Польша на краю пропасти – Европе приготовиться?

© AP / Czarek SokolowskiФермеры на акции протеста против повышения цен на газ и удобрения в Варшаве
Фермеры на акции протеста против повышения цен на газ и удобрения в Варшаве - Sputnik Беларусь, 1920, 31.03.2022
Подписаться
В Европе почти повсеместно сошел последний снег и на свет полезли не цветочки, а сразу ягодки той санкционной политики, что Старый Свет проводит в отношении России.
Вчера, выступая перед согражданами, бывший премьер-министр Польши Дональд Туск сделал поистине скандальный и крайне тревожный для поляков прогноз, делится наблюдениями колумнист РИА Новости Сергей Савчук. По его оценкам уже в первом полугодии текущего года стоимость самого дешевого хлеба в Польше может достичь 10 злотых, что эквивалентно 2,5 евро.
Естественно, польские и европейские СМИ все негативные тенденции геополитических игрищ против Москвы тщательно вымарывают из информационного пространства, но замалчивание не решает реальных проблем, а лишь увеличивает их ком. Беспокоиться полякам, судя по текущей риторике, есть о чем.
Туск является типичным польским политиком нового времени – радикальный русофоб, отвергающий любые схемы налаживания российско-европейских отношений, кроме самых агрессивных, направленных на максимальную эскалацию напряжения и изоляцию России. Но как показывает практика, русофобия это не только увлекательно, но еще и очень затратно, а порой даже слегка голодно.
Господин Туск вынужденно признает, что из-за специальной операции российских войск на Украине привычные схемы поставок продовольствия из Украины, на которых в немалой степени зиждется изобилие на полках местных супермаркетов, под большой угрозой. Операция все глубже заходит в самые аграрные и "хлебные" регионы Украины, что практически ставит крест на посевной этого года.
Ситуацию усугубляет то, что сама Польша увеличить мощности своего, признаем, весьма развитого и мощного, агропромышленного комплекса не может просто в силу непреодолимых обстоятельств. Дональд Туск даже указывает, что проблема в критическом дефиците удобрений, особенно азотных, включая нитратные и аммиачно-нитратные.
И здесь от зерна мы перейдем к сектору энергетики, потому что, как бы это странно не звучало, наличие хлеба на столах поляков напрямую зависит от ее энергетической политики.
Конфликт Варшавы с Москвой начался вовсе не месяц назад. Еще в 2019 году польские власти торжественно заявили, что Польша встала на путь полного отказа от закупок российских энергоносителей. Премьер-министр Матеуш Моравецкий с пафосом обещал, что всего за полгода будет построен интерконнектор Baltic Pipe, по которому Польша будет ежегодно получать 10 миллиардов кубометров газа из Дании.
Строительство было начато в апреле 2021-го, а уже в июне Датское агентство по защите окружающей среды наложило запрет на дальнейшие действия. Работы на 40-километровом участке между полуостровом Ютландия и островом Фюн были возобновлены лишь 1 марта текущего года, когда в Европе назрел совсем не иллюзорный энергетический кризис. Польские власти все еще делают хорошую мину при плохой игре, уверяя своих сограждан, что в этом году по газопроводу будут прокачивать 2-3 миллиарда кубометров газа, а уже со следующего года все десять.
Проблема всех европейских политиков в том, что их обещания слабо коррелируют с реальностью и статистикой.
По результатам 2021 года потребность Польши в природном газе составляла 21 миллиард кубометров, 55 процентов из которых она закрывала прямыми поставками из России. Как несложно подсчитать, объем российского газа, использованного в польских котельных и на предприятиях, составил 11,5 миллиарда. Действующий долгосрочный контракт между Газпромом и PGNiG истекает в конце этого года, и Польша категорически заявила, что она, во-первых, ни при каких условиях не будет выполнять оплату поставок в рублях, во-вторых, не будет продлевать действующее соглашение.
Как говорится, хозяин – барин.
Уже совершенно понятно, что Baltic Pipe, на который Варшава возлагала свои главные надежды, не сможет заменить поставки по МГП "Ямал-Европа", по крайней мере, сразу. Второй главный канал импорта природного газа – это регазификационный терминал в Свиноуйсьце мощностью 5 миллиардов кубометров.
Планы его развития подразумевали, что пропускную способность терминала к 2023 году увеличат до 7,5 миллиарда, но никаких новостей об успехах в этом направлении в польской прессе обнаружить не удается. Ставку здесь делали на наращивание поставок СПГ из США и Катара, но, как пишут сами американские профильные издания, Америка при самом оптимистичном сценарии сможет увеличить производство СПГ не более чем на 10 миллиардов.
