Финал гран-при в Турине: без России фигурного катания в Европе нет

© Sputnik / Александр Вильф / Перейти в фотобанкФигурное катание, архивное фото
Фигурное катание, архивное фото - Sputnik Беларусь, 1920, 11.12.2022
Подписаться на
НовостиTelegram
Результаты финала Гран-при в Турине под эгидой ISU сомнений ни у кого не вызывали. Ясно было, что это будет североамериканско-японское соперничество. Вопрос был в том, смогут ли европейские фигуристы в отсутствие россиян создать хотя бы видимость соперничества.
Сегодня ни для кого не секрет, что мировое фигурное катание вошло в этап искусственно созданного серьезного кризиса. Отстранение российской сборной от участия в турнирах, проводимых под эгидой ISU, на практике означает, что о турнирах мирового уровня под эгидой старейшей спортивной организации мира стоит забыть по минимуму на год.
Ответа на вопрос, к чему это приведет, если подобное состояние сохранится в ближайшие годы, сегодня не знает никто. О мировом уровне катания без России сегодня можно говорить только о мужском одиночном разряде. Танцы на льду в расчет не берем - это особый случай.

Парная интрига

Традиционно открывавшие турнир спортивные пары внесли в соревнования свою интригу. Появление в высшей лиге мирового парного катания 39-летней американки Дианы Стеллато-Дудек в паре с Максимом Дешамом вызвало настоящую сенсацию. Фигуристка подавала большие надежды в юниорском возрасте еще во второй половине 90-х годов прошлого века. В то время она выиграла чемпионат США среди юниоров и финал Гран-при в этом разряде, стала второй на чемпионате мира в своей возрастной группе.
Она была соперницей легенд мирового фигурного катания того времени - Ирины Слуцкой, Саши Коэн, Сары Хьюз, Судзуки Аракавы и других звезд того времени. Сегодня она вернулась в фигурное катание в другом качестве и в новом для себя виде, получив не только сдвоенную фамилию и смену гражданства, но и статус сильнейшей парницы Канады. И все это произошло после 16-летнего расставания с большим спортом.
Шесть лет назад первым партнером Стеллато-Дудек стал Нэтан Бартоломей. В этой Диане помогла наша Тамара Николаевна Москвина, которая в то время была в Америке проездом. Но с новым партнером катание не задалось. Два года назад она встала в пару с Максимом Дешамом. Вместе они стали ведущей канадской парой. Попадание Стеллато-Дудек и Дешама в финальную часть Гран-при уже стало сенсацией, с той лишь оговоркой, что до этого было первое и второе место на этапах серии Гран-при.
В короткой программе в Турине они стали главной сенсацией, заняв промежуточное третье место. Многие стали говорить о том, что победа "пенсионной пары" из Канады в финале Гран-при дело вполне реальное. Как к этому относиться? Я не знаю. Если сегодня фаворитами турнира мирового уровня на полном основании рассматривается пара, показывающая катание четвертьвековой давности, то что можно говорить об уровне турнира?
Ожидаемой сенсации не произошло. Главные бенефициары отстранения российских фигуристов, японцы Рику Миура и Рюити Кихара, стали первыми — 214.58 балла, впритирку обыгравшие главных своих соперников на сегодняшний день американцев Алексу Книрим и Брэндана Фрэйзера — 213.28 балла.
Разница между этими двумя парами лишь в том, что в уходящем году на чемпионате мира американцы были первыми, а в Турине поменялись местами с японцами. А по спортивным параметрам они одинаковы — все на "троечку", даже намека нет на четыре оборота, ни в подкрутках, ни в выбросах. Зачем. Чисто, аккуратно, на результат, место в спортивной статистике и получение законного причитающегося гонорара. Это уровень парного катания четвертьвековой давности времен олимпийских чемпионов Оксаны Казаковой и Артура Дмитриева.
Это не про фигурное катание, не про спортивную страсть и попытка добиться признания у зрителей и болельщиков — это просто работа, такая у этих ребят профессия.
А что с европейцами? Ребекка Гиларди и Филиппо Амброзини из Италии оказались третьими с результатом — 180.39 баллов. Это почти на тридцать баллов меньше, чем у победителей. В первый раз запомним Италию

