Корреспондент Sputnik Александр Жибуль узнал, как тренируются спортсмены и что нужно делать, чтобы забыть о боли в спине.
Белорусские гонщики за свою десятилетнюю карьеру смогли добиться приличных результатов. В их активе серебряный (2018) и бронзовый (2020) бедуины "Дакара", но цели спортсмены себе ставят амбициозные – победить. В погоне за главным призом гонщики "МАЗ-СПОРТавто", к сожалению, успели заработать не одну травму.
Лидер "мазовцев" Сергей Вязович признается, что больше всего у членов экипажей страдают позвоночник и шейный отдел. К тому же, гонщики во время ралли-рейда получают колоссальные нагрузки на организм.
"Мы были первопроходцами среди белорусов в ралли-рейдах. За это время заработали кучу травм, а сейчас пытаемся с ними держать себя в форме. Правильнее было бы не получать их в принципе, а сначала подготовить себя к таким нагрузкам. Но уже как есть, ведь запредельные нагрузки во время гонки – привычное дело", - говорит Вязович.
По его словам, эта несвоевременность ударила по здоровью спортсменов (в частности, спине). Сейчас же перед ними стоит задача не усугубить состояние и тренироваться, показывая результаты.
Не штанга, а гимнастический коврик
Если многие думают, что "мазовцы" работают преимущественно с железом, то они ошибаются. В основном спортсмены занимаются лечебной физкультурой в РНПЦ спорта и делают упор на проблемные места.
"Это, как у всех водителей - позвоночник, шейный отдел. Основные упражнения, которые мы делаем на тренировках, направлены на работу с собственным весом, стабилизацию организма. Все представляют ребят со штангой, но для нашего вида спорта – это ненужное", - объясняет Вязович.
Следит за "дакаровцами" инструктор-методист физической реабилитации РНПЦ Спорта Ольга Литвинко, которая не только делает замечания, но и подбадривает в процессе.
Тренировки проходят необычно: почти все упражнения в положении "лежа на коврике". Они кажутся легкими, но на самом деле здорово выматывают, говорит инструктор.
По ее словам, для спортсменов "МАЗ-СПОРТавто" предусмотрены физиотерапия, массаж и лечебная физкультура. Так занимаются уже год.
"В гонках страдает, в первую очередь, спина. Работаем над позвоночником, над мобильностью грудного отдела, над стабильностью пояснично-тазового комплекса. Очень много времени уделяется растяжке. И даже отдельно ребята работают со стопой. Дело в том, что стопа – фундамент нашего тела и ей нужно уделять внимание", - говорит Литвинко.
По ее словам, пояснично-тазовый комплекс у человека должен быть стабилен, а грудной отдел - подвижен. Также специалист учит "мазовцев" не включать позвоночник вместо пресса, что часто делают люди. На это и нацелены упражнения.
Спортсмены минской команды во время тренировок стараются, кто-то устает, но все равно, сжав зубы, пытается закончить комплекс.
Литвинко говорит, что такие нагрузки полезны не только профессиональным спортсменам, но и людям, у которых болит спина. Она советует всем водителям и офисным работникам не находиться долго в одном положении.
"Позвоночник убивают статические нагрузки, поэтому нужно больше ходить, а если человек долгое время находится в дороге, то раз в два часа делать остановку и прогуливаться", - добавляет специалист.
Универсальный секрет здоровой спины от Сергея Вязовича
Именитый гонщик говорит, что залог хорошего самочувствия - это упражнения с собственным весом по утрам. Притом, не обязательно тратить на это часы, достаточно нескольких минут. Он не верит в то, что в домашних условиях люди будут заниматься также интенсивно, как и в зале, поэтому со своего опыта называет несколько универсальных упражнений.
"Я сужу по себе, дома все становятся более ленивыми. Несколько десятков отжиманий по утрам, планка (прямая и боковая) на минуту и приседания с собственным весом – залог здоровья. Он позволяет стабилизировать поясничный отдел. Если это будет делаться режимно, человеку, не занимающемуся спортом, хватит этого с головой, чтобы чувствовать себя отлично", - делится гонщик.
Тренировки в номерах гостиницы и питание
Тренировки с собственным весом "мазовцы" проводят и в номерах гостиницы перед долгой гонкой. Стоит отметить, что и с железом они также работают, но в меньшей степени.
"Пик спортивной формы приходится на старт ралли-рейда, поэтому мы подводим себя к соревнованиям. Особенно тяжело было перед "Дакаром-2021". Я то набирал вес, то сбрасывал. Вообще, ходили слухи, что ралли отменят, а это все стресс", - объясняет Вязович.
Притом специальной диеты спортсмен не придерживался, хотя, по его словам, уже ограничивает себя в определенных продуктах, а бывают и вовсе "пустые" дни (разгрузочные – Sputnik).
Но к ралли-рейду нужно подходить со слегка лишним весом. "За две недели ралли-рейда уходит от пяти и более килограммов", - говорит Вязович.
В планах - победить
Несмотря на полученные травмы и огромные нагрузки, бросать гонки лидер "МАЗ-СПОРТавто" еще не планирует и о пенсии не задумывается.
"Пока хожу, здоровье позволяет и есть цель – выиграть "Дакар", завязывать не планирую. Чувствую себя молодым", - добавляет на прощание гонщик.