В Беларуси орган – штучная вещь. В Минске, например, осталось всего четыре действующих музыкальных "гиганта": в Архикафедральном костеле Пресвятой Девы Марии, Белгосфилармонии, концертном зале "Верхний город" и костеле Святого Роха, куда мы и наведались.
Исключительный инструмент
В костеле Святого Роха светло и прохладно. Здешний микроклимат (11-12 градусов) идеально подходит для того, чтобы содержать один из самых крупных и громких органов в Беларуси – золотогорский. Его высота – около 15 метров, он находится в алтарной части католического храма. Это уникальный случай, поскольку обычно инструмент находится в мостике для хора. В костеле орган задействуют дважды в день, а в воскресенье – и вовсе пять раз.
Главным органистом здесь работает заместитель председателя Белорусского союза композиторов, журналист Первого канала Белорусского радио Виктор Кистень. По первому образованию он композитор. Факультатив по игре на органе в республиканской гимназии-колледже при Белорусской государственной академии музыки, вспоминает он, не прошел даром. Будучи студентом консерватории, парень написал свое первое произведение для органа и, ища возможность перевести тетрадные ноты в живую музыку, наткнулся на костел Святого Роха.
"С исполнения того произведения началась моя карьера органиста", – рассказывает Виктор.
Орган, поясняет он, привлек его мощью и объемом звучания: оно буквально пронизывает тело.
"Ты чувствуешь звук физически, он гармонизирует. Слушатели поэтому и приходят на богослужения и органные концерты – насладиться громким и исключительным звучанием этого инструмента", – констатирует органист.
До XIX века, объясняет Кистень, органы напрямую ассоциировались с костельными богослужениями, однако в эпоху романтизма у богатых людей появилась тенденция устанавливать дома небольшие органы и музицировать на них. Постепенно развилось направление светской органной музыки. Сейчас любая уважающая себя филармония не обходится без этого "гиганта".
Капризный и дорогой
Золотогорский орган состоит из оловянных и латунных труб (здесь их более 2 тысяч!) и кафедры – верхней и нижней педальной клавиатуры, а также регистров. Здесь же установлен и микрофон: костельному органисту нужно еще и петь.
В костеле Святого Роха это второй орган – первый перед войной бесследно исчез. Нынешний же покупался в 1980-х за советские рубли. Какова его реальная цена, сказать сложно, но…
"Схожий по размерам и количеству регистров орган, который находится в Витебской областной филармонии, стоил около миллиона долларов", – приводит пример Виктор Кистень.
Главная боль органистов – обслуживание инструмента. Органных мастеров в стране практически нет, их нигде не готовят, поэтому исполнителям приходится самим следить за состоянием инструмента.
"В принципе они довольно устойчивые ко времени и рассчитаны на столетия эксплуатации. Конкретно наш орган за 36 лет службы чувствует себя неплохо – крупных поломок не было, лишь периодически настраиваем его. Главное – соблюдать нужный температурный режим", – отмечает главный органист костела.
Орган – король всех инструментов: большего по размерам, возможностям и тембру в мире не найти. Каждый орган – это уникальное строение (его именно строят!), при возведении которого учитываются разные параметры: геометрия помещения, акустика, отсутствие звукопоглощающих предметов (ковры, мягкая мебель) и многое другое.
Еще один примечательный факт: музицируют на органе в специальных туфлях, с виду похожих на те, что используют на выступлениях танцоры-бальники. Нужны они для того, чтобы нажимать нижние клавиши каблуком.
Псалмы и мистерии
Виктор Кистень играет не только на богослужениях, причем делает это сугубо для души, но и на концертах: сейчас маэстро работает над собственной органной мистерией. Выступления органистов на больших сценах, по его словам, пользуются большой популярностью в мире. И даже в Беларуси.
"В допандемические времена люди заполняли весь концертный зал (имеется в виду "Верхний город" – Sputnik), сейчас посетителей стало меньше, но они ходят", – говорит Кистень.
В его репертуар входят не только молитвенные псалмы и предрождественские песнопения, но и музыка старинных мастеров, светские сюиты и всемирно известные композиции, типа саундтреков к "Игре престолов" или "Властелину колец", которые органист исполняет исключительно на концертах. Репетирует подобные вещи Виктор на электронном органе (он находится на цокольном этаже костела): играть такого рода музыку на духовом органе, по мнению Виктора, кощунственно.