Ситуация на границе в последнее время напряженная, перевозчики ждут очереди на въезд в страны ЕС по несколько суток. Корреспондент Sputnik отправился на самый популярный у водителей большегрузов пункт пропуска "Каменный Лог", чтобы узнать, как работают пограничники.
"Каменный Лог" встречает пасмурной погодой и ветром. Утром в среду здесь в очереди стояли около 300 машин.
Начальник отделения пограничного контроля "Каменный Лог" подполковник Максим Хоменок отмечает, что в последнее время количество грузовиков действительно увеличилось. На это влияет ряд факторов – неритмичность работы пункта пропуска сопредельной стороны, а также популярность направления у перевозчиков, так как на территории соседней республики нет ограничения на ввоз топлива.
Фуру оформляют не более 30 минут, легковушку – 10
Белорусская сторона ежесуточно оформляет более 500 фур. Говорят, что могут и больше, но нецелесообразно, так как Литва их не может принять и большегрузы все равно "зависнут" на границе.
Фура в "Каменном Логе" проводит не более 30 минут, легковушка – 10. Пропускная способность пункта позволяет проверить на въезд и выезд 1000 большегрузов, 1000 легковушек и 60 автобусов. Хоменок подчеркивает, "несмотря на сложную эпидемическую ситуацию, COVID-19 на работу не влияет". Все смены здесь укомплектованы полностью.
На границе обязательна термометрия. Если у кого-то обнаруживают повышенную температуру или симптомы болезни, то приезжают медики из Ошмян. Назад в Литву пограничники людей не разворачивают. "Медики забирают их в больницу до полного выздоровления", – объясняет Хоменок.
Также, по его словам, все лица, прибывающие в Беларусь из стран, в которых зарегистрированы случаи COVID-19, обязательно проходят 10-дневный режим самоизоляции.
"Те, кто эти требования не выполнил и пытается вернуться назад, попадает под административную ответственность. Где-то за месяц уже около 15 таких случаев", – говорит он.
Как это работает?
Большегруз заезжает в пункт пропуска, его осматривают пограничники, проверяют документы. Особое внимание – конструктивным особенностям авто.
Помогают "зеленым фуражкам" искать взрывчатку и наркотики собаки. На сосиски и другую еду четвероногие друзья не реагирует, так что провести их не получится.
Далее – таможня и различные виды контролей. При выезде у водителя также проверяют документы. Хоменок говорит, что "Каменный Лог" – место спокойное.
Правда, случаются курьезы. Например, на лафетах перевозят автомобили, в которых пограничники порой находят препараты с наркотическими веществами, боеприпасами. "Самое интересное, что водитель-то не в курсе. Он машины загрузил и уехал, а на границе выясняется", – отмечает он.
Корреспондент Sputnik пообщался с водителем Дмитрием, который перевозит такие автомобили. Он подчеркивает, что очереди большие с обеих сторон, но проблемы преимущественно у литовской стороны. "Очень много сотрудников у них болеют. Фуры принимают два-три человека", – объясняет мужчина.
Как оказалось, в одном из авто, которые вез Дмитрий, пограничники под сиденьем и обшивкой обнаружили 34 патрона. Их направили на экспертизу. Сейчас по этому случаю идет разбирательство.
Кто ездит в пандемию коронавируса
Хоменок рассказывает, что встречаются в пункте пропуска и легковые автомобили, но из-за пандемии "их наплыва нет". Пограничники выпускают все машины из Беларуси. Едут преимущественно те, кто работает в Литве или водители-грузоперевозчики.
Как там в фуре?
Алексей за рулем с 1994 года и уже почти двое суток ждет своей очереди на въезд в Литву. "Видите, какая колейка! Уже надоело жить в ней", – эмоционально реагирует мужчина. В автомобиле просыпается рация – становится понятно, что у литовской стороны сломался рентген.
Еще один водитель Владимир сразу приглашает к себе в кабину. "Здесь я бреюсь, моюсь, сплю, ем. Это мой дом, поэтому стараюсь поддерживать чистоту. К очередям давно привык. Когда больше, порой меньше – раз на раз не приходится. Живешь такой же обычной жизнью, как и дома, занимаешься своими делами. Параллельно стараюсь решать какие-то домашние вопросы, коротаю время за телефонными разговорами", – рассказывает мужчина.
По его словам, очереди утомляют, но спасает общение с другими перевозчиками. Также в случае чего к коллегам можно обратиться за помощью. "Солидарность – наше все. Водители обращаются друг к другу в тяжелых ситуациях. Все стараются войти в положение, ради этого тоже интересно работать", – говорит на прощанье Владимир.
Очередь растянулась на много километров, в ней встречаем венгра Гюрку. Он едет из Павлодара в Литву. В очереди со своим коллегой стоит трое суток.
"Без душ, туалет, ресторан, ничего нет, как собаки стоим на дороге. Таможня работает, полный газ. Много машин и мало граница. Для водителей много штресс, понимаете, не дружба", – с явным акцентом говорит мужчина.
Ему хотелось бы, чтобы границу фуры проходили быстрее. И приводит в пример брестское направление, где ждать приходится не более 10 часов.
Гюрка переключается на белорусские дороги, которые называет хорошими. Нравятся ему и пейзажи в нашей стране. "В Беларусь приятно ездить и хочу приезжать, dieses Land ist sehr schön (эта страна красивая. – Sputnik), но очереди раздражают", – констатирует венгр.
P.S. На многих погранпереходах уже работает система электронной очереди, которая информирует водителей о выделенном специально для них интервале времени для въезда в пункт пропуска. Такие очереди носят исключительно спланированный по времени характер. Водители заранее знают, во сколько будут проходит границу. При этом они сами находятся в сервисной зоне ожидания, где есть все условия для комфортного отдыха и времяпровождения. Такими системами оборудованы: на латвийском направлении – "Григоровщина" и "Урбаны", на литовском – "Котловка", на польском – "Брузги" и "Брест".
Следить за ситуацией на границе Беларуси можно на официальном сайте ГПК.