Экономия или необходимость: для чего нужны навигационные пломбы

© Sputnik / Виктор ТолочкоТягачи с полуприцепами, архивное фото
Тягачи с полуприцепами, архивное фото - Sputnik Беларусь, 1920, 05.04.2021
Подписаться
Навигационные пломбы активно внедряют на территории Евразийского экономического союза, их используют для отслеживания транзитных перевозок товаров. Sputnik узнал, какие перспективы ждут Беларусь в этом направлении и, что уже сделано.

Государственный таможенный комитет Беларуси активно внедряет практики, которые позволяют перевозчикам максимально удобно пересекать границы, рассказал заместитель председателя ГТК Андрей Большаков.

Одним из таких проектов является использование таможенных пломб: они помогают оперативно отследить маршруты большегрузов. Планируется, что эта система станет единой на всей территории ЕАЭС.

Мера борьбы с COVID-19

"В Беларуси система была создана с нуля менее чем за два года. Острая необходимость в активизации работ по ее внедрению в промышленную эксплуатацию возникла в середине 2020 года, когда электронное отслеживание автомобилей применялось как одна из мер борьбы с распространением коронавирусной инфекции", – рассказал Большаков.

По его словам, сейчас вопросы применения навигационных пломб регулируются каждым из государств-членов ЕАЭС самостоятельно.

Также с 2018 года на площадке Евразийской экономической комиссии ведется работа над проектом соглашения о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок, где будут закреплены единые правила применения навигационных пломб на всей территории союза. Его планируется подписать уже в этом году.

Когда ставят навигационные пломбы

Как отметил зампред ГТК, устройства устанавливают при въезде фур, которые занимаются международными перевозками, на территорию Беларуси в 12 республиканских автомобильных пунктах таможенного оформления. Здесь же пломбы и снимают при выезде из ЕАЭС.

По три таких пункта находятся на границах  с Украиной и Польшей, два – с Латвией и четыре – с Литвой. Запускается навигационное устройство с помощью специального мобильного приложения.

"Белорусская система отслеживания позволяет применять любые виды навигационных пломб. При тестировании системы до ее введения в промышленную эксплуатацию были апробированы навигационные пломбы различных производителей, которые приобретались национальным оператором", – подчеркнул Большаков.

Всего с начала реализации проекта (с июня 2020 года) на территории Беларуси осуществлено более 70 тысяч перевозок с применением специальных пломб.

Из чего состоит пломба

Белорусские таможенники используют электронную навигационную пломбу, которая состоит из электронного блока многоразового применения и элемента пломбирования. Как пояснил зампред ГТК, в отдельных случаях при перевозках по территории республики, совместно с навигационной пломбой применяют специальное крепежное приспособление. Его разработал национальный оператор Беларуси в соответствии с требованиями таможенников.

Для чего нужны навигационные пломбы?

"Навигационные пломбы применяются при выявления признаков несоблюдения законодательства, а также при неоднократном нарушении перевозчиком правил транзита товаров. Также они позволяют сокращать количество мер таможенного контроля в пунктах пропуска за счет направления товаров под такой пломбой для контроля внутрь страны", – подчеркнул Большаков.

При этом он обратил внимание на то, что пломба не приобретается перевозчиком в собственность. Это услуга, которую оказывает национальный оператор перевозчику. Тариф составляет пять базовых величин (на сегодня это 29 белорусских рублей – Sputnik), включая налог на добавленную стоимость.

Экономия есть?

Большаков пояснил, что использование навигационных пломб вызвало заинтересованность у перевозчиков. Дело в том, что это менее затратный способ контроля за автомобилями.

Например, при транзите товара под сопровождением от Бреста до белорусско-российского участка государственной границы республики стоимость такой услуги составит порядка 300 долларов США. Фактически это в шесть раз больше, чем в случае перевозки под навигационной пломбой, добавил заместитель председателя ГТК.

Что использовать – навигационные устройства или таможенное сопровождение – решает перевозчик, исходя из финансовых и временных затрат.

Будут ли устанавливать пломбы на легковой и пассажирский транспорт

В ЕАЭС ведется работа по подготовке проекта соглашения о единой системе таможенного транзита товаров на территории союза.

В документе, кроме прочего, предполагается урегулировать вопросы, когда процедура транзита начинается и (или) завершается на территории третьих стран, в том числе и в отношении перевозок, которые выполняются с применением навигационных пломб. 

Тем не менее, устанавливать на пассажирский международный транспорт или легковые автомобили такие устройства пока не планируют.

Как работают пломбы?

Навигационные пломбы работают с системой глобального позиционирования – GPS.

"Маячок передает информацию в специальную систему, которая имеет отношение к перевозке товаров и находится под таможенным контролем. Она представляет собой программное обеспечение для удаленного наблюдения за электронными навигационными пломбами, установленными на фуры и контейнеры", – рассказал Большаков.

В системе реализованы основные функции:

  • идентификация и отслеживание перемещения опломбированного автомобиля в режиме реального времени;
  • уведомление в режиме реального времени о санкционированном (несанкционированном) вскрытии (попытки вскрытия) пломбировочного устройства, потере сигнала от пломбировочного устройства, разрядке аккумулятора, об отклонении от маршрута (с учетом допустимых норм и других условий перевозки);
  • фиксация и хранение информации о месте и времени произошедшего события, идентификация категории события;
  • проведение визуального контроля состояния пломбировочного устройства должностным лицом таможенного органа;
  • регистрация пломбировочных устройств в системе и управление ими (контроль заряда батареи, закрепление пломбировочного устройства за грузоперевозкой, отправка команд об открытии/закрытии пломбировочного устройства);
  • создание и администрирование заявок на наложение/снятие пломбировочного устройства;
  • задание маршрутов грузоперевозки.

Планируется, что в будущем система отслеживание транзита распространится по всей территории ЕАЭС и поможет бороться с недобросовестными перевозчиками. А пока – начало положено.

Читайте также:

Лента новостей
0