Ответственность после ДТП – просто о законах
© Sputnik / Роман ШантарЗнак аварийной остановки
© Sputnik / Роман Шантар
Подписаться
Попасть в автомобильную аварию само по себе малоприятно. При этом зачастую возникают еще и вопросы привлечения к ответственности – гражданской, административной или уголовной.
Sputnik расспросил у судебных экспертов главного управления криминалистических экспертиз центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь о современных возможностях автотехнической экспертизы при исследовании следов и обстоятельств, характеризующих механизм ДТП.
"При назначении экспертизы, исходя из зафиксированной объектно-следовой информации на месте происшествия, наиболее часто ставят вопросы:
о том какое было в момент столкновения взаимное положение транспортных средств как относительно друг друга, так и относительно границ проезжей части дороги;
стояло или двигалось транспортное средство в момент столкновения;
с какой скоростью двигались участники ДТП во время происшествия;
на каком расстоянии от места столкновения (наезда на пешехода) находилось транспортное средство в момент возникновения препятствия или опасности для движения;
из какого положения на дороге мог выполнять маневр (поворота, разворота) транспортное средство перед ДТП - пояснили судебные эксперты.
Ответы на все эти вопросы помогут суду или другому органу, рассматривающему дело, определить – были ли нарушения Правил дорожного движения и с чьей стороны, была возможность предотвратить происшествие.
При этом для объективного и всестороннего решения вышеуказанных вопросов информация о зафиксированных следах на месте происшествия, является одним из ключевых параметров, изучаемых экспертами.
Разновидностей следов много
В рамках автотехнической экспертизы изучают много разновидностей следов. Это и следы на месте происшествия, и следы на транспортных средствах, попавших в ДТП, и даже следы на одежде и обуви пострадавших людей.
В Госкомитете добавили, что те же следы колес делят на следы торможения (юза) колес, следы качения колес (следы, которые транспортное средство оставило, в процессе перемещения без применения торможения.
"Следы торможения на асфальтированных сухих покрытиях – это смазанная в продольном направлении темная полоса, на грунте, дерне – разрыхленная борозда. С учетом длины указанных следов одним из возможных решаемых вопросов является определение скорости движения транспортного средства перед началом торможения", - рассказали в Госкомитете.
По следам качения, например, может быть установлено направление движения автомобиля, модель шин, а если резина имеет какие-то явные особенности, то возможна и идентификация – точное установление того, какая машина оставила след, объяснили специалисты.
В ведомстве добавили, что даже малозаметные и слабовыраженные следы заноса могут помочь ответить на вопрос, как произошло столкновение, каков его механизм.
Осмотр места происшествия играет важную роль
При этом важную роль для вышеуказанных исследований играет осмотр места дорожно-транспортного происшествия с последующей фиксацией имеющейся объектно-следовой информации, отметили в ГКСЭ.
"Как правило, такой осмотр проводится в кратчайший промежуток времени после ДТП, с целью не только не утратить следовую информацию, которая с течением времени изменяется, но и для возможности обеспечения дальнейшего беспрепятственного и безопасного движения на участке дороги, где произошло ДТП", - объяснили эксперты.
В Госкомитете отметили, что современные технические средства позволяют достаточно точно зафиксировать информацию, которую дают следы месте происшествия. Такая информация обрабатывается и переноситься в соответствующие программно-технические комплексы, где возможно воссоздать то, как именно произошла и развивалась авария. Это, в свою очередь, поможет суду или следствию воссоздать картину происшествия.
Следы, зафиксированные на транспортных средствах, участвовавших в происшествии, в большинстве случаев эксперт имеет возможность осмотреть позже, добавили специалисты.
В ведомстве рассказали, что непосредственный осмотр транспортных средств эксперт может производить уже на месте их хранения, поэтому важным условием остается обеспечение транспортировки транспортных средств к месту хранения без видоизменения.
