Руководители закрытых СМИ уже назвали решение властей "политической расправой над неугодными". Схожие формулировки используют и эксперты, говорящие об "узурпации власти и установлении диктатуры".
Вряд ли кого-то может удивить очередное проявление глубоко антидемократического и репрессивного характера украинского государства – страна последовательно идет дорогой, которую выбрала на Евромайдане в 2014 году.
В произошедшем самым любопытным оказался механизм, который был использован Киевом в данной операции. Он и впрямь нетривиален: президент Владимир Зеленский своим указом активировал решение Совета национальной безопасности и обороны страны (СНБО) о введении персональных санкций против депутата Верховной рады от партии "Оппозиционная платформа – За жизнь" Тараса Козака, который является владельцем перечисленных телеканалов. В список ограничений вошли блокирование активов, ограничение торговых операций, предотвращение вывода капиталов, приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств, аннулирование лицензий и разрешений. Срок действия мер – пять лет.
Санкции стали привычной частью мировой политики. Причина их существования – в отсутствии в мире единой всеобъемлющей правовой системы, а также механизмов, обеспечивающих ее бесперебойное функционирование. Действующие международные документы и организации образуют правовое лоскутное одеяло, работающее по принципу "тут играем, тут не играем, а тут рыбу заворачивали".
Именно в такой подвижной, с бесчисленными лакунами, неопределенностями и даже противоречиями системе как раз и возник инструмент санкций, где государства – по одиночке или объединившись – вводят рестрикции против других держав, иностранных граждан и структур, считая тех – по каким-то своим, зачастую глубоко волюнтаристским соображениям – виновными в разных нарушениях или преступлениях.
При этом оговорка про "иностранные" является ключевой, поскольку в нормальной ситуации санкции внутри самой страны просто невозможны и не имеют смысла.
Государство на своей территории обладает полнотой суверенитета, а его правовая и управленческая системы носят – должны носить – тот самый всеобъемлющий характер. Соответственно, любое событие может быть оценено на соответствие национальному законодательству, и в случае его нарушения, по мнению ответственных госструктур, вступают в дело предписанные процедуры пресечения, наказания виновных и так далее.
И даже если возникает некий совершенно новый феномен (каким, например, стало еще относительно недавно появление интернета и связанных с ним явлений), у государства есть установленная процедура адаптации своей работы к появляющимся инновациям.
Украина тут исключением, разумеется, не является. Там точно так же есть прописанные законом правила деятельности СМИ, контролирующие их работу органы и процедуры наказания за нарушение, вплоть до лишения лицензии. Это касается и других сфер, в частности бизнеса.
Именно поэтому введение санкций против собственных граждан и зарегистрированных в стране организаций в обход установленных законом алгоритмов – правовой абсурд и откровенное беззаконие.
Но вполне понятно, почему Владимир Зеленский и его соратники обратились к таким мерам. У них просто не было и нет выбора.
Украинский президент изначально был хромой уткой в смысле контроля над рассыпающейся системой госуправления, части которой приватизированы олигархическими и региональными кланами. Теперь же ситуация усугубилась для него катастрофическим падением общественной поддержки.
В подобной ситуации закрытие одним махом трех оппозиционных телеканалов и мощный удар по оппозиции в целом может стать подспорьем для подкрепления сильно пошатнувшихся позиций президента и его команды. Апелляция к патриотическим чувствам и борьба с российской пропагандой/агрессией – уже восьмой год как любимый метод Киева при решении любых проблем.
Однако Зеленский при всем желании не смог бы протащить данные решения по законодательно установленной процедуре. А значит, в дело вновь вступила революционная целесообразность и – вуаля.
Обычно такие новости с Украины вызывают язвительные комментарии об идущей ударными темпами государственной деградации юго-западных соседей. Но теперь к ситуации добавился новый, довольно неожиданный аспект.
Ведь фактически Киев берет пример с силы, которую считает для себя цивилизационным и государственно-политическим образцом, – с Соединенных Штатов Америки. Впрочем, имеет место и обратный процесс: США берут пример с Украины.
Тамошний либеральный истеблишмент (многие представители которого приложили руку к украинским событиям последних лет) ныне дает всему миру ярчайший мастер-класс, как надо действовать, если не получается выигрывать у внутриполитических оппонентов по правилам. Выясняется, что в самой свободной и демократической стране можно запросто игнорировать любые нормы, традиции и принципы, зажав общество в тиски жесточайшей цензуры, запугивая несогласных и зачищая неугодных. В общем, ровно то, что и происходит на Украине уже восьмой год.
Правда, если от духа, заложенного отцами-основателями в американскую политическую систему, уже почти ничего не осталось, то букве законе в Вашингтоне пока еще пытаются следовать – или хотя бы создавать видимость сохранения такого подхода.
Зато киевские власти с хуторской непосредственностью не видят необходимости в бесполезных псевдоправовых реверансах, результатом чего и являются решения о санкциях против собственных граждан и телеканалов.
Текущие события в очередной раз подтверждают давным-давно сделанные прогнозы о печальной судьбе как украинской государственности, так и страны в целом. Запущенные процессы упадка набирают ход, и каждый новый шаг на пути регресса дается легче предыдущего.
Но заодно происходящее показывает, в каком направлении двигаются США и куда они придут, если так и не найдут в себе силы остановить маховик гражданско-политического противостояния.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Оригинал материала читайте на РИА Новости