Аристократка из Щучинского района: памяти актрисы Ольги Галины
© SputnikНародная артистка БССР Ольга Владимировна Галина
© Sputnik
Подписаться
Всем известно, что Галина — это женское имя. Театральный критик Татьяна Орлова рассказывает о знаменитой белорусской актрисе с такой фамилией.
По замужеству и паспорту она Александровская, в девичестве - Грудзинская. Выйдя замуж за Василия Помпеевича Александровского и подружившись на целую жизнь с его сестрой Ларисой Помпеевной Александровской, две белорусские театральные знаменитости прошлого века могли попасть в сложные обстоятельства. Она взяла театральный псевдоним и стала Ольгой Владимировной Галиной.
Актриса скончалась 4 декабря 1980 года. В некрологе, подписанном самыми влиятельными людьми страны, ее называют одной из основательниц театра имени Янки Купалы, мастером, способным создавать на сцене ценности самого высокого качества. Да, она из числа пионеров белорусской сцены. Пришла в искусство вместе с плеядой купаловцев первого призыва — Г. Григонисом, В. Владомирским, И. Жданович, Б. Платоновым, П. Молчановым, Г. Глебовым, В. Дедюшко, Л. Ржецкой, Л. Рахленко, С. Станютой.
Перечисляю сознательно, потому что сейчас их имена упоминаются редко, хотя, как и Галина, все они Народные артисты Беларуси и гордость национальной сцены.
Были коллегами, партнерами, учителями следующих поколений. В двадцатых годах прошлого века они отражали на сцене мысли и поступки людей сложного революционного времени, овеянного активностью и романтикой. Прожив долгие жизни, прошли через все события ХХ века, рассказывая о них со сцены.
Ольга Владимировна Галина — выдающаяся актриса и очень скромная женщина. Не осталось родственников и друзей, кто мог бы пару лет назад отпраздновать ее 120-летний юбилей. Да и нет уже зрителей, что помнят Ольгу Галину по театру.
С ее смертью кончилась в театре династия актрис-аристократок, тех, кто жили в начале века и помнили настоящих представителей так называемой "голубой крови". По-моему, за свою жизнь она не сыграла ни одной крестьянки, с трудом вписывалась в спектакли на производственную тему. Ей близок был материал Чехова и Толстого. Она играла Раневскую, Аркадину, Каренину. Белорусским языком владела превосходно: родилась в поселке Желудок Щучинского района 23 марта 1899 года. Никто не верил, что в ее роду совсем не было особ королевского и графского происхождения.
© SputnikНародная артистка БССР Ольга Владимировна Галина
Народная артистка БССР Ольга Владимировна Галина
© Sputnik
Она проработала на сцене своего театра почти сорок лет и оставила его в самом начале пенсионного возраста. Ни с кем не ссорилась, не болела, но ушла, будучи признанной героиней и Народной артисткой Республики.
О личном
Мы встречались с Ольгой Владимировной в середине шестидесятых годов, когда она обратила на меня внимание и пригласила молодую любопытную журналистку к себе в гости. Это была огромная в пять комнат, угловая, какая-то холостяцкая квартира с видами на две улицы рядом с площадью Победы. Принадлежала квартира на улице Захарова сестре погибшего мужа — Ларисе Помпеевне Александровской. Тоже фигура значительная — оперная певица, режиссер, общественный деятель. Она постоянно была в поездках. Александровская и Галина несмотря на то, что дружили пятьдесят лет, обращались друг к другу на "вы". Ушли из жизни в один год с разницей в несколько месяцев. Семьями так и не обзавелись. Обе красивые, яркие, с ясным умом и добрым сердцем.
Я успела полюбить Галину по ролям в театре и не понимала, почему она оставила сцену. Пришла к ней за интервью. Мы заговорились до глубокой ночи, и она оставила меня ночевать, постелив постель в своей комнате. Как потом оказалось, она побаивалась быть одной в этой огромной квартире и охотно приглашала всех. Особенно часто у нее оставалась ночевать Стефания Михайловна Станюта. Они дружили, и всегда в командировках, на гастролях селились в одном гостиничном номере.
© SputnikНародная артистка БССР Ольга Владимировна Галина
Народная артистка БССР Ольга Владимировна Галина
© Sputnik
Много интересного я узнала в тот вечер и часть ночи. С Александровской мы не были знакомы, но будучи ребенком я слышала эту фамилию, особенно ее пение. Именно она исполняла песню, которую все слушали на Новый год по радио "Наш тост", где были и такие слова:
Выпьем за Родину!
Выпьем за Сталина!
Выпьем и снова нальем!
Выпьем за Сталина!
Выпьем и снова нальем!
