Раньше вместе со словом "Слуцк" в сети искали адрес ЛТП и вакансии. Сейчас самый популярный запрос – "концлагерь".
"Спецлагерь с вышками, высоким забором и усиленной охраной". Так писали в середине января многие интернет-ресурсы про слуцкое ЛТП, в котором находились задержанные на акциях протеста в начале августа. Масла в огонь подлила опубликованная в сети аудиозапись, на которой человек с голосом, похожим на голос нынешнего замглавы МВД Николая Карпенкова, как раз рассказывает про это. Информацию подхватили некоторые западные СМИ.
В силовых ведомствах ответили на вопросы журналистов, правда ли это. И заявили: планов по созданию лагерей у власти нет и в помине, а подобные заявления не что иное, как фейк. Однако фото в интернете все же будоражили воображение граждан. А вдруг правда? На скандальных снимках лечебно-трудовой профилакторий под Слуцком обнесен колючей проволокой, по периметру установлены сторожевые вышки, усилена охрана. В бараках – задержанные на акциях протеста и "приговоренные к суткам".
Редакция Sputnik отправилась в тот самый ЛТП №3, чтобы понять, что же там происходило в августе и что происходит сейчас.
Лечебно-трудовой профилакторий
ЛТП №3 создано в 1994 году. Это учреждение Департамента исполнения наказаний МВД даже с нуля строить не пришлось. Его открыли на месте расформированной воинской части. Спецучреждение расположено в 100 километрах от столицы, в глухом лесу неподалеку. Официальный адрес ЛТП №3 - Слуцкий район, деревня Павловка.
Лечебно-трудовой профилакторий - объект режимный. Потому попасть сюда не так просто - если не по решению суда, то только по согласованию с вышестоящими структурами МВД.
Сперва проходим КПП в километре от учреждения. А после подъезжаем к ЛТП – самому известному нынче в стране.
После всех процедур досмотра и оформления попадаем на территорию. За высоким забором нас встречает милая улыбчивая женщина – полковник внутренней службы и начальник слуцкого ЛТП №3 Алеся Горбель.
"Ну что, не боитесь? - отшучивается руководитель. - Мы вам все расскажем и покажем".
"Лечатся у нас здесь как мужчины, так и женщины. Всего более 200 человек. Территория большая, но здесь все компактно, само же учреждение полупустое, свободных мест много", - начинает с вводной информации Алеся Григорьевна.
Первое место в ЛТП, с которым нас подробно знакомит начальство, – магазин. Говорят, самое любимое место подопечных. Кстати, направление в это спецзаведение не является судимостью, поэтому слово "осужденные" к обитателям не применяют.
Магазин ничем не отличается от любого сельского. А как говорит продавец, ассортимента здесь на "сорок тетрадных страниц". На прилавке и бакалея, и сладости, и бытовая химия.
"Но самые популярные товары у нас – сигареты, кофе и чай. А девушки еще берут краску для волос и дезодоранты, красивыми хотят быть", - рассказывает Елена Шкарупа. Она здесь и продавец, и заведующая.
"Мы и спецзаказы выполняем. Нету чего-то у человека, он просит, заявку пишем и стараемся выполнить его просьбу. Привозим товар или из Слуцка, или из столицы", - добавляет Елена.
С виду магазин хоть и обычный, но просто так сюда не придешь – строго по расписанию и под присмотром сотрудников учреждения. Деньги, кстати, "местные" тратят кровно заработанные. Правда, наличные им не выдают, а заводят спецсчета, с которых потом и списывают суммы.
В ЛТП не калечат, а лечат
Лечебно-трудовой профилакторий – почти автономное учреждение. Есть не только магазин, но и баня, медицинский пункт. Отдельное помещение отведено для занятий с психологами.
"У нас на лечении – особый контингент: зависимые от алкоголя люди. Диагноз – серьезный. На свободе они не всегда начинают вести здоровый образ жизни, многие – берутся за старое. Поэтому ЛТП, пусть и в неволе, но помогает им найти себя", - продолжает разговор Алеся Горбель.