"Русский американец"

Безоговорочным фаворитом в мужском одиночном катании до начала соревнований был "русский американец" Илья Малинин. Мужской финал Гран-при - это соревнование Малинина со сборной Японии, в составе которой участвуют четыре спортсмена из шести финалистов. Некоторые называю этот турнир открытым чемпионатом Японии в мужском одиночном катании.
Чем бы не закончился этот сезон для Малинина - это его сезон. В историю мирового фигурного катания он вошел как первый исполнитель акселя в четыре оборота. В короткой программе Малинин, как лидер сезона, выступал последним и откровенно ее завалил. Он выступал последним, так как квалифицировался в финал с лучшим результатом. На каскаде четверной тулуп-тройной тулуп Малинин вылетел в степ-аут.
Тоже самое произошло и при исполнении тройного акселя, после которого он еще коснулся рукой льда. После короткой программы Малинин оказался на непривычном для себя пятом месте. Отставание от Уно перед произвольной программой было внушительным - 15 баллов. Его вполне можно было отыграть. Но позволит ли это сделать Уно?
В Турине Илья Малинин представил произвольную программу с упрощенным техническим контентом - "всего лишь" пять четверных, включая уникальный аксель. Кавычки здесь вполне уместны. Такая сложность программы сегодня по силам только двум фигуристам. От лутца, причем и от тройного, Илья отказался по причине травмы. Это самый тяжелоемкий у фигуристов прыжок для ног. Но вместе с тем великолепно приземлил коронный аксель в четыре оборота. 191,84 балла за технику - на сегодня это его личный рекорд.
С такой сложностью говорить о хореографии можно с большой натяжкой - мощный разбег, прыжок и так далее. При такой сверхнагрузке не до изысканных манипуляций телом и руками. Это характерно не только для Малинина, но и для Александры Трусовой. Они неартистичные не потому, что им не хватает таланта, а потому, что совместить абсолютный спорт и изысканные манерные движения еще не удавалось никому. Такой сложности характерна максимальная внимательность, со стороны кажущаяся скованностью.
Больше всего у Малинина это не понравилось французскому арбитру — 6,25 балла за композицию. Презентацию он оценил выше — 7,25 балла. Дорожки шагов у Ильи выглядят вдохновенными и ошеломительными. В итоге Малинин стал бронзовым призером финала.
Японец Сома Ямамото уступает Малинину во всем. По базовой оценке он проигрывает "русскому американцу" более 13 баллов. Но финал в Турине был главным соревнованием в его жизни. Ямамото впервые практически без ошибок исполнил не только короткую, но и произвольную программы. По технике он безоговорочно уступил Илье в произвольной программе - всего 179,49 балла. Но запас прочности в короткой программе позволил ему остаться вторым.
А Сема Уно был уверен в себе как никогда. Задел в короткой программе позволил ему оставить в стороне все волнения. Как и Малинин, он приземлил пять четверных прыжков. Второй тулуп вышел с неудачным выездом, из-за этого Сема не смог выполнить третий каскад. По части японец был неотразим. 204,47 балла — первое золото в финале серии. У Семы Уно на сегодня есть все возможные титулы в фигурном катании, для полного золотого комплекта ему не хватает только олимпийского золота.
А как выступи европейцы? Итальянец Даниэль Грассль на домашней арене откровенно поплыл. В прыжках четыре недокрута и тои неясных ребра на лутцах. В итоге он стал шестым, то есть последним в финале в Турине. Во второй раз запомним Италию.

