Директор витебской школы: современные дети – очень взрослые
18:53 01.09.2022 (обновлено: 11:20 16.11.2022)
© Sputnik / Павел ВурУченики СШ №34 Витебска
© Sputnik / Павел Вур
Подписаться
Как отметил педагог, к нынешним школьникам нужен новый подход, ориентированный на особое, "клиповое", мышление.
ВИТЕБСК, 1 сен – Sputnik. Первое сентября – особенный день не только для школьников и студентов, но и для работников учебных заведений. И если об учащихся в День знаний пишут много, то учителей вниманием зачастую обходят.
Корреспондент Sputnik пообщался с директором средней школы № 34 Витебска и выяснил, чем для него является 1 сентября, насколько изменились современные школьники и можно ли как-то бороться со списыванием домашних заданий из интернета.
Ученики стали взрослее
"Я всю жизнь работаю в системе образования и последние 18 лет – директором школы. Естественно, работа накладывает на мою жизнь свой отпечаток. Можно сказать, что 1 сентября для меня – не столько начало учебного года, сколько начало нового жизненного цикла", – признался директор Михаил Лапицкий.
© Sputnik / Павел ВурМихаил Лапицкий
Михаил Лапицкий
© Sputnik / Павел Вур
Собеседник отметил, что получает удовольствие от своей работы и старается привить детям любовь к знаниям и научить думать. Хотя современные школьники, по наблюдениям Лапицкого, стали более взрослыми, чем их сверстники 10-15 лет назад.
"Я бы сказал, что нынешние старшеклассники намного взрослее и прагматичнее старшеклассников начала нулевых. Они со школы выстраивают свои образовательные траектории и знают, куда хотят поступать, видят свою будущую карьеру", – заявил директор.
По словам Лапицкого, он преподает обществоведение в старших классах, общается с учениками и наблюдает, как ребята постепенно меняются. По его мнению, спонтанных решений с каждым годом у учеников становится все меньше, а количество "планируемых процессов" в жизни увеличивается.
Директор отметил: есть отдельные ребята, которые в меньшей степени соответствуют этой тенденции, но, в целом, тенденция просматривается.
Клиповое сознание и "домашки" в интернете
"Все стало быстрее. Это, наверное, общая тенденция: увеличивается объем информации, ускоряются механизмы ее передачи, да и сама жизнь становится быстрее. Соответственно, меняются и ученики, у которых мышление стало "клиповым", – подчеркнул собеседник.
По его словам, современным школьникам надо чаще менять виды деятельности, а в обучающий материал необходимо добавлять больше визуализации. Если раньше методы обучения были более репродуктивными и словесными, то теперь дети лучше воспринимают интерактивные методики. Современные программы это предусматривают.
На вопрос, как школа борется со списыванием домашних заданий из интернета, Лапицкий ответил, что с этим сражаться невозможно.
"Ученики всегда списывали, и сейчас, и в мое время мы частенько просили друг у друга списать. Хуже всего, если ученик списал и не понимает, о чем речь, но для проверки и закрепления знаний есть школа, когда ученики вместе с учителем прорабатывают тему", – отметил директор.
По его словам, школа должна учить мыслить, а не просто давать знания. Например, кто в повседневной жизни использует логарифмы? Никто. Но во время их изучения у ребенка выстраиваются новые нейронные связи, он учится думать логически и системно.
© Sputnik / Павел ВурПеред первым звонком в СШ №34 Витебска
Перед первым звонком в СШ №34 Витебска
© Sputnik / Павел Вур
"Приобретение знаний – это своеобразный четырехслойный пирог: ученик посмотрел, как решается задача, потом посмотрел, как ее решает товарищ, затем решил сам, а потом повторил материал, который закрепился в его мозге. Но если этим материалом не пользуешься, он переходит в разряд пассивных", – объяснил собеседник.
По его словам, здесь и возникает вопрос: в чем ценность знания – в приобретенных навыках или в умении им обучаться? С нынешним количеством информации и свободным доступом к ней человек не способен удержать весь необходимый запас знаний в голове, но всегда может получить необходимую информацию, если знает, где и как искать.
Лапицкий отметил: чем больше ученик занимается различными видами деятельности, тем его мозг вариативнее. Ведь иностранные языки или, к примеру, пение в школе преподают не из-за желания сделать учеников переводчиками или певцами, а для расширения границ сознания.
Сделать из ученика человека
По наблюдениям директора, примерное соотношение учеников, которые нарушают и соблюдают дисциплину всегда было одинаковым: и сейчас, и 20 лет назад. А большое количество видеороликов, где ученики оскорбляют учителей, стало появляться не из-за испорченности современной молодежи, а, скорее, из-за доступности технологии для съемки видео.
"Сейчас ребята даже более социализированы, чем лет 20 назад. Но без направления этой социализации, которое дают школа и семья может в итоге получиться не очень хороший результат. Но кондово помогать в социализации по принципу: "Мы вам сейчас объясним, как нужно" – глупо. Это нужно делать исподволь, ненавязчиво подталкивая к нужным направлениям, и здесь очень важна роль учителя", – считает Лапицкий.
© Sputnik / Павел ВурУченик школы №34 Витебска
Ученик школы №34 Витебска
© Sputnik / Павел Вур
Он отметил, что учитель должен быть честным с учеником, ведь дети чувствуют ложь. Причем честным нужно быть не только во время разговоров, но и на уроках. Такой предмет, как литература, например, прежде всего, учит детей сопереживать героям, заставляет поставить себя на их место. А история переносит ученика в другую эпоху и знакомит с жизнью в то время. И здесь очень многое зависит от учителя, поскольку он ведет дискуссию, подбирает материал и интерпретирует события.
Учитель должен не просто рассуждать, а быть примером и в жизни.
"Я добрый и простой в общении и не люблю, когда мною пугают учеников. Нужно понимать, что дети живут в разных семьях, и мир эти семьи воспринимают по-разному, а детям прививают различные ценности. Напугать ребенка – это неэффективно, нужно его переубедить, показать другой путь, взять за руку и повести по этому пути", – объяснил Лапицкий.
Собеседник сообщил, что когда был классным руководителем, всегда говорил детям: "Я не буду вам рассказывать о труде, я покажу, что это такое". Брал инструменты и вместе с учениками ремонтировал класс либо подметал листья, сажал деревья. По его мнению, из ученика можно вырастить настоящего человека лишь в том случае, если он вместе с учителем занимается созидательным трудом, а не просто слушает рассказы о необходимости этого.
"Посадил ребенок сегодня дерево – молодец, посадил завтра цветок – тоже хорошо, убрал послезавтра – прекрасно, а если еще и не насорил, то вообще замечательно. Я убежден: если каждый проникнется этой идеей, все у нас будет хорошо", – заявил Лапицкий.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Классы, как двухкомнатные квартиры: новая школа с бонусом для первоклашек
Звонок на первый урок: как начали учебный год в минской гимназии (фото)
Лучшие советские фото 1 сентября: улыбки и радость, слезы и разочарование