"Рецидивы тоже есть, не всем помогает. Но мы не отступаем. Ищем ко всем подход, в том числе и духовно", - добавляет она.
Небольшую православную церковь на территории ЛТП освятили в 2017 году.
Строительство завершили, а на отделку внутри не хватало средств. Но хотелось закончить начатое дело. Средства жертвовали и работники, и постояльцы, и Слуцкая епархия. Так и обустроили обитель, в которую теперь дверь открыта всем желающим.
Условия в ЛТП строгие, но не суровые
Проходя по местным "достопримечательностям", то и дело ищем те самые надзорные вышки, о которых так много писали в медиа. Но так и не находим их.
А вообще нам, людям "свободным", показалось, что это не лагерь и не тюрьма. Первая ассоциация – что-то среднее между лечебным учреждением и воинской частью. Распорядок здесь строгий. Но и работают много - трудотерапия прописана нормативами, как-никак.
Находящиеся в ЛТП частично возмещают расходы на свое содержание. Оплата труда здесь, правда, невысокая.
Средняя по ЛТП – чуть более 200 рублей. Но, как отмечает начальство, если отправляют подопечных на выезд в сельхозкооперативы, то и до 700 рублей заработка выходит.
На территории лечебно-трудового профилактория есть и собственные производства. Занимаются здесь деревообработкой, пекут свой хлеб, есть и швейная мастерская.
На комбинате бытового обслуживания – процесс стирки и глажки белья. Участвуют в процессе Виктор и Михаил (имена попросили изменить). Оба из Минска. Первый в учреждении семь месяцев, второй – почти год. В марте Михаила отпустят домой, чего он очень ждет. Обещает завязать с алкоголем, причем навсегда. Говорит, осознал.
Условия содержания в ЛТП для этих мужчин вполне приемлемые: "Ничего не напрягает".
"Здесь вольности есть. Не только обязанности. И позвонить можно домой, и телевизор посмотреть", - рассказали они.
Начальник ЛТП №3 добавляет: "Мы - требовательные. И здесь все должно быть четко. Но все мы люди и потому даже спорные вопросы пытаемся решать по-человечески. Разговором, а не силой. Говорим: "если бы ваши родственники знали, как вы себя здесь хорошо ведете, у них бы душа не нарадовалась!"
Так был ли лагерь для протестующих?
Увиденная нами картинка в ЛТП №3 резонировала с той, которую видели в сети. Потому не могли не спросить: так а был ли лагерь?
"Был, но не лагерь! А участок ИВС Слуцкого РОВД. Да, сюда привозили людей из разных регионов, которых осудили на административный арест за участия в акциях", - отмечает полковник внутренней службы Горбель.
"Палаток, как писали, никаких не разбивали. У нас общежития есть, и ЛТП не расформировывали. Мол, развозили местных по другим учреждениям. Все работало, как и прежде, выполняло свою основную функцию", - добавляет она.
Задаемся еще вопросом: надзорные вышки на фото – правда?
"Вышки были, их установили на время, поскольку нужно было обеспечить дополнительный контроль, но после их демонтировали, - отвечает Алеся Горбель. - Как видите, сейчас их нет. И вообще участок ИВС был здесь два дня. Буквально через сутки после первого поступления задержанных их начали отпускать".
Упоминаем ту самую аудиозапись, на которой якобы высокопоставленный чиновник министерства внутренних дел говорит о планах построить аналогичный лагерь для противников Лукашенко. Это действительно так?
"Могу сказать одно, что у нас точно нет таких планов, и даже на уровне разговоров это не обсуждается", - резюмирует разговор начальник ЛТП №3.
Справочно: все об ЛТП Беларуси
В Беларуси восемь лечебно-трудовых профилактических учреждений. В них принудительно лечат от алкоголизма. ЛТП многие сравнивают с "химией", частично они схожи - людей содержат под охраной на отдельной территории. В ЛТП, к слову, попадают по решению суда.