Художественная гимнастика: серебряный дубль россиянок в групповом турнире

© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкРоссийские спортсменки, члены сборной России (команда ОКР) Алиса Тищенко, Анастасия Татарева, Ангелина Шкатова, Анастасия Максимова и Анастасия Близнюк (слева направо)
Российские спортсменки, члены сборной России (команда ОКР) Алиса Тищенко, Анастасия Татарева, Ангелина Шкатова, Анастасия Максимова и Анастасия Близнюк (слева направо) - Sputnik Беларусь, 1920, 08.08.2021
Подписаться
Финал в личном многоборье в художественной гимнастике получился с "запахом".
Существующая система судейства в художественной гимнастике оказала, что за одно и тоже упражнение, за одно и тоже качество исполнения можно в один день поставить одну оценку, а назавтра совсем другую.
Все идет к тому, что система судейства должна быть пересмотрена, а участники судейского беспредела по отношению к российским спортсменкам дисквалифицированы и отстранены от участия в крупнейших международных турнирах.

Два в одном

Групповой турнир в художественной гимнастике – это та же гимнастика, что и у одиночниц, но в тоже время совершенно другая. Здесь турнирные страсти не уступают одиночницам, а порой на порядок превосходят их.
Так сложилось, что в последние 20 лет победы российских "художниц" отодвинули групповой турнир на задний план. Этот вид соревнований берет свое начало в нашей, некогда общей стране. Начинался он с физкультурных парадов, как некий общий компилят их акробатики, спортивной гимнастики и элементов балета, приняв тот вид, к которому мы привыкли к середине ХХ века.
Для любителей спортивной истории замечу, что инициатором первого физкультурного парада, который состоялся в 1919 году в Москве в самый разгар гражданской войны, был Владимир Ленин. А после этого долгое время подобные мероприятия стали частью национальной спортивной культуры во всех республиках СССР.
Групповые соревнования в художественной гимнастике имеют принципиально другую психологию. Здесь каждая спортсменка должна подавить личные амбиции и представить свое мастерство в рамках заданной программы. Солировать или как-то выделиться на фоне группы она может только в том случае, когда это заложено в замысле тренера и хореографа, ставящего спортивно-хореографическую миниатюру для группы. Вторым важным моментом является то, что по теории вероятностей возможность ошибок в программе возрастает кратно – в группе участвует пять гимнасток. Один за всех и все за одного – главный принцип в групповом турнире.
Прошедшая квалификация показала, что в финале нас ждет немало сюрпризов. Команда Болгарии, которая допустила потерю булавы, каким-то необъяснимым образом сумела не просто сохранить лидерство перед россиянками, но и упрочить его. В упражнениях с тремя обручами и четырьмя булавами россиянки проиграли команде Беларуси. Наши девушки заставили изрядно поволноваться белорусских болельщиков, откровенно заваливших первый квалификационный вид, когда вопрос о прохождении в финал висел на волоске.

Сюрпризы финала

Непопадание в финальную часть группового турнира сборных Узбекистана и Азербайджана для многих стало сюрпризом. Хозяйки турнира в финал попали по судейству, которое для них было предельно щадящим. Но все это не изменило общей картины – основная борьба развернулась между сборными России, Беларуси, и Болгарии и Италии.
В первом виде – упражнении с пятью мячами – итальянки, выступающие третьими, задали темп всему финалу – 44,55. Но сразу же подали протест. В этом вопросе они не были первопроходцами, первой протест подала команда Израиля, а всего в день финала в групповых соревнованиях их было пять. Но итальянки были единственными, чей протест был удовлетворен. Судьи повысили оценку на три десятых до 44,85. Следующие за ними болгарки подтвердили свои претензии на олимпийское золото. Скорость исполнения всего упражнения была высочайшая, широкие переброски мячей, исполнение комбинации по всему ковру сделало свое дело – 47,55. Это запредельно высокий балл.
Выступающие последними команды Беларуси и России были точны, но не безупречны. Белорускам не хватило опыта – это самая молодая команда на турнире, все дебютантки, кроме Арины Цицилиной. Но итоговая оценка была хотя и не вдохновляющая, но обнадеживающая – 45,55. Россиянкам не хватило размашистости, скученность при выполнении программы была очевидной – 46,2. Отставание от болгарок российской команды в почти полтора балла было тревожным. Отставание итальянок от белорусок было чуть меньше одного балла.
Второй вид программы – упражнение с булавами и обручами – более сложный и предельно динамичный. Порядок выхода команд тот же. Рисунок программы итальянок вызывал восторг, когда одна из гимнасток использовала булаву в качестве связующего элемента, соединив два обруча. Финал программы – пересечение трех обручей в виде олимпийских колец был и вовсе эффектным – 42,85. Поданный протест на изменение оценки в этот раз оказался безрезультатным – судьи отказались менять оценку итальянкам.
А дальше была развязка всего турнира в групповых упражнениях. Болгарские гимнастки использовали в своей композиции музыку финальной части балета "Спартак". Помарки и ошибки, недокрученные фуэте, слабость балетной подготовки, но сложность программы и размашистость выступления взяли свое.
В белорусской сборной на ковре на ковре в это утро была откровенная катастрофа – зацепка за обруч гимнастки повлекла за собой потерю булавы. Итоговая оценка 38,3 – это прощание с мыслью о медали.
Последнюю точку в итоговом протоколе должны были поставить россиянки. Это был не их день: серьезная потеря равновесия в начале программы у Анастасии Максимовой повлек за собой серию досадных ошибок. Российские гимнастки еще до выставления оценок сами поняли, что проиграли. Речь шла уже не о серебре, на горизонте замаячила бронза. Но все обошлось – 44,2 – российские гимнастки вторые.
Гимнастический турнир в Токио для российской сборной начинался со слова "впервые". Разница лишь в том, что когда мы говорили о спортивной гимнастике, то речь шла о победах, которых российские болельщики ждали четверть века. В художественной гимнастике все наоборот – впервые за четверть века олимпийскими чемпионками в этом виде стали спортсменки не из России. Но такова философия спорта: ощущение первенства, своей победы над соперником возможно только тогда, когда после вас есть второй, третий и так далее. Надо это понять, принять и двигаться дальше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Лента новостей
0