При этом, конечно, сжиженный газ будет производиться вовсе не в интересах одной только Польши, а пойдет в те регионы, где в моменте будет наилучшее ценовое предложение. Соответственно, если кризис в Европе будет ухудшаться, американцы просто физически не смогут спасти всех европейцев, которые коллективно потребляют свыше 340 миллиардов кубометров газа в год. Для полноты картины добавим, что Катар также официально уведомил все заинтересованные стороны, что не в состоянии нарастить поставки СПГ.
Не помогут и соседние страны, из которых в Европу проложены газопроводы. Для сравнения, в 2021 году доля российского газа на европейском рынке составила 41,1 процент, а у второго главного экспортера, Норвегии, всего 16 процентов. На третьем месте расположился Алжир с долей в 8 процентов.
Для поддержания мифа о возможности жизни без российских энергоресурсов поляками же проталкивался проект газопровода GIPL, двумя нитками соединяющий Польшу и Литву. Однако простейшая логика подсказывает, что это не более чем очередное прожектерство. Литва сама критически зависима от импорта голубого топлива, более того, пропускная способность GIPL из Польши в Литву (2,4 миллиарда кубометров в год) больше, чем в обратном направлении (1,9 миллиарда), то есть понятно, откуда и куда будет качаться газ.
Отдельно добавим, что Польша в структуре Евросоюза является четвертым основным покупателем российских энергоносителей. По оценкам немецкой организации Europe Beyond Coal, поляки только за прошлый год заплатили России 15,4 миллиарда евро за поставки газа, нефти и угля.
Кстати, о нефти и угле.
Буквально на днях Польша запретила импорт российского угля, что вызвало натуральную истерику у защитников окружающей среды. Дело в том, что при собственной годовой добыче в 54 миллиона тонн, Польша ежегодно закупает в России свыше 8 миллионов тонн каменного угля.
Делается это из-за характеристик российского черного золота. Российский уголь имеет более высокое содержание углерода и гораздо меньшее содержание серы, ключевого компонента, отравляющего природу. Варшава под шумок антироссийской истерии уже заявила, что не просто отказывается сворачивать собственную добычу угля, а наоборот будет ее наращивать и предлагает свой – более грязный и сернистый – уголь всем желающим.
Что касается импорта российской нефти, то тут ситуация ничуть не менее анекдотичная.
Для обеспечения собственных нужд Польше требуется порядка 630 тысяч баррелей нефти в сутки – и две трети от этой потребности закрывают поставки сырой нефти из России. После Болгарии, где зависимость от российских нефтепродуктов превышает 90 процентов, Польша вторая самая зависимая в этом плане страна Европы. Более того, польские нефтяники подсказывают, что крупнейший нефтеперерабатывающий завод Orlen в городе Плоцк и технически, и логистически заточен именно на работу с российской нефтью.
Ложку дегтя в этот политически мотивированный суп добавляют и перевозчики.
В ответ на планы Варшавы заместить российскую нефть поставками с Ближнего Востока, а именно от компании Saudi Aramco, представители транспортной отрасли прогнозируют практически смерть польской железной дороги. Именно железнодорожными цистернами уже многие годы осуществляется доставка сырой нефти на польские НПЗ и в случае запрета импорта из России, 90 процентов перевозок придется осуществлять автоцистернами.
Как видим, законы физики, химии и логистические цепочки упорно отказываются соответствовать польским геополитическим планам.
И пока команда Анджея Дуды активнее всех призывает разрывать связи с Россией, Дональд Туск, чтобы не допустить четырехкратного роста стоимости хлеба предлагает, как минимум, потребовать досрочной выплаты ежегодной финансовой помощи от Брюсселя в размере 23,9 млрд евро, доступных в рамках грантов, и 11,5 млрд евро из кредитной части. А если это не поможет, предлагает наплевать на решение Европейского суда и перестать выплачивать штраф в размере миллиона евро в сутки, который Варшава обязана вносить за отказ реформировать собственную судебную систему. Туск небезосновательно считает, что на эти деньги лучше купить сельскохозяйственных удобрений.
В рамках этого разговора мы могли бы написать еще и о призывах немецкого правительства потреблять меньше мяса и снизить температуру в домах до 15 градусов, о забастовках испанских и французских фермеров, требующих снизить цены на солярку. О том, что средняя стоимость бака бензина во Франции выросла до 140 евро, что Австрия готовит режим аварийного предупреждения на случай прекращения поставок газа из России. Что в Германии ожидают тотального дефицита, от ячменя до зерна горчицы, или что согласно данным опроса Национальной статистической службы Соединенного Королевства (ONS) каждый третий британец начал экономить на электричестве и продуктах питания.
Но об этом уже в другой раз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
>>> Больше актуальных новостей – в Telegram-канале Sputnik Беларусь
Лента новостей
0