Если следы уничтожены, поможет видео
"К сожалению, иногда имеются случаи умышленного видоизменения транспортного средства. Скрывшийся с места происшествия автомобиль разбирали и меняли пострадавшие детали (разукомплектовывали), либо транспорт вообще уничтожался (например, путем поджога). В таких случаях восстановить картину произошедшего эксперту помогают следы, оставленные на месте происшествия, а также информация из других источников, например, видеозаписи", - объяснили судебные эксперты.
В "классической" судебно-автотехнической транспортно-трасологической экспертизе поставленные перед экспертом вопросы решаются на основании анализа механических повреждений транспортных средств и вещно-следовой информации места аварии, но помогают в проведении экспертизы и видеозаписи, а иногда видеозапись – основной объект, который изучает судебный эксперт для ответа на поставленные вопросы, рассказали в ведомстве.
"Автомобили и городская инфраструктура все больше и больше оснащаются видеозаписывающими устройствами, например, видеорегистраторами, камерами наружного наблюдения и др. При исследовании видеозаписей эксперт может не только уточнить полученные выводы при проведении "классической" автотехнической транспортно-трасологической экспертизы, но и дополнительно решить вопросы, которые "классической" экспертизе не под силу", - отметили судебные эксперты.
В Госкомитете пояснили, что с помощью проведения специальных расчетов и построений по фото и видео изображениям можно определять действительные размеры объекта, его положения в различные моменты времени, скорость и иные параметры движения.
При исследовании видеозаписи эксперт учитывает качество видео, в каких условиях выполнена запись, наличие на видео объектов, геометрические параметры которых известны изначально, либо могут быть установлены в последующем (такие объекты нужны для уточнения расстояний).
По видео установили место аварии
"Можно привести конкретные примеры, как используются видеозаписи в экспертизе по делам о ДТП. Вот один из них. В Минске передней частью автомобиля был совершен наезд на пешехода, на месте происшествия было зафиксировано конечное положение автомобиля и пешехода, а также следы торможения транспортного средства в определенной полосе", - поделились эксперты.
В этом случае при проведении автотехнической экспертизы, исходя из имеющейся информации, был сделан вывод о расположении места наезда на пешехода в конкретной полосе движения, но не было ответа о точном продольном расположении места наезда, рассказали в ведомстве.
В Госкомитете добавили, что данное дорожно-транспортное происшествие было зафиксировано камерой наружного наблюдения, направленной перпендикулярно движению автомобиля, и при исследовании видеозаписи было установлено, что автомобиль с момента наезда на пешехода до своего конечного положения преодолел расстояние, сопоставимое с двумя своими габаритными длинами.
"Зная габаритную длину автомобиля, при исследовании видеозаписи и было установлено точное место расположения транспортного средства в момент наезда относительно границ проезжей части", - подытожили эксперты.
В ведомстве привели и другой пример использования видеозаписей при экспертизе: на перекрестке две машины слегка задели друг друга, на дороге при этом никаких следов, которые помогли бы экспертам, не осталось, а автомобили после инцидента покинули перекресток и остановились за его пределами.
"В данном случае проведение "классической" транспортно-трасологической экспертизы не позволит установить, где относительно границ перекрестка произошел контакт транспортных средств. При этом данное дорожно-транспортное происшествие попало на камеру наружного наблюдения, направленную не перекресток", - рассказали в Госкомитете.
Эксперты объяснили, что поскольку видеозапись была в хорошем качестве и в пределах перекрестка находилось достаточное количество линий дорожной разметки, то после изучения видео и составления масштабной схемы перекрестка было установлено место, где произошло столкновение автомобилей. Эта информация в дальнейшем и помогла суду разобраться, кто виноват в повреждении автомобилей.
Перепечатка данного материала допускается только с письменного разрешения редакции Sputnik Беларусь
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Страховка, или Как вернуть деньги за разбитый в автоаварии смартфон
Что делать, если попал в ДТП на каршеринге или "заглох" – нюансы аренды авто
"Вредные" вопросы адвокату: как получить возмещение после неприятностей