Битва за репутацию

В танцах на льду все было "по-танцевальному" интригующе. По закулисному накалу страстей этот вид дал фору всем остальным. Танцы есть танцы, первые соревнования в новом олимпийском цикле здесь всегда проходят крайне драматично. Фигуристы распределяются не просто по местам в итоговом протоколе, но и зарабатывают репутацию у судей на следующий олимпийский цикл. Вдобавок ко всему в Турине соревновался "второй эшелон" в танцах на льду, который в других обстоятельствах боролся бы не за место на пьедестале почета, а за место в первой мировой пятерке.
Всем было понятно, что канадцы Пайпер Гиллес и Поль Пуарье объективно сильнее всех остальных участников, но судьи вспомнили, что среди участников финала есть и "первые" стоящие в очереди за чемпионство в танцах - американцы Мэдисон Чок и Эван Бейтс. Еще до финала судьи их видели в лидерах сезона - как никак призеры последних чемпионатов мира. Судьи решительно не хотели видеть ошибки партнера в твизлах и пропущенные обороты. У партнерши со скольжением катанием всегда были сложности - партнер половину танца такает ее на себе. Но это не мешает судьям ставить этой пера максимальные оценки.
Пайпер Гиллес и Полю Пуарье все же удалось отбить штурм американцев и в ритм-танце и в произвольной программе. Судьи оказались бессильны. Превосходстве в мастерстве было видно невооруженным глазом. В итоговом протоколе они обыграли американцев почти на 4 балла - у канадцев 215,64 балла против 211,94 балла американцев. Итальянцы Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри в этом сезоне решили не упустить свой шанс - максимально подобрались к лидерам. Сами по себе их танцы по себе танец выглядят отголосками их спортивной юности. Но это эмоции - в итоговом протоколе они третьи. Запомним в третий раз Италию.

Соревнование "полуфабрикатов"

Заключительный вид финальной серии в Турине - соревнования в женском одиночном катании - был восхитительным. С точки зрения спортивной это были соревнования "полуфабрикатов". Неделю назад на чемпионате России по прыжкам мы видели сольные четверные прыжки, четверные в каскадах. А в Турине? Одна только Ринка Ватанабэ в произвольную программу заявила тройной аксель. Можно понять сверхмандраж спортсменок в этой ситуации. Еще бы! В народе в таком случае цитируют европейскую поговорку, которая на русском языке звучит так: "Кот из дома - мыши в пляс". Каори Сакамото так разволновалась перед произвольной программе перед свалившейся перед ней возможностью занять женский трон в одиночном катании, что в итоге "улетала" на пятое место.
Но приятные сюрпризы в воскресный вечер в этом виде все же были. В американской сборной появилась новая звездочка Изабо Левито. К ней сегодня благоволят арбитры. По классу и манере катания она напоминает российских одиночниц, что вполне объяснимо. С детства с ней работает россиянка Юлия Кузнецова. По музыкальному сопровождению она отдаёт предпочтение русской и советской классике.
По человечески модно порадоваться и за победительницу финала японку Маи Михара. С 16 лет Михара борется с тяжелой неизлечимой болезнью — ювенильный идиопатический артрит. В 2019-м году по этой причине ей пришлось пропустить сезон. Она вернулась в фигурное катание в олимпийском сезоне, но ее единственная неудача случилась на самом важном старте — чемпионате Японии. Об играх в Пекине пришлось забыть. Но была победа на чемпионате четырех континентов. нынешний сезон Маи начала с двух побед в серии Гран-при.
А что с единственной представительницей Европы? Бельгийка Луна Хендрикс в итоговом протоколе стала третьей.
Представители Европы в финале Гран-при в Турине в танцах на льду, парном и одиночном катании были третьими. В мужском - полный провал. Причем в трех видах это были представители сборной Италии. Что ждет всех нас на чемпионате Европы 2023 года, который пройдет в январе в финском Эспоо? появление новой европейской державы в фигурном катании Италии? Для кого-то это покажется вполне приемлемым вариантом. Но мне думается, что без России фигурного катания в Европе нет. И эта спортивная данность сегодняшнего дня.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Итоги ЧР по прыжкам: наконец-то фигурное катание пошло по пути гимнастики
Российская фигуристка завершила карьеру в 22 года
Из легенд советского спорта в швейцарские пенсионеры: Олегу Протопопову – 90
Лента новостей
0