Трагедия 9/11 в воспоминаниях белоруса

© Sputnik / Владимир Родионов / Перейти в фотобанкВсемирный торговый центр
Всемирный торговый центр - Sputnik Беларусь, 1920, 11.09.2022
Подписаться
Падение башни в режиме реального времени, запредельные меры безопасности, шок и никакого страха – чем запомнилось 11 сентября Николаю Козеко.
День 11 сентября 2001 года многие провели у экранов телевизоров, следя за новостями из США. О событиях этого дня колумнист Sputnik Игорь Козлов поговорил с заслуженным тренером БССР по фристайлу Николаем Козеко, который тогда был в Америке.
- Николай Иванович, как вы оказались в США 11 сентября 2001 года?
- Летом 2001 года я уехал в США Лейк-Плэсид. Мы тренировались на водном трамплине перед этапом Кубка мира, который с 6 по 9 сентября проводился в австралийском Маут Буллере. Это горнолыжный курорт в ста двадцати километров от Мельбурна.
В конце августа я вылетел на несколько дней раньше и пару дней провел в Нью-Йорке, чтобы повидаться с сыном. Он в то время жил в штате Колорадо, где учился в Денверском университете на программиста. Летом на каникулах вместе с однокурсниками устроился в Нью-Йорке грузчиком по доставке мебели.
Во время встречи мы вместе гуляли по Таймс-скверу на Бродвее, а затем пошли на смотровую площадку на одну из башен-близнецов. Она находилась на 101-м этаже на высоте четырехсот метров, подняться туда можно было на одном из четырех скоростных лифтов. В лифт запускали по пятьдесят человек. Ощущение при подъеме более мощное, нежели то, которое мы испытываем при взлете самолета - уши закладывает.
На площадке было кафе мороженого, которое активно рекламировалось в Нью-Йорке. В то время в этом кафе предлагалось более ста сортов мороженого, длина стола с мороженым более пятидесяти метров. Мы там провели полдня.
- Что осталось в памяти от самой верхней точки одной из башен-близнецов?
- Пол на площадке из толстого стекла, все внизу просматривается. Под вами летают вертолеты. Автомобили, передвигающиеся по Манхэттену с такой высоты выглядят игрушечными. Статуя Свободы на острове Гудзон смотрится как небольшая скульптурка. Это незабываемое ощущение. Как на такой высоте вся эта строительная конструкция обслуживалась, я до сих пор понять не могу.
- Что произошло в первые десять дней сентября?
- Я присоединился к сборной, которая на автомобиле из Лейк-Плэсида приехала прямо в аэропорт Нью-Йорка и мы улетели в Мельбурн. Соревнования прошли для нас достаточно ровно, во второй попытке отличились Алла Цупер и Ассоль Сливец. После соревнований, в отличие от американцев, которые решили остаться еще на один день, сразу отправились в Лейк-Плэсид. Из Мельбурна в Нью-Йорк мы вылетели в ночь с 10 на 11 сентября. В аэропорту имени Кеннеди мы приземлились глубоко за полночь.
Взяли один арендный автомобиль, на втором нас встречал тренер первой олимпийской чемпионки Лины Челязовой Дмитрий Кавунов, сейчас он тренирует китайскую сборную, и отправились в Лейк-Плэсид. В районе трех часов ночи мы проезжали мимо башен-близнецов по Манхэттену. Ночью в центре Нью-Йорка малое движение. Перед башнями мы остановились. Те, кто бодрствовал, вышли из машины и сфотографировались на фоне башен-близнецов. Мы провели возле башен-близнецов не более получаса, нужно было успеть к утру выехать из Нью-Йорка, чтобы не попасть в пробки.
- Когда вы поняли, что произошло нечто из ряда вон выходящее?
- Не сразу. От Нью-Йорка до Лейк-Плэсида 400 километров. Мы приехали в Лейк-Плэсид в начале девятого по местному времени и сразу после заселения в номера по привычке включили телевизор. Шла прямая трансляция из центра Нью-Йорка. Атаку на первую башню мы не видели, в это время мы оформлялись на ресепшене. Она устояла, но был сильный пожар на верхних этажах. Атаку на вторую башню мы видели в режиме реального времени.
Американский телекомментатор говорил о том, что он до конца не понимает, что происходит. Он предположил, что скорее всего снимают блокбастер, и выражал свое восхищение пиротехническими возможностями Голливуда, который научился снимать подобные вещи близко к реальности. Но когда начали реально падать башни, у комментатора началась истерика.
Было объявлено об обращении к нации американского президента Джорджа Буша. Он выступил и объявил, что небо над США закрывается и все самолеты, находящиеся в воздухе, должны приземлиться. В противном случае, не взирая ни на что, они будут сбиваться. По сути в Америке было объявлено военное положение. Американцы в течение часа посадили на землю все самолеты, находящиеся в воздухе.
К вечеру 11 сентября не работал ни один супермаркет. Купить что-то из еды типа чипсов или кока-колы можно было только на заправке. На улице города никого не было. Самое потрясающее чувство того времени, что страха ни у кого не было. Шок, охвативший каждого, был сильнее этого чувства.
- Чем вы занимались в эти дни?
- Говорить о тренировках в те дни, значит немного врать. Строгости перед тренировками у нас были неимоверные - перед каждой нас тщательно проверяли саперы. Но на это мы не обращали внимания.
Самое интересное было то, что запланированные американцами соревнования на звание "железный человек" - Ironman - состоялись. Это экстремальный вид триатлона, когда соревнования проводятся в один день. Начинаются в 7 утра, а заканчиваются в 10 вечера. За это время вы должны проплыть две с половиной мили по озеру, проехать на велосипеде более ста миль, а после этого пробежать полный марафон. Всем, кто приходил к финишу, давали медали. Призовые космические, спортсмены собираются со всего мира. Самое удивительное, что на таких экстремальных соревнованиях к финишу приходили очень многие.
- Каков был финал пребывания белорусской сборной в США?
- Мы пробыли в Лейк-Плэсиде 18 дней, а затем через Франкфурт вернулись домой. Помощь с транспортом оказал нам олимпийский комитет США, который выделил два автобуса, которые привезли нас из Лейк-Плэсида в аэропорт Кеннеди.
Меры предосторожности были запредельные. Водителю запрещалось выходить из автомобиля. После того, как мы сами разгрузили свой багаж, ему было приказано немедленно уехать из аэропорта. Багаж проверяли на улице миноискателями, на пункте досмотра все было выпотрошено до основания. В самом аэропорту была абсолютная тишина. Немногочисленные пассажиры все время молчали. У всех было полное оцепенение.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!
Лента новостей
0