До сих пор его идеи находятся на стадии разработки, но отдельные интересные элементы уже готовы. Корреспондент Sputnik посмотрел на них, удивившись больше всего камере пыток, созданной по всем канонам средневековья. Зачем она ему?
Попытка – не пытка
"Все это - музейные экспонаты, они не работают по своему прямому назначению", - спешит предупредить Александр, когда мы заходим в его "пыточную".
Первое, что бросается в глаза – лощеная герметичная бочка с водой, в ней макет мужчины. Так наказывали алкоголиков в средневековье.
"Поскольку считали, что пьянчуги напитываются спиртом, как вампир кровью, человека сажали в такую бочку, и от воды его раздувало в два раза. Человек и так состоит из воды на 70 процентов, а после этого он состоял из нее на 170 процентов! Это было хорошее наказание, человек пугался и менял свой образ жизни кардинально", - рассказывает Апанович.
За пьянство в средние века также могли повесить на шею огромную чугунную плиту – человек ходил с ней несколько дней. Прототип такой находится в музее мастера.
"И ты понимаешь, что не так был и прав, когда начал злоупотреблять алкоголем", - смеется историк.
Еще один экспонат – деревянный конь. Человека сажали сверху на острый угол, который врезался прямо в промежность. Чтобы пытка становилась невыносимой, к ногам привязывали чугунные гири. Так жертву разрывало пополам. В средневековье этот изощренный инструмент использовали в Московском государстве, ВКЛ и Европе.
Похожее сооружение – деревянный кол, на который очень любили сажать своих врагов Дракула и Иван Грозный, – также в коллекции Апановича. Есть еще пыточные клещи.
"Чтобы узнать всю подноготную, надо было залезть под ноготь. Зубы, носы, уши, ногти – рвали все. Было время…", - загадочно улыбается Александр.
Есть в музее и более банальные вещи – плаха, на которой рубили головы врагам, стул ведьмы, оснащенный шипами и наручниками, и колодки с надписью на латыни "Actus Dei" (дело Божье).
Дело в том, что некоторые орудия пыток одобрялись церковью, ведь казнили и тех, кто совершил серьезные преступления против веры и имущества – еретиков, воров, предателей. Но центральное место в этой коллекции занимает знаменитая гильотина.
"Ноу-хау XVIII века, удобная вещь для быстрой казни. Под нож гильотины легли тысячи казнимых, одним из таких был французский король Людовик XVI", - комментирует свое сооружение Александр.
Наименее изощренное орудие в коллекции сельчанина – пытка каплей. Жертве связывали руки и ноги, сажали на стул и подвешивали над головой сосуд с водой: капля методично капала на голову человеку в течение нескольких суток. По итогу он просто сходил с ума.
"Для современных людей увидеть такое – интересно, загадочно, таинственно. Обычные школьники, когда приезжают ко мне на экскурсию, просто млеют от удовольствия", - констатирует мастер.
Не холодное оружие
Помимо орудий пыток, в музее есть точные копии боевых оружий разных эпох. Тамплиерские мечи, шестопер, двуручный топор викинга с ясеневым древком, нормандский щит, саксонский топор, спартанский копис, гладиаторские шлемы, римские пилумы, кольчуги – впечатление такое, что находишься на съемочной площадке исторического сериала.
Все аутентичное, повторенное в мельчайших деталях, как это было 9-10 веков назад. Оружие, кстати, не заточенное, поэтому не считается холодным.
В Новом Дворе есть кузница, где Александр собственноручно выковывает мечи и копья. Процесс сложный и занимает много времени, но, по словам мастера, очень интересный.
"Я раскаляю сталь до ярко-красного цвета и отковываю ее молотом. Получается точь-в-точь оружие, как у легионеров Юлия Цезаря или Нерона. Круто же! ", - говорит он.
Александр Апанович постоянно выступает на исторических фестах, куда возит свое обмундирование. Минувшим летом должен был ехать в Испанию на "Ночь тамплиеров в Понферраде", но мероприятие отменилось из-за пандемии.
Несколько лет назад историк придумал собственный проект – "Кастра Нова", что в переводе с латыни означает "Новый Двор". Это фестиваль античной истории и культуры, где можно поучаствовать в настоящих гладиаторских боях, единоборствах варваров, античных играх и викторинах, танцах, полевых выходах, попробовать легионерскую похлебку. В этом году фестиваля из-за коронавируса также не было.
"Мы с группой энтузиастов реконструируем гладиаторские бои. Я, например, командую центурией 10-го легиона", - с гордостью замечает Александр.
Помимо реальных, у Александра есть оловянные воины всех времен и эпох – Наполеон, генерал Кастер, император Октавиан Август, князь полоцкий Всеслав Чародей, князь киевский Святослав и другие.
Планы у Апановича амбициозные: свой будущий музей рыцарства он хочет дополнить огромной диорамой Битвы на Немиге, а еще воссоздать таверну, где он бы угощал гостей старинными белорусскими напитками. Для этого нужны немалые средства.
"У меня часто спрашивают, сколько я потратил денег на то, что уже создал. Никогда не считал и не собираюсь считать! Просто люблю историю и живу ей", - заключает Александр.