Музыкальная феерия: в театре Горького выстрелил "Граф Монте-Кристо"

© Photo : Национальный академический драматический театр имени М. ГорькогоСцена из рок-оперы "Граф Монте-Кристо" театра имени М. Горького
Сцена из рок-оперы Граф Монте-Кристо театра имени М. Горького  - Sputnik Беларусь, 1920, 25.05.2022
Подписаться
Театр имени М. Горького предложил очень необычную премьеру — рок-оперу "Граф Монте-Кристо". Что это: эксперимент, смелое творческое решение с перспективой или успешный менеджмент? Пишет театральный критик Татьяна Орлова.
Есть существенные отличия в том, какую продукцию делает музыкальный театр, театр кукол или драматический, да еще со статусом академического. И дело вовсе не в предписании или соблюдении каких-то условий. Каждому свое, потому что именно этому надо учиться, приобретать опыт и уметь это делать в совершенстве.
В музыкальном театре любому отменному певцу простят его актерское неумение создавать яркий человеческий характер. Главное, чтобы хорошо спел. От артиста балета потребуется хореографическое совершенство. В драматическом театре пение, танец, пластика — далеко не главное, хотя желательное. Актер драматического театра работает с текстом, глубоко погружается в обстоятельства жизни и просто обязан перевоплотиться в образ героя и сказать что-то новое зрителю.
Что скрывать, каждый творческий коллектив хочет нарушить привычные рамки, попробовать себя в чем-то новом. Русский драматический театр Беларуси — не исключение. В далеком 1967 году руководитель театра режиссер Борис Луценко впервые в истории этого коллектива в поисках современных форм сценической выразительности с огромным успехом поставил "Трехгрошовую оперу" по Бертольду Брехту и даже пригласил на главную роль актрису Ларису Зайцеву, засветившуюся в Одесском театре музыкальной комедии и Московском театре-студии под руководством Г. Юденича. Эту работу заметила и отметила газета "Правда" после гастролей нашего театра в Москве.
Уже в 2004 году Б. Луценко вновь взялся за музыкальный спектакль, показав "Оперу нищих" Бертольда Брехта и Курта Вайля, перетянув из "Трехгрошовой оперы" основных поющих артистов.
Хочу заметить, что музыкальный эксперимент проходил на фоне классического репертуара театра — спектаклей по пьесам Шекспира, Шукшина, Фадеева, Айтматова, Твардовского, Друце, Булгакова, Адамовича, Распутина, Шатрова и Чехова. Имена на все времена.
Сегодня у театра репертуар поскромнее, мало современного и белорусского материала, много легких зарубежных комедий.
Первый музыкальный опыт Русского театра сопровождался значительным укреплением музыкальной части, приходом композитора Алексея Еренькова, который замахнулся на рок-оперу "Анджело и другие", А. С. Пушкина "Алеко", "Пир во время чумы". Опыт приобретался, сформировалась неплохая команда хорошо поющих молодых артистов и свой живой музыкальный коллектив.

Предпосылки

В последние годы театр занимается постановкой привычных спектаклей. Собирает кассу "Знойными мамочками", "Проделками Ханумы", "Свободным браком", "Как стать богатым", "Опасными связями", "Тестостероном" и другими.
Еще один музыкальный спектакль "Песняр" скромно был назван мюзиклом.
Итак, три рок-оперы, один мюзикл, вероятно, были творческими пробами, чтобы сегодня выстрелил "Граф Монте-Кристо".
Сегодняшний художественный руководитель театра Сергей Ковальчик пришел в него 14 лет назад с успешным музыкальным багажом, крепкими балетмейстерами, музыкальными руководителями и композитором Тимуром Калиновским.
Он начал с очень крепкого и качественного многонаселенного спектакля "Бег" по Михаилу Булгакову, поставил еще ряд удачных произведений. И вот осуществление давних замыслов — рок-опера. Ковальчика всегда двигала вперед и вдохновляла музыка. Учась в Академии искусств, он поставил музыкальный спектакль и создал музыкальную группу "Веселые нищие". Все тогда в конце прошлого века были очень веселыми и нищими, брались за любую работу. Ковальчик работал и ставил спектакли в разных коллективах, пока не попал в 2003 году на свой, можно сказать, "звездный проект". Это была фольк-рок-опера "Адвечная песня" в Республиканском театре белорусской драматургии. Невероятный успех, множество фестивалей и море наград.
В Русский театр Сергей Ковальчик пришел, как и полагается серьезному мастеру и руководителю, с основательным запасом образования и опыта работы актером, режиссером и управленцем (Академия управления при Президенте). Естественно, с желанием и умением делать качественные яркие спектакли и поднимать театр на новую высоту.

