Сейчас в центре идут последние приготовления для встречи диспетчеров, которые завершают свою работу в старом комплексе в башне Национального аэропорта Минск. Корреспондент Sputnik съездил в Сокол и посмотрел, как авиадиспетчеры будут обслуживать пользователей воздушного пространства.
Раньше в небо поднимали целый Могилев, сейчас – Борисов
Постороннему человеку на территорию центра попасть нереально – двойной забор по периметру, сотни видеокамер, датчики проникновения. Режимный объект, подчеркивает начальник нового центра УВД Александр Шостак, и уверяет: авиационная безопасность прежде всего.
"Один авиадиспетчер может одновременно вести 15 самолетов, а это порядка 3-4 тысяч пассажиров в воздухе. Естественно, их безопасность на первом месте. Чтобы никто не вмешался, не сделал какую-нибудь диверсию, такие меры", - говорит руководитель.
Минский диспетчерский центр управления воздушным движением откроется в ночь с 14 на 15 мая. Лишь по той причине, констатирует Шостак, что ночью самая низкая интенсивность полетов. "Возможно, будет несколько самолетов на связи, возможно, десяток, но явно не то количество, которое бывает днем – 400-500 бортов", - поясняет он.
В начале мая в воздушном пространстве страны становится больше рейсов. Активизируются чартеры, открываются новые регулярные маршруты. Однако, по словам начальника центра, нынешнее движение – это далеко не то, что было до пандемии. В 2019-м году белорусские авиадиспетчеры обслуживали до 1300 самолетов в сутки, сейчас их количество сократилось в разы.
"За сутки мы поднимали в небо 350-400 тысяч человек. Грубо говоря, целый Могилев. Сейчас это Борисов, Лида (100-150 тысяч)", - акцентирует Александр Шостак.
Штат в новом центре будет около 500 человек. Из них порядка 160 диспетчеров по управлению воздушным движением и около 50 диспетчеров по организации воздушного движения, диспетчеры планирования, диспетчеры-операторы и другие специалисты. Здесь также есть координационный центр поиска и спасения на случай любого авиационного ЧП. В старом центре в аэропорту "на всякий пожарный" на период перехода останется дежурная смена диспетчеров.
Над Беларусью почти 70 воздушных трасс
В воздушном пространстве страны существует 66 маршрутов зональной навигации для пилотов. Однако, по словам Александра Шостака, несколько месяцев назад авиационные власти ввели свободные маршруты для судов гражданской авиации.
"Другими словами, пользователи воздушного пространства могут летать не по определенным трассам – а использовать точку входа и точку выхода на границе воздушного пространства Республики Беларусь. Так пилоты экономят полетное время и топливо. Вылетел самолет, к примеру, из Лондона в Пекин, вошел транзитом в воздушное пространство Беларуси – для него есть точка входа и точка выхода", - подчеркивает собеседник.
Не только гражданская авиация
"Мы управляем абсолютно любой авиацией, которая есть в нашем воздушном пространстве. Государственную (авиацию - Sputnik) тоже могут делегировать под наше управление. Боевые полеты – нет, ими управляют офицеры боевого управления. Нам просто вводят ограничения, и в ту зону, где они выполняются, гражданская авиация не заходит", - добавляет начальник центра.
В здании находится объединенная группа планирования, она рассматривает заявки на использование "белорусского неба" от порядка 1500 авиакомпаний из 100 стран мира и выдает разрешения на использование воздушного пространства. Транзитом через Беларусь летают около 90 процентов судов, остальные 10 выполняют перелеты между региональными аэропортами.
Шостак говорит, что в Беларуси большой парк малой авиации, и самолеты-вертолеты летают много и часто.
"Это те, кто обслуживают нефтепровод, газопроводы, лесопатруль, сельхозавиация, гаишники, которые контролируют дороги, скоростной режим и так далее", - рассказывает он.
Получить разрешение, если у вас есть свой самолет, вертолет или дрон, в принципе несложно. Нужно подать в центр заявку, диспетчеры планирования определят место, время и высоту использования воздушного пространства.
Сплошные тренировки
Диспетчеры в центре будут работать в пять смен: в каждой из них 25-30 человек и руководитель полетов. Один диспетчер может одновременно вести до 15 самолетов, больше – уже небезопасно.
Что касается оборудования, то модернизирована автоматизированная система управления воздушным движением – это основной элемент, который авиадиспетчеры используют в работе. Установлена новая система радиосвязи, резервная и аварийная радиосвязь. Есть даже "умный пульт", благодаря которому можно настраивать мониторы под себя.
Здешние специалисты – выпускники не только Белорусской государственной академии авиации, но и Ульяновского, Кировоградского, Рижского и Санкт-Петербургского авиационных учреждений. Для них в центре есть специальный тренажерный комплекс.
Основная задача тренажера – обучение, проверка, поддержание и повышение профессионального уровня авиадиспетчеров. Они отрабатывают любые ситуации и условия, которые могут случиться при выполнении полета – гроза, ливень, снег, туман, отказ двигателя, пожар двигателя и прочее.
Диспетчер-оператор Арина Кривонос – выпускница Белорусской государственной академии авиации. Сейчас она проходит обучение на тренажерном модуле, после чего девушку ждет 600-часовая стажировка, которая займет полгода.
"Затем экзамен в местной квалификационной комиссии и, надеюсь, допуск к реальной работе диспетчера. Может, у нас и рутинная работа, но каждый день не похож на предыдущий, ведь всякие ситуации бывают", - признается она.
Как центр будет зарабатывать деньги
Строительство центра велось почти пять лет, первый камень был заложен в сентябре 2016 года. На его возведение было потрачено около 90 млн белорусских рублей. Сможет ли он себя окупить в будущем?
"Я думаю, что да, ведь благодаря новому центру мы увеличиваем транзитную возможность в воздушном пространстве Республики Беларусь, оказываем пользователям более качественный сервис аэронавигационного обслуживания и уровня безопасности полетов. Авиакомпании всего мира, чтобы пролететь через нашу страну, платят аэронавигационные сборы за каждые 100 км пути. На этом мы и будем зарабатывать", - заключает Александр Шостак.