И еще Александровская пела про перепелочку. Ей и кличку дали: "ты ж моя, ты ж моя, перепелочка".
Лариса Помпеевна Александровская возглавляла Союз театральных деятелей Беларуси и постоянно ездила в Москву, где была востребована не меньше, чем дома.
Творчество
Ольга Владимировна Галина научилась всему сама, любила читать и славилась среди купаловцев незаурядной эрудицией.
Свою первую роль она сыграла в 1923 году в спектакле "Машека", который поставил по собственной пьесе Ефстигней Мирович. Он, опытный режиссер, педагог, драматург и актер, разглядел в Галине что-то большее, чем просто способности. И уже в следующем своем спектакле "Кастусь Калиновский" дал ей роль графини-аристократки. С этого момента и пошли у Ольги Владимировны бесконечные гранд-дамы и особы высшего света.
Актриса мягкая, лиричная, с тонким вкусом, она была словно создана для классического русского и зарубежного репертуара в первом профессиональном белорусском театре.
К сожалению, спектакли по пьесам, например, Чехова, не стали открытием для Купаловского театра, но главные роли Раневской в "Вишневом саде" и Аркадиной в "Чайке", сыгранные Галиной, по общему признанию критиков и фанатов были самыми "чеховскими", выделявшие актрису из всех исполнителей. Вот поэтому на мой вопрос, почему Галина рано ушла из театра, хотя и очень тосковала о нем, она ответила так: "Я актриса для классики, а классику сейчас не ставят".
© SputnikНародная артистка БССР Ольга Владимировна Галина
Народная артистка БССР Ольга Владимировна Галина
© Sputnik
Среди лучших ее ролей — Купавина в "Волках и овцах", графиня Чарская в "Анне Карениной", синьора Капулетти в "Ромео и Джульетте". Она даже играла на сцене Русского театра в "Варварах" М. Горького.
Мое собственное восприятие этой актрисы сформулирую так: ее сила была в том, что она умела играть слабых женщин. Не подумайте, что это просто. Галина редко солировала. В любом спектакле она стремилась быть не слишком заметной, остаться в стороне, сказать свое мнение и вообще заявить о себе тихим голосом. Никому не пришло бы в голову дать ей роль лидера, активного борца, передовой женщины своего времени. Несовременная внешность. Чистая красивая речь.
Оставив артистическую карьеру, Ольга Владимировна стала преподавать в театральном институте. Это были годы тяжелого переосмысления собственной творческой жизни и взглядов на театральное искусство. Не забуду ее признание: "Если бы сегодня начать сначала, все делала бы по-другому". Что она имела в виду? Пафосную манеру игры, что была естественна и типична для ее времени.
© SputnikНародная артистка БССР Ольга Владимировна Галина
Народная артистка БССР Ольга Владимировна Галина
© Sputnik
Себя упрекать она не имела права. Те, кто успел видеть ее на сцене, помнят ее добрых, мягких, бескорыстных героинь, совсем не отличавшихся громкими заявлениями, приказным тоном или нечуткостью. Когда ей доставались роли "современниц с принципами", то Галина вначале показывала тихое и даже бесхарактерное существо, которое под влиянием обстоятельств начинало меняться, проявлять упрямство и даже совершать героические поступки. Так было с ее героинями в спектаклях "Полешуки" и "Русские люди".
Ольга Владимировна Галина вошла в историю белорусского театра замечательными ролями в "Последних" Горького и "Семье" Попова. Сейчас не ставятся эти пьесы. Любая мать (а именно их играла актриса) — прежде всего мать, и время над ее чувствами не властно. Софья — жена жандарма, Мария Александровна Ульянова — мать Ленина, были женщинами, страдающими за своих детей.
Не имея собственной семьи и детей, Ольга Владимировна стала очень явно проявлять материнскую любовь, когда пошла преподавать в театрально-художественный институт. В те времена 1960-1970 годов отношения педагогов со студентами были особыми — семейными. Студентов подкармливали, охотно решали их личные проблемы. Галина любила писать письма и рассказывала множество историй из институтской жизни, повторяя: "Давайте любить друг друга". Думаю, что желание помогать людям было ее девизом. В этом она вся: актриса, человек, личность.
Идея, мечта, фантазия для одной из ведущих актрис знаменитого Купаловского театра было главным в ее вдохновенном творчестве. И в этом она была не одинока. Недаром старых актеров ушедшего века называют последними романтиками. А может быть, в этом суть актерской профессии?
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Королева Русского театра Александра Климова и ее магическая сила таланта
85 лет с рождения Михася Стрельцова: маленькое воспоминание однокурсницы
Экслибрис, батлейка, плов и многое другое о Гурии Барышеве
Память, говори: Геннадий Буравкин и звездный курс журфака