Достоинства и недостатки успешного менеджмента

После большого ремонта Русского театра, некоторых сбоев из-за пандемии понадобилось сделать рывок.
Режиссер все продумал отлично. Нашел произведение, которое обязательно привлечет публику. Это приключенческий роман Александра Дюма "Граф Монте-Кристо". Книге почти двести лет и не читал ее разве что ленивый. Тем более, что кроме ее электронных вариантов, были фильмы, сериалы, мюзиклы, театральные спектакли. На них можно было запросто наткнуться и насладиться детективом классика французской литературы. Имел успех прекрасный русский психологический триллер "Узник замка Иф" в постановке Марка Захарова с оригинальной музыкой и исполнением Александра Градского.
Естественно, Сергей Ковальчик, задумывая свой вариант, привлек давнего друга композитора Тимура Калиновского.
Важным моментом было также понимание, что сегодняшняя театральная публика живо откликается на музыкальные и пластические истории. Клиповое мышление молодого поколения спокойно реагирует на фрагменты текста и не требует системного глубокого погружения в материал.
© Photo : Национальный академический драматический театр имени М. ГорькогоСцена из рок-оперы "Граф Монте-Кристо" театра имени М. Горького
Сцена из рок-оперы Граф Монте-Кристо театра имени М. Горького  - Sputnik Беларусь, 1920, 25.05.2022
Сцена из рок-оперы "Граф Монте-Кристо" театра имени М. Горького
К тому же сегодняшнее актерское образование стало сильно вокалом, хореографией, пластикой и не заморачивается такими устаревшими понятиями как передача жизни человеческого духа. В театрах хватает поющих актеров, а если не умеешь петь, можно заменить речитативом, зонгами или чтением рэпа.
Три года Сергей Ковальчик обдумывал свой проект, понимая, что рынок развлечений делает зрителя внутренним лентяем. Театр должен выбить публику из этого состояния.
Продумано было все, начиная с исполнителя главной роли видного и убедительного актера Руслана Чернецкого, от которого, точно, глаз не отведешь. Новая театральная сцена позволила щедро использовать прекрасный световой пакет. Сценография спектакля должна быть очень легкой и простой. Художник Вениамин Маршак мог строить двухэтажные сооружения для эффекта, но разумно и корректно использовал вертикальные и горизонтальные линии, что соответствовало линейным выходам массовки. Длинная линия исполнителей одноцветная. Плотная группа — разноцветная. Так подобраны костюмы.
© Photo : Национальный академический драматический театр имени М. ГорькогоСцена из рок-оперы "Граф Монте-Кристо" театра имени М. Горького
Сцена из рок-оперы Граф Монте-Кристо театра имени М. Горького  - Sputnik Беларусь, 1920, 25.05.2022
Сцена из рок-оперы "Граф Монте-Кристо" театра имени М. Горького
Вынуждена сказать о недостатках и, главное, связано с текстом.
Даже хорошо зная роман Дюма, трудно понять, что происходит на сцене. Сюжет такой: моряк Эдман Дантес несправедливо осужден. За 17 лет тюрьмы общается с заключенным аббатом. Получает от него знания и спрятанный клад. Становится графом Монте-Кристо, начинает мстить, а заканчивает всепрощением. В спектакле непонятно кому мстить, за что, стоит ли прощать.
Объяснить сумбур можно одним обстоятельством — 18 действующих лиц и 14 человек массовки. Каждому надо бы запомниться за два часа спектакля. События перемешиваются с воспоминаниями.
Автор либретто Игорь Скрипко предложил поющим актерам стихотворный текст, но не справился с сюжетом. Режиссер Ковальчик не помог ему в отборе сцен. В спектакле несколько финалов. Артистам приходиться работать как на концерте. Спел и ушел. Их трудно винить, потому что в рок-опере артисты драмы получают новую для себя задачу — петь. При этом думать о том, как бы не сфальшивить. И некогда заниматься главным и привычным — созданием образа.
© Photo : Национальный академический драматический театр имени М. ГорькогоСцена из рок-оперы "Граф Монте-Кристо" театра имени М. Горького
Сцена из рок-оперы Граф Монте-Кристо театра имени М. Горького  - Sputnik Беларусь, 1920, 25.05.2022
Сцена из рок-оперы "Граф Монте-Кристо" театра имени М. Горького
Множество действующих лиц с трудно запоминаемыми французскими именами не успевают сделать свой эпизод ярким и понятным.
В программке текст назван либретто. Конечно, это не пьеса, возможно, адаптация книги без подробностей. Тогда это сценарий. Либретто происходит от итальянского слова "книжечка". Может, стоило ее приложить к программке, как это делают в балетных спектаклях и зритель сумеет понять, за что прощен Данглар, почему погиб ребенок, чем так полюбилась графу Монте-Кристо девушка Гайде и многое другое. Хотя все можно списать на клиповое мышление. Но жаль главного - очень важной и актуальной темы о сломленной судьбе интересного человека.
И все-таки, выражаясь спортивным языком, НАДТ имени Горького резко стартовал и в трудное время выходит в первые ряды, стремясь найти общий язык со зрителем. Он знает современные тенденции, разрабатывая сюжет классического текста в современной вариации и не давая актеру сойти с трудной дистанции. На "Графе Монте-Кристо" — аншлаги. Молодой зритель в восторге. Почти все рассчитали правильно. Успешный менеджмент победил.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!
Также на Sputnik:
Ковальчик: театру сегодня нужно научиться выживать без сенсаций
Граф Монте-Кристо в Горьковском будет читать рэп с легкой руки худрука
Лента новостей
0