В Беларуси катастрофически не хватает дальнобойщиков: куда делись водители?

© Sputnik / Виктор ТолочкоДальнобойщик готовит себе еду
Дальнобойщик готовит себе еду - Sputnik Беларусь, 1920, 03.02.2022
Подписаться
Транспортные компании испытывают дефицит водителей. Почему так произошло, к каким последствиям привел кадровый голод в отрасли и можно ли изменить ситуацию, разбирался Sputnik.
По официальной статистике в стране полный порядок с трудоустройством людей большинства специальностей. Если открыть сайты по поиску работы, можно увидеть огромное количество незакрытых вакансий.
Самое удивительное, что наибольший спрос в стране сейчас – на водителей. Не хватает сотрудников во многих автопарках страны, транспортные компании буквально стонут от недостатка рабочей силы.
Статистика показывает, что есть дефицит даже водителей такси. Не хватает водителей-экспедиторов, курьеров-доставщиков, которые развозят товары. Но больше всего – именно дальнобойщиков. И для транзитной страны это становится огромной проблемой.

Данные биржи

По данным международной биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, в 2021 году на рынке водителей-международников серьезно вырос спрос, в то время как желающих пойти работать дальнобойщиком, наоборот, мало.
Дефицит исполнителей становится критическим, сообщает биржа. В частности, количество заявок на междугородные перевозки в 2021 году выросло по сравнению с 2020 годом на 47%. Внутри Беларуси рост несколько ниже, но тоже серьезный – на уровне 20%. Основным стал экспорт в Россию – число заявок здесь выросло на целых 66%.
При этом наблюдается серьезное сокращение перевозчиков.

"Наша статистика подтверждает тенденцию, что перевозчиков становится меньше. В Беларуси особенно сильно пострадали внутренние перевозки: количество размещаемых на белорусских направлениях машин снизилось на 56%. Почти столь же сильно просело и количество машин на доставку грузов в Россию (–49%). А с учетом резкого роста спроса на этом направлении очевидно, что дефицит исполнителей становится критическим. При этом перевозки из России пострадали не так сильно (–15%)", – заявила Sputnik директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.

Она отмечает, что на этом фоне в стране начали расти ставки на грузовые перевозки. Так, в целом по Беларуси (с учетом международных перевозок) ставки выросли за год на 21,7%, если брать цифры внутри страны – они поднялись на 40%.
Дорожает все, в том числе и перевозки из России в Беларусь (на 28%), а в обратном направлении — на 12%.
И такая тенденция, судя по всему, сохранится и в 2022 году – ждать “разруливания” ситуации вряд ли можно в ближайшее время.
"Еще одна причина дефицита водителей-дальнобойщиков заключается в стремительном развитии онлайн-ретейла и сервисов внутригородской доставки. Именно туда уходят многие из-за высоких зарплат и более комфортных условий труда", – отмечает Татьяна Солдатенко.

Низкие зарплаты в Беларуси

Проблемой также становятся относительно невысокие зарплаты в Беларуси, если сравнивать с той же Европой.
"Усугубить ситуацию в Беларуси может и кризис с перевозками в Европе, где дефицит кадров стараются восполнить за счет мигрантов. В этих условиях белорусским транспортным компаниям может быть сложнее удерживать водителей, которым в Евросоюзе готовы предлагать более высокие зарплаты", – подчеркнула руководитель "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси".
В среднем белорусские компании предлагают дальнобойщику порядка 2,5 тысячи рублей в месяц. Но нужно учитывать – это если работать много и почти без выходных.
И если те, кто постарше, еще соглашаются на такую оплату, то молодые ребята ищут работу за бугром. И с Европой тут тягаться бессмысленно.

Не только оплата другая

Белорусский водитель-дальнобойщик Виталий уже два года работает в литовской транспортной компании. До этого был водителем в белорусской и российской фирмах по грузоперевозкам. Разница, как отмечает Виталий, колоссальная. И не только по зарплатам.

"Во-первых, ездить по европейским дорогам одно удовольствие. И еще важный момент: не нужно стоять в очереди на прохождение границы и таможни. В ЕС границ нет, а мои коллеги, которые работают на белорусские транспортные компании, стоят в очередях по четверо суток, а то и больше. И причем белорусские и российские компании поступают хитро – со вторых суток за каждый час по евро платят, если стоишь, чтобы экономить таким образом", – отмечает он.

Белорусские и российские перевозчики зачастую сталкиваются с еще одной проблемой – перебоями в поставках грузов, рассказывает наш собеседник.
"Проблема началась после коронавируса: не было заказов. По неделе стояли в Европе – то есть в РФ грузишься и едешь в ЕС, там выгружаешь товар и стоишь днями, ждешь нового товара. И получалось, что за простой ничего не зарабатывали. Больше проедали, чем получали денег", – говорит Виталий.

Как начисляют зарплату

В европейских компаниях оплата работы водителя посуточная, и неважно – в пути ты или ждешь груза. Белорусские перевозчики платят "от колеса".
Также стала очень популярна так называемая каденция. Это когда водитель по приглашению работодателя едет в ту же Литву, там 2-3 месяца работает по Европе. Потом ему дают отпуск – до месяца. Он возвращается домой и отдыхает. А затем снова приступает к работе.
В большинстве случаев зарплата дальнобойщиков в той же Литве или Польше стартует от 2 тысяч евро, отмечают сами водители. В среднем начисляют за сутки от 70 до 80 евро. В Беларуси о таких суммах приходится только мечтать.
"Когда я работал на местную фирму, у меня могло за один рейс выйти 600 долларов. Так работодатель высчитывал с меня деньги за все: за перерасход топлива, за какие-то поломки, запчасти и прочее. И порой вообще в минус уходил от поездок. Причем я сам был и водителем, и обслуживал машину. В Литве такого нет и в помине. Ты только водитель, если поломка – к тебе выезжает бригада и ремонтирует авто. Никаких вычетов, совершенное иное отношение", – рассказывает дальнобойщик.
Как говорит сам Виталий, в среднем он зарабатывает в Литве в 2, а то и в 2,5 раза больше, нежели в свое время в Беларуси.

