделать заказы по старым ценам и по старым контрактам. Потому что неизвестно, как будет в новом году", – говорит дальнобойщик Андрей, добавляя, что еще в октябре и сентябре большегрузы с пропусками сразу ехали к пограничному шлагбауму.

Дежурят у перекрестка

Водители рассказали, что общая беда погранпереходов, на которых нет электронной регистрации, – это живая очередь, в которую очень легко вклиниться. Дальнобойщики, которые дежурили на перекрестке, объяснили, что им приходится дежурить здесь, чтобы следить за порядком. Чаще всего – по ночам, когда начинается активное движение машин на границу.
"Сюда можно было бы поставить машину ГАИ или пограничников, чтобы кто-ко следил за порядком в очереди", – предлагают водители.
А после обильных снегопадов у них появилась еще одна потребность – нужна техника, которая бы помогала вытаскивать фуры из снежной каши. Из-за того, что большегрузы на этом участке дороги стоят в два ряда, снегоуборочная техника просто не может здесь убирать. А фуры порой не могут даже тронуться с места, даже когда им на колеса надевают специальные цепи.

Количество фур на въезде в ЕС растет

Всего на границе въезда в ЕС ожидает более пяти тысяч фур, каждый день их количество растет. Как сообщают в Госпогранкомитете, одна из причин – медленная работа служб сопредельных стран.
Водители-дальнобойщики рассказывают, что таможенная служба Литвы, действительно, принимает мало машин и медленно их оформляет. Один из мужчин поделился мнением, что литовская таможня стала работать медленнее, потому что они более тщательно стали досматривать машины в поисках запрещенных к ввозу в ЕС грузов.
"Они умеют быстро работать, если захотят. Недавно попал на хорошую литовскую смену, так очередь и всю границу прошел за 15 часов. Тогда литовцы работали так быстро, что наши белорусы не успевали им машины подавать", – привел противоположный пример дальнобойщик Павел.
© SputnikДальнобойщик Павел
Дальнобойщик Павел - Sputnik Беларусь, 1920, 13.12.2022
Дальнобойщик Павел
По данным Госпогранкомитета, самая напряженная ситуация остается на литовском направлении. Здесь в очередях находится более 60% от общего количества фур в очередях на западных границах. Службы Польши, Литвы, Латвии ежедневно оформляют от 35 до 50% большегрузов от положенной нормы. Например, в пункте пропуска "Мядининкай" в минувшие сутки было оформлено всего 20% фур от нормы, а там в очереди на въезд в Литву находится более тысячи большегрузов.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Все чаще звучит иностранная речь – репортаж с белорусско-украинской границы
Польша оснастила электроникой первый участок забора на границе с Беларусью
Фуры стоят в два ряда: на границе транспортный коллапс – видео
Лента новостей
0