"В Литве я зарабатываю за год столько же, сколько в Беларуси за два с половиной года. И совершенно иное отношение к нам. Ездим на новых машинах, не перерабатываем. А у нас приходится на липовых чипах по ЕАЭС ездить. Чтобы ускорить доставку грузов, тебе дают несколько чипов, оформленных на разных людей, и ты едешь в ту же Россию сверх нормы. Мало спишь. Почему водители засыпают на дорогах? Да потому что уставшие, время – деньги", – делится своим мнением Виталий.

А еще к белорусским и российским грузам чаще придираются полицейские в Европе: постоянный контроль документов, проверка груза. С фурами на еврономерах такого нет, отмечают дальнобойщики.

Отток водителей может увеличиться

К слову, серьезный дефицит водителей в Литве и Польше порождает еще больший спрос на желающих поработать дальнобойщиком. И кандидатуры белорусских граждан европейские логистические компании рассматривают с удовольствием.
Требования в Европе к водителям достаточно серьезные. Хотя некоторые берут сотрудников без опыта работы, но поначалу они должны пройти стажировку, а затем только получают рабочую ставку.
У водителей-международников должен быть сертификат о профессиональной квалификации. Он стоит немало, но многие фирмы помогают белорусским водителям с приобретением такого документа.

Работа нелегкая

"Но везде, и у нас, и в Европе, работа дальнобойщика тяжелая. Это только по видеороликам в интернете все легко и просто – крути баранку. Дальнобойщик везде – как та собака на привязи: ты везешь груз и за него ответственен, никуда не отойти и не выйти. Все время в кабине", – говорит Виталий.
Белорусские водители у себя в стране, с его слов, зарабатывают недостаточно средств.
"Молодым людям, чтобы построить квартиру, вырастить детей, да и самим более-менее сносно жить, этих денег мало. Если бы зарплаты повыше были, можно было бы и вернуться. Но побеждает жадность работодателей. Каждый хочет навариться за счет низкой оплаты труда", – подчеркивает Виталий.
Возвращаться работать на родину дальнобойщиком-международником он в ближайшие годы не намерен. Говорит, привык к лучшим условиям. Более того, переманил в литовские фирмы и своих друзей-земляков.
"Они поработали немного там и сказали, что никогда в жизни назад не поедут работать. Здесь остаются только уже более старшие водители, подуставшие. Потому сейчас набирают в дальнобойщики в Беларуси кого только можно – и выпускников школ порой встретишь", – подытоживает Виталий.

Не все так сладко

Дальнобойщики в Европе также сталкиваются с серьезными проблемами. К примеру, воровством топлива. Казалось бы, кому оно нужно? Но нужно – в том числе и мигрантам, которые наводнили страны Еврозоны.
Все чаще в интернете появляются ролики, где дальнобойщики показывают вскрытые и опустошенные топливные баки. Не помогают даже специальные защитные крышки. Злоумышленники просто высверливают отверстия, пока авто на стоянке, и сливают солярку.
Так, один российский дальнобойщик опубликовал в сообществе "Шоферские будни" ролик, как у него французы умудрились слить 400 литров солярки.

"У соседа слили топливо с бака рефрижератора, а у другого слили полный бак, 800 литров", – отметил он.

Бывают и случаи кражи грузов, даже в самых благополучных странах. Так что прописную истину забывать не стоит и на работе в ЕС: останавливаться нужно только на платных парковках.
И важно знать: как правило, в Европе рады опытным дальнобойщикам, и чтобы помоложе были – максимум до 50 лет.
А за нарушение режимов и правил дорожного движения там выставляют очень большие штрафы, которые будет оплачивать дальнобойщик из своего кармана, даже если он житель Беларуси.

Что делать

Самое простое решение, чтобы сократить отток дальнобойщиков за границу из Беларуси, – повысить зарплату. К примеру, многие британские розничные сети предлагают новым водителям за трудоустройство по 1 тысячи фунтов стерлингов. Просто как бонус.
Однако дело не только в деньгах. Человек не будет работать даже при высокой зарплате, если не будет комфортных условий.
В 2020 году Европарламент утвердил новые правила, облегчающие жизнь водителей. В частности, новыми законами установлены нормы отдыха между рейсами и во время поездок.
К примеру, после шести дней работы транспортная компания должна обеспечить водителю отдых от 24 до 45 часов и выделить для этого помещение.
Одним из важнейших вызовов для индустрии может стать вовлечение в профессию женщин. Для решения этой проблемы в США действуют программы, финансирующие бесплатную сертификацию для женщин-водителей.
Гендерным вопросом занимаются и европейские организации, которые популяризируют профессию среди женщин. Глядишь, белорусские компании тоже подхватят такую идею – особенно на фоне кадрового дефицита.
Читайте также:
Репортаж с литовской границы – фуры стоят в очереди по несколько суток
"Мужчины не пристают": красавица-дальнобойщица рассказала о своей работе
Бег для души и зарплата в $1000: как дворник из Бреста стал марафонцем
Лента новостей
0